Владислав Ковалёв: Чтобы выиграть, надо палить из всех пушек
В Москве состоялся заключительный этап I Всероссийского конкурса педагогов центров цифрового образования детей «IT-куб» «Помогаю. Проектирую. Программирую. Будущее». Мероприятие проходило 11–12 декабря в инновационно-образовательном комплексе «Техноград» на ВДНХ в рамках Международной выставки-форума «Россия». Конкурс проводился в рамках реализации национального проекта «Образование» и концепции достижения технологического суверенитета России.
Ведущие педагоги-наставники
Лучшие педагоги из разных уголков России соревновались в пяти направлениях: «Программирование», «Разработка приложений», «Системное администрирование», «Кибергигиена и работа с большими данными», «Алгоритмика и логика».
Смоленский центр цифрового образования детей «IT-куб» представляли ведущие педагоги-наставники Роман ВЯТОШИН и Владислав КОВАЛЁВ.
– Вот уже четвёртый учебный год центр «IT-куб» работает в нашем регионе, и надо сказать, что на протяжении всех этих лет небольшими шажками мы двигались к тому, чтобы заявить о себе на более высоком уровне, – рассказывает руководитель «IT-куба» Татьяна КУДРЯВЦЕВА. – За время существования центра именно эти педагоги накопили существенный опыт в работе с ребятами разного возраста по различным направлениям подготовки. У каждого из них есть свой стиль преподавания, свои сильные стороны, эти наставники пользуются авторитетом и любовью наших обучающихся, ну и, безусловно, уважением коллег. Владислав Алексеевич и Роман Андреевич внесли свой вклад не только в развитие ребят, которые обучаются в нашем центре, но и в целом в развитие отрасли IT-образования в нашем регионе.
Педагог должен быть адаптивным
Роман Вятошин принял участие в направлении «Разработка приложений».
Роман Андреевич является наставником центра цифрового образования детей «IT-куб» с 2021 года. Среди ведущих направлений развития дополнительного образования преподаватель видит индивидуализацию обучения, сопровождение детей с особыми образовательными потребностями (например, инвалидов, одарённых), профилизацию образования, активное внедрение в образовательный процесс проектных, исследовательских, информационно-коммуникативных и других инновационных технологий.
– Считаю, что педагог дополнительного образования должен быть адаптивным, быстро и адекватно реагировать на постоянно меняющиеся условия и требования, особенности времени и подрастающего поколения, – рассказывает Роман Вятошин.
Необходимо отметить недавние достижения его учеников по направлению VR (виртуальная реальность). Ребята стали победителями в межрегиональном конкурсе «Zаряд Хакатон» от детского технопарка «Кванториум» в Саратовском областном институте развития и в онлайн-хакатоне «Окно в VR» от детского технопарка «Кванториум» в Санкт-Петербурге. На выставке-конкурсе проектов, состоявшейся в Смоленске в рамках всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Развитие научно-технического творчества детей и молодёжи НТТДМ – 2023», ученики Романа Андреевича заняли почётное второе место.
– Роман Вятошин – это один из ведущих педагогов центра по направлению «Разработка VR-приложений», – комментирует Татьяна Кудрявцева. – Помимо этого направления Роман реализует такие образовательные программы, как «Робототехника» и «Основы программирования». Если говорить об основном направлении – разработке VR-приложений, то именно текущий год стал знаковым, показательным в деятельности Романа Андреевича. В этом году его обучающиеся получили ряд высоких наград на конкурсах, мы провели первый для центра хакатон по этому направлению. С точки зрения взаимодействия с партнёрами, коллегами, детьми, а также с администрацией центра, Роман Андреевич является максимально открытым, ответственным, максимально чётко подходит к выполнению всех задач и очень трепетно относится к качеству своей работы. Хочу сказать, что номинация «Разработка приложений» на всероссийском конкурсе педагогов была очень ярко представлена. Да, Роман не вошёл в число финалистов, но это нисколько не умаляет его заслуг. Сейчас мы рассматриваем возможность расширения спектра образовательных программ, чтобы ребята могли осваивать новые средства разработки, новые технологии, чтобы в таком актуальном направлении продолжать успешно двигаться вперёд.
Наставник – это друг
Наставник центра Владислав Ковалёв принял участие в направлении «Программирование».
