Статьи

Первый после Гагарина

5 июля 2013 года в 09:12
В конце июня космонавт Международной космической станции смолянин Александр Мисуркин совершил свой первый выход в открытый космос, где провел 6 часов 35 минут 45 секунд. К слову, наш земляк является 116-м российским космонавтом и 531-м - мира. Мисуркин - второй после Юрия Гагарина «звёздный путешественник» из Смоленской области.

Специально для «Смоленской газеты» прямо из космоса Александр Александрович рассказал о своих орбитальных буднях.

- Александр, скажите, был ли полёт в космос делом всей Вашей жизни? Мечтали ли Вы об этом с детства или же никогда бы и не подумали, что так произойдёт?
- Да, стать космонавтом – это мечта и цель, к которой я шёл с детства.

- Какие чувства у Вас были, когда узнали, что полетите в космос?
- Каждый космонавт с нетерпением ждёт постановки в экипаж, поэтому, когда я узнал, что назначен в экипаж экспедиции 33 – дублёром, и 35- в основной экипаж, очень обрадовался.

- Когда планируете вернуться на Землю?
- Рассчитываем вернуться по окончании программы полёта – в сентябре.

- Каково это – осуществить мечту миллионов людей?
- Я не думаю, что это мечта миллионов людей. Могу сказать, что осуществления своей собственной мечты для меня вполне достаточно.

- Какие впечатления от пребывания в открытом космосе? С чем их можно сравнить? Как это происходит (к примеру, каким образом космонавт попадает в выходной люк)?
- Один из модулей Российского сегмента МКС – СО1 как раз предназначен для выполнения прямого и обратного шлюзования при выполнении выходов в открытый космос. Из него мы закрываем люк к остальным модулям станции, проверяем его герметичность, исправность систем скафандра, сбрасываем давление из отсека и открываем выходной люк.

- Было ли волнение? Страшно ли там? И вообще, ведом ли космонавтам страх?
- Космонавты - такие же люди, и чувство страха нам тоже не чуждо. Но, в данном случае, могу сказать, что страшно мне не было, было интересно, очень хотелось просто остановиться на хотя бы пять минут и посмотреть на незабываемую красоту под ногами, насладиться этим ощущением – полёта над Землей со скоростью практически 8 км/с. Но приходилось работать без промедления, ведь график был очень насыщенным.

- Тяжело ли находится в открытом космосе больше 6,5 часов?
- Находиться – не тяжело, а вот работать…очень не легко.

- Расскажите о самом ярком впечатлении с момента пребывания на МКС.
- Безусловно, это выход в открытый космос, и конечно, сам старт и выведение на ракете.

- Чем Вы занимаетесь на станции, когда выдаётся свободная минутка?
- Таких минут совсем немного, и по большей части, вместо сна.
Всегда надо готовиться заранее к предстоящим работам, есть какие-то мелкие и бытовые дела, на которые время отдельно не регламентируется. Чаще всего свободное время используем, чтобы пообщаться с близкими. Ещё притягательно для меня фотографирование Луны, Земли.

- Что из космического меню нравится Вам больше всего, а что - наоборот?
- Трудно выделить только что-то одно, но из российских продуктов любимый, конечно, творог с черносмородиновым пюре. Нелюбимый – не знаю, потому что силой есть нас никто не заставляет, а то, что ем, отрицательных эмоций не вызывает.

- Платят ли космонавтам «суточные»?
- Я пока получал только консервами и сублимированными соками.

- По чему больше всего скучаете?
- По любимым людям.

- Расскажите немного о трудностях, с которыми приходится сталкиваться на станции.
- Сказать, что мы стойко преодолеваем непомерные трудности каждый день, я не могу. Да и, честно говоря, даже не приходит в голову мысль, что вызывает у меня какие либо трудности.
Тяжелее всего, скорее, пройти все этапы подготовки и дойти до своего полёта. Из жизни на борту, конечно, надо привыкнуть к новым бытовым условиям – как умыться, как побриться. Но сейчас это происходит «на автомате» и не представляет трудности.
Да и вообще, я довольно быстро осознал, что главное - это как раз не стойко преодолевать трудность, а научиться жить и работать так, чтобы подобных проблем не возникало, тогда сил и здоровья больше останется под конец, и полёт будет протекать интересно и доставлять удовольствие.

- У Вас есть мечта?
- Она никуда и не пропадала – я мечтаю полететь на Марс, ну, или хотя бы за пределы орбиты Земли.

- Юрий Гагарин, вернувшись из космоса, первым делом поехал на Смоленщину. Планируете ли Вы по возращении побывать на малой Родине?
- Ежегодно 9 марта, в День рождения Юрия Алексеевича мы практически всем Отрядом приезжаем в город Гагарин. По возвращении я с большим удовольствием приеду в гости на Смоленщину.

- Когда, по Вашему мнению, Россия вернёт себе лидерство в освоении космоса? И что для этого нужно?
- Когда работа для большинства из нас будет не только способом удовлетворения материальных потребностей, но и, в первую очередь, делом горения сердца. Когда дети будут мечтать о том, что б стать лётчиком, моряком, доктором, учителем. И я верю, что это время прейдет!

- 8 сентября в Смоленской области будут избирать региональный парламент. Не стану спрашивать о Ваших политических симпатиях, однако, что бы Вы пожелали избирателям и тем, кто идёт во власть?
- Избирателям - не быть равнодушными, исполнить свой гражданский долг. Избираемым – помнить об ответственности перед избирателями, и честно выполнять свои обещания.

- В сентябре город Смоленск отметит своё 1150-летие. Что бы Вы пожелали землякам?
- Смоленск – один из величайших городов России, я желаю каждому смолянину помнить об этом, любить свой город, относиться к нему как к собственному родному дому, и тогда к следующему Дню Города, он станет ещё краше, благоустроеннее и роднее для каждого из нас.

- Как считаете, ликвидация станции «Мир» была вынужденной необходимостью или ошибкой?
- Я не берусь судить. Но если принять за аксиому тот факт, что у государства не было финансовой возможности для реализации (в ближайшей на тот момент перспективе) новой национальной космической программы, то затопление станции МИР было вынужденной мерой.

ФОТО: www.federalspace.ru
Невероятные приключения американца в Смоленске
НДФЛ жителей Смоленска вырос втрое

Другие новости по теме