Статьи

Лаборатория доказательств

13 марта 2013 года в 13:15
В Смоленской области датой образования экспертно-криминалистической службы следует считать 1933 год, когда в Управлении милиции Западной области при уголовном розыске создали научно-техническое отделение, в штате которого было всего два сотрудника – начальник НТО и фотограф.

За прошедшие десятилетия экспертная служба претерпела не одну реорганизацию, и сегодня в экспертно-криминалистическом центре УМВД России по Смоленской области служат чуть менее 80 сотрудников – офицеров полиции.

«Двойная тысяча»

Мне протягивают тысячную купюру. Рассматриваю банкноту со всех сторон. На просвет на белом фоне виден профиль Ярослава Мудрого, есть металлизированная защитная нить, даже микроперфорация (из маленьких дырочек в бумаге составлено число «1000»).

– А что с ней не так? – спрашиваю и уже сама замечаю, что угол купюры странно расслоился.

– Это подделка, склеена из двух фрагментов бумаги. Очень хорошего качества, – говорит старший эксперт отдела криминалистических экспертиз ЭКЦ УМВД Николай ЕРМОШКИН. – Не всегда граждане с первого взгляда могут отличить, настоящая им попалась купюра или нет. Чаще подделывают тысячные и пятитысячные банкноты. Иногда встречаются такого качества исполнения, что не в каждом магазине при проверке вычислят фальшивку.

А вот для специалистов экспертно-криминалистического центра УМВД это не составит большого труда: за годы работы они повидали самые разные подделки, от рисованных до выполненных с применением полиграфического оборудования. И здесь, чтобы установить необходимые признаки подделки, нередко применяется специальная криминалистическая техника: микроскоп с большим увеличением, приборы с инфракрасным и ультрафиолетовым излучением.

В экспертном центре производится семь видов традиционных криминалистических экспертиз, в том числе по исследованию денежных билетов, а дактилоскопические экспертизы – это, можно сказать, классика жанра.

Чернильные «пальчики»

– Это не больно? Я теперь к вам в базу данных попаду, да?

Приспособлением, похожим на уменьшенную в десять раз копию валика для разглаживания стыков обоев, на подушечку большого пальца мне наносят чёрную краску.

– Не бойтесь, рука должна быть расслаблена, – эксперт отделения криминалистических учётов ЭКЦ УМВД Галина ПЕРЕВЕРИНА аккуратно прокатывает подушечкой моего пальца по бумаге в рамке с надписью «Большой палец» бланка дактокарты. – Возьмите влажную салфетку: через пару минут краска подсохнет.

– И что потом с моим отпечатком будет?

– Этот образец вы возьмёте себе на память, а если появится желание попасть в информационную дактилоскопическую базу, можете обратиться в отделение полиции по месту жительства. Не стоит думать, что отпечатки пальцев берут только у преступников. Есть категории лиц – сотрудники правоохранительных органов, например, – для которых эта процедура обязательна. А для всех остальных добропорядочных граждан существующая дактилоскопическая регистрация добровольная. Возникают различные жизненные ситуации: потерялся пожилой больной человек, случилась беда – ДТП или катастрофа, – и здесь наличие в базе данных дактилоскопической информации о человеке может значительно облегчить его поиск и идентификацию. Кстати, можно посмотреть, как работает автоматизированная дактилоскопическая поисковая система. Произошла кража, с места происшествия нашими специалистами были изъяты следы рук, которые для проверки направлены к нам. Эти следы после необходимой обработки помещены в базу, и вот результат – список совпадений, среди которых есть и конкретное лицо: это ранее судимый гражданин, его дактокарта с отпечатками есть в нашей базе; а всего в ней около 400 тысяч дактокарт лиц и более 20 тысяч следов с мест происшествий.

– Так вы раскрыли преступление?

– Вовсе нет, мы дали информацию. Наша задача – исследование изымаемых объектов и следов, их проверка по дактилоскопическому учёту – одним словом, содействие следствию, дознанию, оперативным службам в установлении причастности конкретного лица к совершению преступления.

