Статьи

Уршула СЕМЯНОВСКА: «В Польше возрождается интерес к русскому языку»

3 июля 2013 года в 13:02
24 июня в Смоленском госуниверситете встречали делегацию из польского города Лодзи. Этот визит можно назвать без преувеличения знаковым как для нашего города, так и для развития международных отношений в целом.

Спустя много лет между нашими странами снова возобновился так называемый безвалютный обмен: смоленские студенты отправились в Лодзь, а поляки – к нам. Два преподавателя и девять студентов приехали учиться, знакомиться с культурой и историей России, заводить новые знакомства. Это тем более важно в свете всего, что произошло между обеими странами в последние годы. В наше время необходимо слышать и понимать друг друга, и здесь вся надежда на молодёжь. Об этом и многом другом корреспондент «СГ» побеседовал с одним из руководителей польской делегации, заведующей кафедрой дидактики Института русистики Лодзинского университета, доктором филологических наук Уршулой СЕМЯНОВСКОЙ.

До и после

– Пани Уршула, поделитесь впечатлениями от визита в Смоленск.

– Для начала замечу, что впервые я побывала в Смоленске в 70-е годы, когда между Лодзинским университетом и Смоленским пединститутом существовал так называемый безвалютный обмен. В памяти очень тёплые воспоминания о встречах со смоленскими студентами – душевные разговоры, песни… Незабываемые впечатления остались от знакомства с этим древним городом, его богатой историей и красивой архитектурой, от занятий в институтских аудиториях. Учёба в Смоленске оказала влияние и на дальнейшую жизнь: новые знакомства, контакты с коллегами, которые поддерживали и после поездки. Однако больше всего запомнились искренность и доброта во взаимоотношениях. И вот спустя столько лет я снова здесь. Порадовало, что, как и в годы моего студенчества, нас встречали с истинно славянским гостеприимством: устроили прогулку по центру города, угостили обедом. Даже при первой мимолётной встрече со Смоленском я заметила, как он меняется: идёт реставрация, облик города будто освежился, стал ярче. Раньше я не обращала внимания на то, что вдоль центральных улиц стоят такие красивые дома! Что и говорить, даже центральная площадь – Ленина, правильно? – живет иной жизнью. Здесь и аттракционы для детей, и концерты на открытой сцене. И сам дух города немного другой: более свободный, раскрепощённый.

Русский язык в Польше: новые перспективы

– В вашей группе девять молодых людей, которые приехали сюда практиковаться в русском языке. Насколько вообще «великий и могучий» популярен в Польше?

– До 90-х годов русский язык был обязательным для изучения в школах, и у многих это вызывало отторжение, как нечто навязанное сверху. В 90-х, после различных перемен в нашей стране, интерес к русскому языку заметно упал. Тогда это было естественно, поскольку язык в сознании людей ассоциировался с коммунистической системой. Затем этот предмет исчез из большинства школ, сохранился лишь кое-где в крупных городах. Вместо него по желанию родителей в школах стали преподавать английский и другие западные языки. В провинции же русский сохранился в большей степени, потому как преподавателей английского здесь не хватало. Сейчас английский преподают уже практически во всех школах Польши, но в провинции русский по-прежнему распространён больше. Однако в последнее десятилетие возникла проблема. В начале 2000-х Польша возобновила торговые контакты с Россией и некоторыми странами ближнего зарубежья. И оказалось, что для развития бизнеса не хватает специалистов, знающих русский. Сейчас молодёжь изучает этот язык добровольно, причём многие ребята начинают учить с нуля именно в вузах, если в школе не было такой возможности. Так что если раньше мы принимали только абитуриентов со знанием русского, и это были главным образом молодые люди из провинции, то теперь в университете есть целые группы, где студенты учат русский с нуля. В итоге сейчас у нас студентов «нулевого» уровня больше, чем продвинутого. Мы ввели такие специальности, как «Русский язык в бизнесе», «Русский язык в туризме» и другие, чтобы наши выпускники могли применить свои знания в выбранной специальности. И такие тенденции характерны не только для нашего вуза, но и для многих других университетов Польши. Таким образом, сознательный интерес к русскому возрождается.

