Аграрный вуз – это престижно
Сегодня, 9 августа, своё 50-летие отмечает Смоленская государственная сельскохозяйственная академия. Об истории создания учебного заведения, новых специальностях, востребованных профессиях и перспективах обучения, а также о планах праздничных мероприятий рассказали гости радиостанции «Смоленская весна» и «Смоленской газеты» – врио ректора Смоленской государственной сельскохозяйственной академии Юлия ЕВСТАФЬЕВА и советник при ректорате вуза Анна ТИМОФЕЕВА.
1974-й. Как начиналась история...
–Наша встреча посвящена приближающемуся юбилею. Вот давайте с этого и начнём. Есть ощущение, что это старое, устоявшееся учебное заведение?
А. Т.: – В академии, конечно, уже есть свои определённые традиции, но ощущения, что это старое заведение, пока нет, хотя я провела здесь практически всю свою жизнь.
Прежде чем перейду к юбилею, расскажу, как начиналась история. В 1974 году Смоленский обком КПСС возглавлял Иван Ефимович Клименко, которому область досталась в очень разрушенном состоянии, особенно сельское хозяйство. Его заботой было обеспечить сельское хозяйство специалистами. Он добивался, чтобы сельскохозяйственный вуз был открыт именно на Смоленщине, лично по этому поводу ездил на приём к Леониду Брежневу. Академия открылась – старожилы, наверное, помнят – как Смоленский филиал Тимирязевской сельскохозяйственной академии. Нам выделили здание в центре города, где сейчас находится наш главный корпус, – по улице Большой Советской, 10/2. В этом здании и учились, и работали, и жили. Позже добавили общежитие – здание строилось как обкомовская гостиница, но Иван Ефимович отдал нам его.
– Иван Ефимович отдал самое лучшее под сельскохозяйственную академию...
А. Т.:– Да. Это показывает, насколько он трепетно относился к проблеме. Итак, в 1974 году открылось только подготовительное отделение. Первый курс набирали в 1975 году. Первый выпуск был в 1980 году.
– Как вы считаете, внимание к сельскохозяйственным кадрам ослабло с той поры или ещё больше возросло?
А. Т.:– Усилилось, особенно в последние годы.
Ю. Е.: – Были, конечно, перегибы в другую сторону, но в последние годы мы чувствуем поддержку и со стороны региональной власти, которая курирует сельское хозяйство региона, и на федеральном уровне. Министерство сельского хозяйства России очень активно поддерживает, направляет, ставит цели, которых мы должны добиваться.
Новые перспективные специальности
–Ваши выпускники получают профессии на все времена, традиционные профессии – агроном, зоотехник. Они пользовались спросом десятки лет назад и востребованы сейчас. Получается несколько парадоксальная ситуация: с одной стороны, у нас повысилось внимание к высоким технологиям, но и вы теперь, получается, на пике популярности...
Ю. Е.: – Изначально академия готовила специалистов всего по трём направлениям: «агроном», «зоотехник» и «экономист-организатор сельскохозяйственного производства». И долгие годы оставалось только так. Сейчас спектр подготавливаемых специалистов значительно шире: наземные транспортные технологические средства, водные биоресурсы и аквакультура, теплоэнергетика и теплотехника, технологи, агроинженеры и многие другие.
А. Т.: – Но традиционные специальности всё равно остаются. И надо отметить: агроном сейчас – это не агроном тогда, это совершенно другой агроном: с другой подготовкой, с другими возможностями именно с технической точки зрения.
– Не так, как мы видим в фильмах: председатель вышел в поле, взял землю, в ладонях потёр её, понюхал и говорит: «Пора уже яровой сев начинать»? Сейчас по-другому?
А. Т.: – Одно другому не мешает.
Ю. Е.: – Традиции никто не отменял. Хлеб – всему голова, и, чтобы его вырастить, нужно знать азы профессии, уметь это делать. Цифровые технологии, конечно, есть и в наших направлениях подготовки. Обязательно в рамках образовательной программы наши студенты изучают модуль информационных технологий, который привязан к конкретной специальности, – не просто уроки информатики общего профиля, а специализированные, привязанные к тому, чему мы учим ребят.
– Среди новых направлений подготовки у вас появилось «Садоводство». На Смоленщине эта отрасль входит в разряд перспективных?
А. Т.: – Да, безусловно. У нас есть очень крупные предприятия, которые занимаются садоводством. Одно из них – «Городнянские сады» в Новодугинском районе, где просто гигантские площади заняты под яблони.
– Ещё одно направление, которое вы упомянули, – «Водные биоресурсы и аквакультура». Смоленщина становится портом пяти морей?