В центре «IT-куб» Владислав Алексеевич работает с момента его открытия в 2020 году. На данный момент он является педагогом-наставником по направлениям Python и Java. Реализуемые программы: «Яндекс.Лицей», «IT-школа Samsung», «Код будущего», «Программирование на Java», «Программирование на Python», «IT-Регион». Уже дважды педагог был экспертом-наставником в конкурсе «Профессионалы».
За всё время преподавания он получал только положительные отзывы о своей работе, а его ученики регулярно попадают в Топ-100 учеников Лицея Академии Яндекса. Так, например, 2019 году вместе ребята заняли третье место на выпускном хакатоне в «Яндексе».
– В своей работе я использую подход, который можно было бы описать фразой: «Наставник – это друг». Я стараюсь давать детям много свободы, именно помогаю им реализовывать их идеи и проекты, – рассказывает Владислав Ковалёв. – При таком подходе обучающиеся ведут себя более раскрепощённо и больше мне доверяют, вследствие чего не замыкаются в себе и всегда открыты для диалога.
Именно по инициативе Владислава Алексеевича в Смоленске стали ежегодно проводить хакатон для детей в центре «IT-куб». Владиславом Ковалёвым были разработаны и реализованы две большие авторские программы на 144 часа по обучению на языках программирования Python и Java. Общее количество онлайн-обучающихся на этих программах превышает 30 000 человек. Кроме того, благодаря ему в Смоленске в сентябре этого года открылись первые в России бесплатные курсы по обучению фреймворку Flutter.
Кстати, в прошлом году педагог одержал победу в региональном конкурсе преподавателей IT в Смоленске «Учи IT», где выиграл грант на обучение в Академии Яндекса.
– Владислав Алексеевич является очень ответственным наставником и всегда максимально качественно реализует те задачи, которые я ставлю перед ним как руководитель центра, – отмечает Татьяна Кудрявцева. – Он наша «палочка-выручалочка» при решении серьёзных задач, связанных с программированием, при работе с педагогами, в том числе по направлению «Искусственный интеллект». Являясь педагогом одного из профильных вузов нашего города, он активно развивает взаимодействие между нашими образовательными организациями, а также взаимодействие наших обучающихся и студентов Смоленского государственного университета.
Победитель
Владислав Ковалёв стал одним из двадцати финалистов всероссийского конкурса педагогов в номинации «Программирование». Отметим, что в заключительном этапе конкурса приняли участие наставники, представляющие «IT-кубы» из четырнадцати российских регионов. На суд жюри конкурсанты представили свои методические разработки. Владислав рассказал о собственных курсах, участии в хакатонах и проекте «Неясыть», над которым он сейчас работает вместе с учениками.
Эффективность методики работы педагога была подтверждена в ноябре, когда команда Владислава Ковалёва стала победителем Всероссийского хакатона по программированию «Обучаюсь. Проектирую. Программирую. Будущее» среди обучающихся центров «IT-куб».
Напомним, очный этап Всероссийского хакатона проходил 24–26 ноября на площадке Дворца технического творчества в Верхней Пышме. В мероприятии приняли участие более 160 юных программистов в возрасте 14–18 лет. Они были объединены в 50 команд, представлявших центры цифрового образования детей «IT-куб» из 30 российских регионов. Команда Владислава Ковалёва вышла в финал и оказалась лучшей, оставив за собой программистов из Ульяновской области и Алтайского края. И теперь юные смоляне проходят стажировку в компании «Сбер» в Екатеринбурге.
В состав экспертного жюри конкурса педагогов вошли представители государственных организаций, общественных объединений и отечественных IT-разработчиков.
– Мне очень повезло, – говорит Владислав, – что я выступал третьим. Я послушал, что говорят другие конкурсанты, и решил полностью изменить собственную презентацию, потому что понял: чтобы выиграть, надо, что называется, «палить из всех пушек». Результаты деятельности педагогов во всех номинациях были настолько мощными, настолько большую работу коллеги проделали в своих центрах «IT-куб», что мне до конца не было понятно, кому жюри присудит первое место.
Выступлению Владислава Ковалёва была дана высокая оценка. По решению экспертов смоленский педагог был объявлен победителем конкурса.
– Конкурс «Помогаю. Проектирую. Программирую. Будущее» стал площадкой, где встречаются лучшие из лучших преподавателей центров «IT-куб», – считает и. о. директора Федерального института цифровой трансформации в сфере образования Юлия ПОНОМАРЁВА. – Методические разработки наших педагогов – яркое воплощение их преданности своему делу и стремления к постоянному профессиональному росту. Мы видим перед собой вершину профессионализма, олицетворение тех идей и принципов, которые формируют будущее цифрового образования в нашей стране.
