Каким будет учебный год 2020/2021: интервью с ректором СмолГУ Михаилом Артеменковым
Образование

Каким будет учебный год 2020/2021: интервью с ректором СмолГУ Михаилом Артеменковым

21 августа 2020 года в 08:31

Как начнётся новый учебный год – этот вопрос волнует не только первокурсников, но и студентов старших курсов, которые завершили предыдущий семестр в онлайн-формате. Ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков рассказал о том, как в этом году пройдёт День знаний и о том, изменится ли формат обучения.

– Михаил Николаевич, пожалуй, самая главная интрига – как же начнётся учебный год?

– Самое актуальное, важное и приятное для нас – это то, что учебный год мы начнём в очной форме. На сегодняшний день есть решение Министерства науки и высшего образования, университет готов к его реализации. 1 сентября мы познакомимся с первокурсниками очно, а уже на следующий день университет начнёт образовательный процесс.

– Кажется, пандемия ощутимо изменила мир, меняются и некоторые правила посещения общественных мест. Коснулось ли это университета?

– Прежде всего, важно понимать, что онлайн-образование, которое было введено как кризисная мера, не заменит традиционные формы обучения, но станет их важным дополнением. Для нас крайне значимо, чтобы все студенты, которые учатся в университете, приобрели цифровые компетенции, поскольку они явно будут востребованы в следующем периоде их жизни.

Большая часть занятий будет осуществляться в привычной форме, поскольку контакт преподавателей и студентов ничто заменить не может. Главное ограничение в основном коснётся аспектов, связанных с безопасностью здоровья студентов, преподавателей и сотрудников. Обязательной будет термометрия на входе, в связи с этим расписание будет составляться в несколько потоков – чтобы не создавать очередь и избыточное пересечение потоков посетителей. Во-вторых, во всех общественных пространствах университета сотрудники и студенты должны будут находиться в средствах индивидуальной защиты, то есть в защитных масках. Исключение делается только для преподавателей во время чтения лекции, но и в этом случае они должны соблюдать социальную дистанцию. К сожалению, изменения коснутся и массовых мероприятий, которые мы пока не можем проводить, но рассчитываем, что часть из них переведём в другие формы, прежде всего, в онлайн. Других значимых изменений нет.

– Студенты из других регионов могут свободно приехать в Смоленск, но как быть иностранным обучающимся? Что делать им, если границы не откроют до начала учебного года?

– В этом случае для таких студентов мы организуем персональное обучение с помощью дистанционных технологий до тех пор, пока они не смогут приехать. Тех, кто приезжает из стран с возобновлённым сообщением, мы просим взять справку о прохождении ПРЦ-теста на COVID-19. Кроме того, некоторым придётся пройти 14-дневный карантин, а после – сдать тест на коронавирус, затем их допустят до очных занятий.

– Вернёмся к образовательному процессу. Есть ли какое-то процентное соотношение очных и дистанционных занятий? Что перейдёт в онлайн-формат?

– Я думаю, это в большей степени будет зависеть от каждой образовательной программы и даже от курса. В самом крайнем варианте это 80% офлайн- и 20% онлайн-занятий, но большая часть из них всё-таки будет проводиться очно.

В онлайн-формат перейдут лекционные курсы, которые читаются «потоком» – у нескольких групп. Сейчас все факультеты проводят ревизию своих образовательных программ и определяют, какие дисциплины они могли бы полностью или частично перевести в онлайн.

Надо сказать, что опыт сложился разный. Некоторые преподаватели говорят о том, что их дисциплины даже более эффективно могут преподаваться в смешанном формате. Кроме того, мы планируем полностью перевести в онлайн-форму несколько дисциплин для первокурсников, чтобы они как раз-таки нарабатывали нужные цифровые компетенции, осваивались в «новой нормальности».

– К слову о первокурсниках. В этом году приёмная кампания нелегко прошла для выпускников школ. Как университет будет адаптировать их к необычным реалиям обучения?

– Мы скорее будем адаптировать их к обычным реалиям, потому что, ещё раз повторю, без контакта с преподавателями любое образование невозможно. Для них год начнётся в привычной университетской форме – в аудиториях с преподавателями. При этом мы понимаем, что последние полгода для выпускников школ были крайне напряжёнными: это и перевод в дистант, и изменение сроков проведения ЕГЭ. Фактически мы говорим о том, что летних каникул у них не было и они сразу же приступают к обучению в университете и столкнутся с изменением многих привычных для них форм взаимодействия.