«Братья-славяне ближе, чем Запад»

– Как вы считаете, какие тенденции сегодня существуют во взаимоотношениях между русскими и поляками?

– На мой взгляд, старшему и среднему поколениям поляков культура России ближе и понятнее. Люди постарше воспитывались в те времена, когда между нашими странами существовал более тесный обмен информацией и культурными ценностями. Молодое поколение, как мне кажется, о России знает мало. Здесь немалую роль играют польские СМИ, которые в основном акцентируют своё внимание на политике, а это не способствует пониманию того, чем и как живут люди в современной России. К сожалению, многие поляки по незнанию строят своё мнение о русских на основании стереотипов, которые бытуют в обществе. Такие стереотипы либо строятся из сугубо отрицательных черт, либо основаны только на политической идеологии. Нет альтернативных источников информации, которые правильно раскрыли бы национальные особенности русского народа. Кроме того, тёмным пятном в наших взаимоотношениях стало трагическое крушение президентского самолёта под Смоленском. Некоторые видят в этом нечто зловещее и мистическое: элита общества гибнет почти там же, где когда-то расстреляли польских офицеров… Многие поляки воспринимают русских именно через призму всех этих трагических событий. Тенденция существует, но, к счастью, таких взглядов придерживаются далеко не все, а лишь группы людей с определёнными политическими взглядами. Конечно, есть те, кто целенаправленно интересуется Россией, ищет информацию, изучает, анализирует. Приведу такой пример: когда на гастроли приезжают российские артисты – будь то театр, или музыкальная группа, – залы набиты битком. Значит, у поляков – независимо от возраста – есть потребность в том, чтобы соприкасаться с российскими традициями. Нам этого не хватает, ведь, как ни крути, братская славянская культура нам ближе, чем западная. В живом общении, как правило, проявляется истинное отношение друг к другу – доброе, радушное, тёплое. И это взаимно. На самом деле мы очень близки духовно и во многом похожи. Видимо, поэтому в Смоленске мы чувствуем себя как дома.

– Как же избавиться от всех этих неприятных стереотипов?

– Я считаю, единственный путь преодолеть все разногласия и недопонимания – больше общаться, проводить совместные фестивали, приглашать российских артистов в Польшу, и наоборот, показывать фильмы, организовывать обмен студентами. Пока что контакты между нашими странами не так часты, как хотелось бы, ведь есть дополнительное препятствие: чтобы попасть из России в Польшу или из Польши в Россию, нужно иметь визу. Если бы приехать в гости было проще, люди бы больше общались и избавлялись от пресловутых стереотипов.

А КАК У НИХ?

– Насколько я знаю, в Польше, как и в России, в выпускном классе школьники сдают ЕГЭ. У нас дискуссии по поводу единого экзамена не утихают до сих пор: у него очень много противников. А как дела обстоят в Польше?

– Напомню, что единый экзамен польские школьники сдают с 2005 года. В обществе то и дело возникают дискуссии по поводу единого экзамена. Ежегодно проводятся различные изменения, чтобы повысить уровень знаний учащихся. Однако тесты лишь проверяют умения и не способствуют творческому развитию детей. Школьники не умеют кратко выражать свои мысли, писать изложения и сочинения, красиво изъясняться. И наш опыт, как преподавателей вуза, это подтверждает: абитуриенты поступают в университет по ЕГЭ, а потом оказывается, что некоторые не в состоянии закончить даже первый семестр.

– На рынке труда в современной России сейчас острая нехватка рабочих. Молодёжь считает, что на заводах работать непрестижно и неприбыльно…

– У нас та же проблема. Только в Польше нехватка рабочих связана с особенностями современной системы образования. Появились начальные школы, гимназии, а техникумов и профучилищ больше нет. В итоге в стране сейчас не хватает токарей, слесарей, наладчиков и других квалифицированных рабочих. Спрос на эти профессии очень велик. Платят им очень прилично – на порядок больше, чем специалистам с высшим образованием, не считая, конечно, сотрудников заграничных фирм.
В Духовщинском районе найдены останки советского воина
Жителям улицы Козлова в Смоленске вернут свет

Другие новости по теме