Образование

Сельский учитель из Темкино рассказал о выборе пути и своём первом уроке

17 ноября 2019 года в 10:02

Учитель – одна из самых древних и почитаемых профессий. Именно учитель, сея «разумное, доброе, вечное», формирует личность нового поколения, способствует развитию науки и техники, а вместе с тем – развитию нации и государства. Многие с благодарностью вспоминают и всю жизнь хранят образы своих учителей и наставников. Труд учителя – особый труд. Его нельзя мерить количеством выпускников, как измеряют труд рабочего количеством деталей, нельзя мерить количеством времени, проведённого в школе, потому что общение с детьми не поддаётся такому измерению. Трудность учительской профессии в том и состоит, что результат своего труда учитель может увидеть только через годы, а иногда через целое поколение.

А молодым специалистам вдвойне тяжелее, ведь они совсем недавно окончили школу, профессиональные учебные заведения и вышли в «открытое плавание», где на их жизненном пути встречаются не только волны, но и скалы. Но зато они полны энтузиазма и новых идей, которые готовы применить прямо сейчас.

О сложностях и радостях профессии педагога мы поговорили с молодым учителем географии и биологии Тёмкинской средней школы имени Героя Советского Союза Георгия Васильевича Громова Евгением Мосолковым.

– Евгений Владимирович, расскажите немного о себе…

– Я обычный парень. Родился и вырос здесь, в селе Тёмкино. Окончил Смоленский государственный университет по направлению «Педагогическое образование. География и биология». И теперь уже второй год работаю в Тёмкинской школе, которую и сам окончил.

– Правда ли, что студенческие годы самые чудесные?

– Абсолютно! Эти несколько лет – одни из самых прекрасных. Очень насыщенные, где я повстречал новых людей, в первую очередь друзей, с которыми до сих пор общаюсь. Познакомился с достойными работниками науки, участвовал в организации различных мероприятий национального масштаба (Всероссийская олимпиада по экологии, Географический диктант). Помню, как один раз сажали деревья с немецкой делегацией. Конечно, я не знаю немецкого языка, но пытался разговаривать на английском. Кажется, мы понимали друг друга. И многое другое – всего не рассказать. Могу только сказать одно: это всё необходимо прочувствовать, чего я желаю каждому будущему студенту.

– Почему вы выбрали именно профессию учителя?

– Когда я решал, какую же мне профессию выбрать, то подумал, что профессия учителя не слишком трудная. Но как я ошибался! В большей степени на меня повлияли друзья, которые обучались в СмолГУ, и одноклассники, которые туда только поступали. Поэтому выбор вуза был сделан, и я стал изучать направления обучения – они все были с педагогической направленностью. Меня тогда это не особо смутило, и я выбрал географию и биологию.

– Вы сказали, что профессия учителя не трудная, но признали, что ошибались. Почему?

– Пожалуй, самое трудное – оформление большого количества документации, что отнимает значительную часть времени, которое любой учитель мог бы потратить на другие, более важные дела – например, подготовку к уроку. Нет, не подумайте, что учителя не готовятся к уроку, это не так. Просто помимо всего у тебя есть ещё и документы, которым ты должен уделить время. Наверное, это самый большой минус.

– Почему именно география и биология? Почему не русский язык или математика?

– Тут всё просто. Когда я был совсем маленьким, любил одну книгу. Сейчас я уже не помню, как она называется, но на тот момент она была чуть больше моей ладони. Там было собрано очень много различных карт. Тогда я не понимал и не знал, что это за страны или же места, но очень любил рассматривать страницы этой книги. Может, это был географический атлас, а может, просто путеводитель… Но то, что я любил эту книгу, – да!

Ещё я интересовался «футбольной географией»: откуда команда, какой флаг, на каком языке разговаривают. Для меня это было тоже интересно. Да мне и сейчас это интересно.