А. Т.: – Эти традиции существовали уже не одно десятилетие, потому что условия того же Десногорского водохранилища уникальны. Мы онлайн участвовали в мероприятии, которое проводилось на федеральном уровне, где многие регионы представляли себя как центры для развития аквакультуры. Мы говорили о том, что условия Смоленщины выигрышно отличаются от условий других регионов. Мы можем выращивать практически все породы рыб с учётом определённых технологий. И Десногорск – это не единственная точка роста, есть и другие, которые сейчас тоже успешно развиваются.
– Чтобы пойти учиться на специалиста по водным ресурсам или аквакультуре, нужно иметь некоторую отвагу, потому что ты рискуешь остаться без работы. Значит, люди, приходя учиться, понимают, что они найдут себе работу?
Ю. Е.: – Здесь очень большую работу ведёт вуз. Мы не запускаем образовательную программу просто так – сначала просчитываем все возможные варианты дальнейшего трудоустройства, налаживаем связи с партнёрами. Когда мы окончательно понимаем, что можем программу реализовать и дать нашим будущим студентам успешную карьеру, рост в профессии, только тогда начинаем набирать ребят на определённое направление. Вот так было как раз с аквакультурой, с наземным транспортом. Мы чётко понимаем, что ребята не останутся не у дел. Они будут работать на территории региона и приносить ему пользу.
– Насколько длительный срок проходит между вашей задумкой открыть новую специальность и получением лицензии на выпуск специалистов?
А. Т.: – На лицензирование много времени не нужно – до года. Эта процедура направлена на то, чтобы получить право вести образовательную деятельность по направлению подготовки или специальности. Но даже когда мы лицензируем что-то новое, мы вначале набираем только студентов-заочников – до очников ещё надо дойти. Заочно приходят учиться люди, которые уже в профессии работают и хотят дальше реализоваться на более высоком уровне. Первые студенты, которые сейчас учатся по направлению «аквакультура», – это увлечённые люди, они уже в профессии.
– Отрасль развивается, и дополнительные знания требуются постоянно. Есть ли ещё задумки, какая-то неожиданная профессия появится в Смоленской сельскохозяйственной академии?
Ю. Е.: – Пока нет. У нас сейчас очень большой спектр направлений, а мы небольшой региональный вуз.
– Вы считаетесь небольшим вузом?
А. Т.: – В рамках аграрных вузов России – да.С позиций города, безусловно, мы стали крупнее. В 1974 году было всего три факультета, на каждый набиралось от 75 до 100 человек.
Аграрный вуз – это престижно
– Вы наверняка согласитесь со мной, что лет пятнадцать – двадцать назад интерес к вашему вузу несколько ослаб. Сейчас он возобновился. Поступить в сельскохозяйственную академию – это даже в некотором роде престижно...
Ю. Е.: – Я думаю, это связано ещё в значительной степени с тем, что правительство повернулось к сельскому хозяйству, и поддержка отрасли сейчас оказывается огромная. Зарплаты, которые сейчас предлагают крупные сельскохозяйственные предприятия, не сравнить с теми, что предлагались лет пятнадцать назад. Сейчас очень достойный и уровень зарплат, и в общем уровень того, что предлагается специалисту. Специалисты требуется постоянно.
– Давайте об этом поговорим. Ваша ситуация схожа с врачами: у нас есть свой профильный вуз, но нам не хватает специалистов. Есть кадровый голод в сельском хозяйстве? Кого не хватает в первую очередь?
А. Т.: – Рабочих рук не хватает. Выпускник аграрного вуза, который приходит работать на предприятие, должен быть готов к тому, что ему придётся работать не только по своему направлению, а ещё по какому-то смежному. Хозяйства страдают от того, что у них нет непосредственно работников. Они эту задачу решают при помощи нас – охотно берут на практики наших ребят, на стажировки, платят им за это, что самое главное. То есть это не практика ради учебного процесса, когда просто пошёл и отработал навыки, получил документ. Этого сейчас недостаточно, и студенты выполняют работы, которые потом дадут им успешный старт в профессии непосредственно на предприятии.
Ю. Е.: – По большому счёту, сейчас полностью перестраивается сама система профориентации. Это посыл Министерства сельского хозяйства России. По стране активно открываются агроклассы. Проект, автором которого был Россельхозбанк, поддержан министерством. Партнёрами проекта у школ всегда являются аграрный вуз региона и заинтересованные работодатели. Связь между школой, вузом и предприятием развивается на протяжении нескольких лет: реализуются совместные проекты, проводятся занятия со школьниками, экскурсии. Есть вариант летних школ для школьников и студентов – совместный проект, где студенты могут быть наставниками, школьники пока только учатся и погружаются в профессию. Эти проекты всегда очень успешны, потому что дети, таким образом, не просто слышат где-то об аграрной профессии, они в неё погружаются, пробуют что-то делать руками. И если это действительно находит отклик, то мы получаем самую лучшую аудиторию, которая потом может в качестве абитуриентов прийти в наш вуз. Интересно, что проекты агроклассов направлены не на одиннадцатиклассников, они могут открываться в школах начиная с пятого – седьмого класса. Школьники постепенно, видя разные направления, пробуя себя в профессиях, готовятся к тому, что аграрный вуз – это престижно, «круто», как дети сейчас выражаются, и самое главное – это вход не просто в профессию, а в очень успешную, высокооплачиваемую профессию.