– Наш центр, все наши обучающиеся – вся наша большая семья – очень рады за Владислава Алексеевича и очень им гордимся! – говорит Татьяна Кудрявцева. – Мы абсолютно уверены, что победа является заслуженной, потому что опыт, который имеется у этого педагога, бесценен! Для ребят, которые проходят обучение у Владислава Алексеевича, это очень серьёзная страница в судьбе. Знакомство с этим наставником позволяет им почувствовать определённый ритм работы, даже поменять стиль собственной жизни, своё отношение к будущему и, безусловно, получить те самые навыки, которые для многих станут основой для развития будущей карьеры, для выбора своей будущей профессиональной траектории. Благодаря конкурсу «Помогаю. Проектирую. Программирую. Будущее» наставникам «IT-кубов» со всей России удалось обменяться опытом, увидеть находки, увидеть самые высокие достижения центров, познакомиться с интересными технологиями и приёмами, которые коллеги применяют в работе. Поэтому мы благодарны организаторам конкурса за то, что эта инициатива возникла и была реализована на таком высоком качественном уровне. Мы поздравляем Владислава Алексеевича: победить в Год педагога и наставника – это хороший знак! Мы поздравляем наш центр, мы поздравляем всю Смоленскую область! Это первый, но очень важный шаг на пути к новым достижениям.
Родительский контроль
Результатам конкурса искренне радовались ученики Владислава Алексеевича и не меньше – родители юных программистов.
– Мой сын Георгий давно увлекается программированием, – рассказывает Наталья ГУСЕВА. – Три года назад Гоша начал обучение в «IT-кубе». Сначала он проходил курс «Системное администрирование» с наставником Романом Сергеевичем Денисенковым. Второй год занимался по направлению «IT-школа Samsung» с Дмитрием Борисовичем Антоновым. И в этом году поступил к Владиславу Алексеевичу Ковалёву на Flutter. Я отмечаю, что Владислав Алексеевич подходит индивидуально к обучению каждого ребёнка. Он подбирает задания по мере знаний ребят, чтобы им было интересно. Я вижу, что Гоше нравится атмосфера в коллективе, мой сын с большим удовольствием идёт на занятия. Владислав Алексеевич смог собрать и организовать ребят в команду, и за эти несколько месяцев они уже успели поучаствовать в нескольких соревнованиях в разных городах и даже стали победителями на хакатоне в Екатеринбурге. Я очень радуюсь успехам ребят. Но также понимаю, что в этом огромная заслуга их наставника – Владислава Алексеевича. Я вижу, что педагог на одной волне с ребятами, он весёлый и энергичный человек по своей натуре, и я думаю, это притягивает ребят к нему. Энергия Владислава Алексеевича передаётся ребятам – это заряжает их на творчество и серьёзную работу. А когда я увидела случайно записанное видео, как Владислав Алексеевич переживал за ребят и как открыто радовался их победе, я поняла, что мой сын общается с замечательным человеком. Я этому очень рада!
А сын Анны ЕФРЕМЕНКОВОЙ Алексей познакомился с преподавателем в сентябре 2020 года, когда прошёл отбор на обучение в «Яндекс Лицей».
– К весне 2021 года Алексей почему-то решил, что ему сложно даётся язык Python, и принял решение прекратить обучение, мотивировав это тем, что ему больше нравится JavaScript, – комментирует Анна Львовна. – Владислав Алексеевич в данной ситуации сумел найти подход к моему сыну, выявить корневые причины отсутствия заинтересованности у Алексея к продолжению обучения и настроить моего ребёнка на дальнейшую работу. В итоге Алексей добился больших успехов в программировании, совместил обучение с курсом «Веб-технологии». Сын занял второе место в чемпионате «Профессионалы» в 2022 году, а в 2023 году стал уже победителем. У Алексея появился интерес к изучению других языков программирования и технологий. Владислав Алексеевич – это преподаватель, который всегда находит время на каждого ребёнка. Благодаря открытому сердцу Владислав Алексеевич даёт нашим детям сильную базу и возможности для будущего профессионального роста. У моего сына и других детей – я уверена в этом – уже есть множество проектов по программированию, идей, которые они имеют желание воплощать в дальнейшем. Я испытываю огромное чувство гордости за то, что мой ребёнок имел возможность познакомиться с таким преподавателем. И хочу поблагодарить его за профессиональную деятельность. Это для детей настоящая путёвка в будущее! Большое счастье видеть своего ребёнка воодушевлённым на покорение новых вершин после каждого занятия с Владиславом Алексеевичем. Хочу отметить, что благодаря программированию у сына появилась сильная тяга к изучению математики и английского языка. И как следствие – повысились оценки по этим предметам.