Во-первых, мы планируем определённую помощь первокурсникам со стороны преподавателей, увеличение консультаций, в том числе персональных. На некоторых факультетах уже есть практика наставничества старшекурсников над новичками, они помогают им приспособиться к университетским реалиям, мы планируем такую практику расширять. И, конечно, как и всегда, мы рассчитываем на активное участие органов студенческого самоуправления – профсоюза, студсовета, которые всегда хорошо вели работу по адаптации первокурсников. Формы поменяются, но общая направленность сохранится.

– Вернёмся в недавнее прошлое. Предыдущий учебный год университет завершил в онлайн-формате. Как оцениваете результаты в целом? Есть ли у онлайн-форм будущее вне пандемии?

– В целом университет с переходом к дистанционному образованию справился в полном объёме. Студенты завершили обучение онлайн, прошли промежуточную аттестацию, сдали зачёты и экзамены. Показателем успешности, на мой взгляд, является то, что все выпускные экзамены и защиты выпускных квалификационных работ полностью прошли онлайн без каких-либо накладок. Все выпускники получили свои дипломы о высшем образовании.

Кроме того, мы можем говорить о том, что нам удалось перевести в дистант не только всё, что связано с обучением, но и с университетской жизнью: научные конференции, некоторые студенческие мероприятия, в СмолГУ даже прошёл онлайн-выпускной. Хотя надеемся, что у нас всё-таки будет возможность пригласить выпускников в университет ещё раз и встретиться с ними лично.

Если говорить об успешных кейсах, мы реализовали несколько проектов в сотрудничестве с ведущими вузами России (студенты прошли несколько онлайн-дисциплин Высшей школы экономики, Уральского федерального университета, Санкт-Петербургского государственного университета). Считаю, что такую практику для некоторых курсов можно и нужно сохранять, поскольку студенты имеют возможность услышать лучших лекторов нашей страны, сравнить курсы СмолГУ и других вузов. Мы освоили не только нашу систему дистанционного образования СмолГУ, но и основные платформы видеоконференцсвязи: у преподавателей сохранилось живое общение со студентами благодаря современным технологиям.

В целом мы наработали основу для построения независимой системы оценки знаний, потому что проверка знаний через дистанционные формы, тестирование, слепая проверка работ позволяет объективно оценивать наших студентов. В связи с этим уже в этом учебном году мы сочли возможным на некоторых направлениях подготовки, где предложена эффективная система оценки качества результатов образования, ввести скидки на стоимость обучения для внебюджетных студентов. Их величина будет зависеть от академической успеваемости, а распределение будет прозрачным и объективным.

– Хотя приёмная кампания продолжается, можно ли подвести промежуточные итоги онлайн-поступления?

– Я оцениваю этот опыт крайне положительно. Университет заранее принял решение о развитии собственной электронной среды: были установлены специальные системы личного кабинета абитуриента, которые позволили в защищённом режиме получить документы от всех поступающих. Такой «цифровой вход» в СмолГУ мы планировали вне контекста пандемии с 2019 года.

Для нас был новым опыт массового приёма дистанционных вступительных испытаний, в основном это касается поступающих на заочную форму бакалавриата или в магистратуру. Теперь у нас есть и очень интересный опыт приёма творческих экзаменов в системе дистанционного образования, когда люди отвечали на вопросы, писали эссе, а будущие студенты художественно-графического факультета даже онлайн рисовали.

Что касается приёмной кампании в целом, сегодняшние цифры показывают большой интерес к университету. Заявлений в этом году несколько больше, чем в прошлом.

Для нас показательны два момента: онлайн-поступление позволяет расширять границы. Мы получили большое количество заявлений от студентов практически из всех регионов России: от Калининграда до Сахалина, а также из других стран, расширив уже существующие международные связи. Во-вторых, наши образовательные программы, которые пережили глубокую трансформацию и предлагают совершенно новые формы обучения, вызвали у абитуриентов большой интерес даже при отсутствии бюджетных мест. На платной основе готовы обучаться абитуриенты с очень высокими баллами – например, на журналистику поступают несколько стобалльников. Я считаю, что это очень убедительный результат.

Фото: smolgu.ru

Анастасия Разумная

В Алтуховке построят новый детский сад и школу
В Смоленске состоится образовательный онлайн-марафон