А что касается биологии, то любовь к ней зародилась вследствие просмотров фильмов ВВС о животных и наличия дома энциклопедий.

– Евгений Владимирович, какими качествами должен обладать учитель?

– Я считаю, что у учителя в первую очередь должно быть терпение, большой багаж знаний и обязательно чувство юмора. Без него никуда.

– Есть ли у вас любимчики?

– Конечно, приятно, когда некоторые ученики работают на уроках и учат твой предмет, но отношение ко всем одинаковое. Поэтому не вижу смысла выделять кого-то конкретно.

– Как лучше всего помочь отстающим ученикам?

– Наверное, больше использовать индивидуальный подход. Больше помогать, чуть подтолкнуть к правильному ответу. Любой ученик, если возникают какие-то вопросы по теме, может подойти ко мне после уроков или на любой перемене. Я всегда готов помочь каждому.

– Как часто вы обсуждаете с учениками философские вопросы и нужно ли их вообще поднимать на уроках?

– Такие вопросы возникают на уроках достаточно часто, ведь география соприкасается почти со всеми науками, как и биология. Иногда появляются такие вопросы: «Откуда взялась жизнь и что это такое?», «Что такое Земля и как она возникла?» Я считаю, что их необходимо поднимать, они расширяют кругозор, и дети не стесняются делиться своими гипотезами. Ведь именно в спорах рождается истина!

– Учитель учится вместе с учениками. Чему за это время научились вы?

– Решать какие-то вопросы более спокойно и рассудительно. А так у меня ещё огромное количество времени, чтобы в дальнейшем приобрести что-то новое.

– Какой учебный день для учителей считается удачным?

– Когда не произошло никаких происшествий и задачи, которые были поставлены, выполнены.

– Как вы относитесь к школьной дисциплине?

– В целом в школе с дисциплиной прекрасно справляются наши завучи и директор. Что касается моих уроков, то мне нравится, когда идут бурные и живые обсуждения, решение проблем, поставленных на уроке, и высказывание своих точек зрения, конечно, в рамках дозволенного. Особых проблем с дисциплиной никогда не было.

– Расскажите о своём первом уроке. Как он прошёл?

– Я сильно волновался и переживал. В моей голове была одна задача – успеть рассказать весь материал. Конечно, я всё успел, даже быстрее, чем планировал. У меня ещё оставалась добрая половина урока. Но я не растерялся – на всякий случай я подготовил дополнительный материал к уроку, с таким расчётом, что, может быть, он мне понадобится. И он мне действительно понадобился, но в целом урок прошёл замечательно, я так думаю.

– Какие суеверия есть у учителей?

– Лично у меня никаких суеверий нет. Есть свои задачи, которые необходимо выполнить, и никакие «внешние силы» на это повлиять не могут.

– Какой самый забавный вопрос или ответ вы получали от учеников?

– Чаще всего дети меня спрашивают о возможности существования мегалодона, йети, инопланетян. Такие вопросы не могут не вызвать улыбку. Но я отвечаю с научной точки зрения и рекомендую не увлекаться «РЕН-ТВ».

– Какой у вас коллектив в школе?

– У нас замечательный коллектив, на который можно положиться и который всегда тебя поддержит. Работают компетентные люди, которые знают своё дело и выполняют его на высшем уровне.

– Какой совет вы дали бы будущим учителям?

– Главное – не бояться. Многие, когда слышат об учителях, сразу говорят: «Нет». Не из-за того, что им не нравится эта профессия, а в большей степени из-за боязни, что не получится. У каждой профессии есть свои минусы, но есть и плюсы. Поэтому ничего не бойтесь и найдите своё место в этом большом мире.

По материалам портала «Уездные вести»

Фото: Диана Огурцова, school-temkino.ru

Диана Огурцова, корреспондент газеты «Заря»

Студенты СмолГУ приняли участие в «Синей птице»
О смоленском профессоре написали в американском журнале