В Центре обеспечивается ведение и использование нескольких видов экспертно-криминалистических учётов (дактоучёт, пулегильзотека, картотека трассологических следов – обуви, транспортных средств, орудий взлома, денежных билетов и т. п.), действует автоматизированная дактилоскопическая идентификационная система (АДИС) «Папилон», программно-технический комплекс «Портрет-поиск» по составлению и проверке субъективных портретов по базе разыскиваемых лиц.

«Фаршированные» нарушения

Случайные люди в Центре не работают. Требования к кандидатам очень высокие, в первую очередь это личностные качества человека. Согласитесь, не каждый обладает способностью к анализу, достаточной усидчивостью и терпением, чтобы скрупулёзно, по мелочам собирать разрозненные данные в единую картину. Каждый сотрудник – специалист своего дела, имеет высшее профильное образование. Здесь трудятся эксперты: экономисты, филологи, биологи, химики, медики… В экспертном центре производятся 13 видов специальных экспертиз по 21 экспертной специальности: физико-химические, автотехнические, пищевые, бухгалтерские, взрывотехнические, пожарно-технические, почвоведческие, биологические и другие.

В биологической лаборатории проводят исследования, которые не снились учёным начала прошлого века. И порой без таких опытов собрать доказательства для суда совершенно невозможно.

– Например, реальный случай по факту незаконной охоты: при осмотре места происшествия в лесу обнаружены останки убитого животного. Фрагменты шкуры и мяса были направлены к нам в лабораторию для биологического исследования, в ходе которого мы установили их принадлежность животному рода «лось», – рассказывает эксперт-биолог ЭКЦ УМВД Альбина МИРЕНКОВА. – Затем при осмотре автомобиля подозреваемого в багажнике была обнаружена кровь, исследование которой показало, что это кровь лося. Для полноты картины у подозреваемого из холодильника был изъят фарш, который на поверку оказался изготовленным из мяса лося и свиньи.

В лаборатории стоит большой двухкамерный холодильник.

– Обед храните?

– Нет, конечно. Без холодильника в нашей работе нельзя: в нём хранятся реактивы, а здесь, – открывают морозилку, – сами объекты исследования.

– Прямо как дома: мясо, ещё мясо, только пельменей не хватает.
– Это ещё что, в прошлом году тушёнка изымалась у браконьеров.

В ногу со временем

Без современной техники и специальных приборов для проведения самых разнообразных видов исследований обойтись невозможно. Например, специальное оборудование требуется для фоноскопических (звуковых), видеотехнических, компьютерных и других экспертиз.

В кабинете на рабочем столе – огромный системный блок, примерно раза в два, если не в три, больше обычного.

– Это компьютерный стенд – очень мощный, – с гордостью сообщает главный эксперт отделения фоноскопических и компьютерных экспертиз ЭКЦ УМВД Евгений БАБИН.

На столе – пластмассовая пластинка.

– Что это?

– Объект исследования, изъят по факту попытки кражи денежных средств из банкомата. Видите вот это отверстие? Посередине пластинки как будто кто-то проткнул пластмассу тонкой иголкой. Эту пластинку использовали как накладку на банкомат, в которой прятали видеокамеру. Вот, кстати, и запись с устройства: на видео очень чётко видны руки людей, набирающих пин-код своих карточек. Надо быть бдительными при выборе уличных банкоматов.

Специалисты Центра дадут фору любому хакеру, с их помощью удаётся распутать даже, казалось бы, самые продуманные преступления. Так, например, несколько лет тому назад удалось вычислить молодого человека, который грабил и убивал смолянок, знакомясь с ними в социальных сетях.

Преступники придумывают все новые и новые уловки, более изощрённые и дорогостоящие, поэтому необходимо идти в ногу со временем.

Пока в Центре нет лаборатории для одного из наиболее перспективных научных достижений – идентификации личности методом ДНК-анализа, однако эксперты надеются, что такое оборудование пополнит техническую базу экспертного центра УМВД в недалёком будущем.
Восемь тысяч квадратных метров смоленской истории
Вязьма отметила 70-летие освобождения

Другие новости по теме