– Практика выращивания для себя студентов видна во всех отраслях. Как вы считаете, оправдывается это в какой-то степени? Много ли ребят, которые начинают интересоваться сельским хозяйством ещё в школе, потом становятся вашими абитуриентами?
А. Т.: – Пока рано говорить о показательном результате. Но, имея очень серьёзный профориентационный опыт, я могу сказать, что это действующая схема, потому что мы работаем не просто с тем, что школьник видит профессию, – он пробует себя в ней. Профессиональные пробы – самое главное. Это самый действенный способ для того, чтобы прилечь в профессию школьников.
– Насколько тогда необходимо высшее образование? Может быть, на среднем специальном остановиться – и пускай идут в сельское хозяйство, где, как вы говорите, руки нужны. А потом уже люди придут с профессией к вам, понимая, что им нужно, чему доучиться, какие навыки приобрести...
Ю. Е.: – Безусловно, высшее образование необходимо. И среднее специальное необходимо, но и высшее тоже. У нас в регионе широкая сеть колледжей, техникумов, которые учат специалистов среднего профессионального уровня образования. Но нужно сказать о том, что высшее образование для специалиста, который хочет занимать ведущие должности на сельхозпредприятиях, необходимо. Тот, кто получил среднее профессиональное, может на что-то претендовать, но ему нужно больше работать, получить больший опыт. Специалисту с высшим образованием, который прошёл серьёзную стажировку, отработал свои практические навыки на предприятиях, проще дальше двигаться. Нашим предприятиям агропромышленного комплекса интересны выпускники как колледжей, техникумов, так и вузов. Предприятие в любом случае даёт серьёзную практическую базу и погружает непосредственно в ту профессию, которая им важна и нужна, а студенты с высшим образованием этот процесс, так скажем, проходят менее болезненно – для них привычно учиться, осваивать навыки прямо на рабочем месте и двигаться дальше.
– Расскажите, насколько сельскохозяйственные предприятия участвуют в учебном процессе? В некоторых отраслях, например в строительстве, сейчас это очень модная тема – учебные планы формируются с учётом мнения представителей промышленных предприятий. У вас как это налажено?
Ю. Е.: – Да, безусловно, такая практика тоже есть, и заказы предприятий мы тоже стараемся исполнять. У нас в каждом направлении подготовки есть преподаватели-практики, которые ведут занятия у студентов именно с позиции своего практического опыта.
А. Т.: – И, безусловно, есть практическая подготовка, которую студенты проходят на базе наших партнёров по всей области.
– Как это происходит? Студенты выезжают, как положено, в поле, куда-то на ферму?
А. Т.: – Именно практические занятия, конечно, проходят ближе к Смоленску, правда, не всегда, но у нас же есть автобусы. Мало того, у нас есть своё опытное поле, которое является нашей основной базой для проведения практических, лабораторных занятий. Оно используется двадцать четыре часа в сутки, потому что это действительно то, на чём строится вся наша деятельность, в том числе и научная работа.
О науке в сельском хозяйстве
–Про науку давайте поподробнее. Насколько серьёзные научные исследования ведутся в вузе?
Ю. Е.: – У нас есть госзадание, которое ежегодно в обязательном порядке устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, но мы самостоятельно определяем тему и направление работы, команду, которая будет заниматься её выполнением. Все результаты нашей научно-исследовательской деятельности признаны, они достаточно высокого уровня, и главное – они внедрены в практику. Сейчас, наверное, для всех основная цель – зарабатывать на науке: не просто выполнять исследования по заказу либо по своей собственной тематике, которую мы, например, считаем интересной для себя, а сразу искать того, кому нужны результаты исследований и кто готов за них заплатить.
– Насколько наука остаётся прикладной в сельском хозяйстве? Как вы считаете, у Смоленщины есть потенциал с точки зрения повышения урожайности, если мы будем шире применять научные разработки? Есть ли вообще такая возможность на наших землях?