Александр Щукин также поступил на направление «Яндекс Лицей» в сентябре 2021 года.
– С первых же занятий с Владиславом Алексеевичем Саша очень заинтересовался возможностями и перспективами, которые даёт программирование в современных реалиях, – рассказывает мама Елена ЩУКИНА. – Сын говорит, что всё это донес до него именно педагог, и я совершенно согласна, так как до встречи с Владиславом Алексеевичем он вообще не интересовался IT. Все идеи и проекты сына Владислав Алексеевич всегда поддерживал и помогал реализовывать. Это, по-моему, очень мотивирует. Поэтому Саша участвовал в хакатонах и конкурсах проектов. Владислав Алексеевич – замечательный современный педагог! Он передаёт все свои знания и навыки ученикам, умеет заинтересовать и ищет возможности для своего развития и развития детей.
Смоленский «IT-куб» приглашает смолян на обучение
Ребята, которые обучаются в центре «IT-куб» на протяжении нескольких лет, всё больше пробуют свои силы на профессиональных региональных и всероссийских конкурсах по программированию, по VR-технологиям, системному администрированию и другим направлениям. Педагоги стараются привить ребятам желание испытать себя, проявлять свои способности и навыки.
– Сейчас мы двигаемся к тому, чтобы абсолютно каждый обучающийся центра, постепенно двигаясь по своей образовательной траектории, имел возможность достигать определённых результатов. Уже в январе по традиции в нашем центре пройдёт хакатон по программированию. Ребята, которые сейчас заканчивают второй и третий год обучения, будут объединяться в команды, пробовать свои силы для того, чтобы в будущем заявить о себе, для того, чтобы пообщаться с серьёзными IT-специалистами, с нашими наставниками и нашими обучающимися, которые уже имеют существенный опыт в подобных соревнованиях.
Справка «СГ»
Центр «IT-куб» – это инновационная площадка дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Детский центр IT-творчества. Создание данной площадки связано с повышением уровня информатизации и компьютеризации современного мира, возрастающим спросом со стороны IT-компаний на подготовленных специалистов для дальнейшего развития сферы, а также общего уровня IT-грамотности современных детей и молодёжи.
Данный проект реализуется в рамках национального проекта «Образование», инициированного президентом России Владимиром Путиным, при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Агентства стратегических инициатив, при участии международных компаний – лидеров в сфере информационных технологий. К 2024 году федеральная сеть должна объединить не менее 340 центров цифрового образования «IT-куб» и предоставить возможность пройти бесплатное обучение по самым актуальным в сфере информационных технологий направлениям более 136 тысячам детей по всей России.
Ежегодно в Смоленском центре «IT-куб» бесплатно обучаются более 400 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Мероприятия, организуемые центром, ежегодно охватывают более 1 500 школьников региона.
1 сентября 2020 года центр открыл двери обновлённых учебных аудиторий, оснащённых самым современным оборудованием и программным обеспечением. Под руководством высококвалифицированных педагогов, прошедших специальный отбор и подготовку на федеральном уровне, школьники начали изучать основы программирования на языках Python, Java, создавать мобильные приложения и приложения виртуальной и дополненной реальности, осуществлять ремонт компьютерной техники, осваивать настройку операционных систем и сетевого оборудования, делать первые шаги в программировании. Для самых младших предусмотрен курс «Основы алгоритмики и логики», где в процессе обучения программированию ребята проходят путь от создания простой анимации до разработки собственной многоуровневой игры. Список образовательных программ расширяется ежегодно.
Образовательные курсы ведут педагоги-наставники, прошедшие обучение и допущенные к преподаванию в центре «IT-куб».
Базовым форматом образовательного процесса является проектная деятельность. Проекты носят формат законченных научных исследований или инженерно-технической разработки в виде выполненного продукта или решения. Идеи и заказы проектов предлагаются партнёрами центров.
Александра Ковалёва