Ю. Е.: – Если говорить об экономических показателях, то мы считаем, что в основе действительно должен лежать научный подход. Если не пользоваться новыми достижениями науки, то результат работы агропромышленного комплекса останется на том же уровне, что и сейчас, или даже на том, что был раньше. Конечно, и у сельхозпроизводителей меняется сознание: они понимают, что нужно поворачиваться лицом к науке, а не работать на технологиях, которые использовались тридцать-сорок лет подряд. Сейчас многие из них заинтересованы во внедрении результатов научной деятельности нашей академии либо других разработчиков, чтобы использовать их, поскольку они действительно дают положительный эффект. Наука должна быть в основе всего.
«Химия» на даче
– Житейский вопрос, не как к руководителям крупного вуза: не кажется ли вам, что вся эта наука в сельском хозяйстве немного отдаляет нас от экологии, чистых фермерских продуктов? Я говорю с точки зрения простого обывателя: технологии, удобрения, что-то внедряется, что-то облучается, сажается не вовремя… А нам хочется просто в землю бросить семя, оно вырастет и будет полезным...
А. Т.: –Семечко не вырастет, если вы просто бросите его в землю… Как пример, самый простой: на большинстве дачных участков в качестве удобрения используется навоз. Что он даёт? Неконтролируемое потребление растениями азота – и вот как раз в этом случае появятся нитраты и нитриты. Проверьте, что вы выращиваете на своих дачных участках. А если мы сделали анализ и узнали, сколько питательных веществ находится в почве на нашем участке, чего и сколько не хватает, если мы рассчитали количество удобрений, которое нужно внести, чтобы получить урожай, растение возьмёт из них нужное количество питательных веществ, и никакого их излишка не будет. Это наука на, скажем так, элементарном уровне.
– Но мы, согласитесь, всё равно думаем, что выращенное в промышленных масштабах заведомо хуже, чем то, что выросло у нас на даче…
А. Т.: – Это неправильно, и нужно чаще говорить людям о том, что это не так. Если вы имеете в виду «химию» – именно в кавычках, то наука сейчас идёт как раз по другому пути. Биопрепараты, биоподход, органическая составляющая в производстве и технологиях – вот это сейчас важно. Это все понимают, и мы тоже идём этим путём.
Главные юбилейные мероприятия состоятся осенью
– Давайте вернёмся к основной теме нашего разговора – вашему юбилею. Как будете встречать, какие мероприятия запланированы?
Ю. Е.: – Мы уже начали его отмечать – старт был дан ещё весной. В конце марта мы провели мероприятие во Дворце спорта «Юбилейный», которое условно назвали «Битва академиков. Поехали!». Мы приурочили его ко Дню космонавтики, дню рождения Юрия Алексеевича Гагарина. Получился задорный спортивный праздник, который очень воодушевил преподавателей и студентов. С этого момента все ключевые мероприятия академии маркируются отметкой «50 лет», и их содержание так или иначе раскрывает юбилейную тему. Но самые главные и интересные мероприятия у нас запланированы на осень: Агропромышленный форум с международным участием (13 ноября) и Торжественное юбилейное мероприятие, в рамках которого в том числе состоится награждение наших сотрудников ведомственными наградами (14 ноября). Мы планируем пригласить представителей Министерства сельского хозяйства России, региональные органы власти, наших партнёров – крупные предприятия региона. И, конечно, учащихся агроклассов – на торжественном мероприятии 14 ноября как раз посвятим их в «агроклассники». Также мы приглашаем на наши мероприятия выпускников вуза прошлых лет.
Знак качества
– И в завершение беседы последний вопрос, уже на будущее: молодым людям посоветуете поступать в сельхозакадемию? Чем будете аргументировать?
Ю. Е.: – Посоветуем. Они получат современные востребованные профессии, которые сейчас, повторюсь, очень хорошо оплачиваются – оклады в сельском хозяйстве у специалистов высокие. Да, конечно, не сразу, сначала нужно показать себя, но даже на первоначальном этапе предприятия сейчас предлагают очень неплохие оклады.
А. Т.: – Добавлю, что наши студенты получат не только профессию, но и до очень высокого уровня разовьют свои социальные навыки, потому что молодёжная политика, воспитательная работа, которая выстроена в академии, – это знак качества.
– В Смоленской государственной сельскохозяйственной академии сохранилось то, что можно назвать классическим высшим образованием – с учёбой, общественной жизнью, культурными мероприятиями?
Ю. Е.: – В обязательном порядке. Наши студенты занимают призовые места в различных мероприятиях как по воспитательному, так и по научному направлениям. Мы этим очень гордимся!
– Юлия Александровна, Анна Леонидовна, благодарю вас за очень интересный разговор и в вашем лице поздравляю весь преподавательский и студенческий состав академии с пятидесятилетним юбилеем!
Беседовал: Юрий СЕМЧЕНКОВ
Текст подготовила: Мария ОБРАЗЦОВА
Фото: Смоленская государственная сельскохозяйственная академия