Владислав Ковалёв: Наставник — это друг
Смолянин Владислав КОВАЛЁВ вошёл в полуфинал проекта «Помогаю. Проектирую. Программирую. Будущее» в номинации «Программирование». Это I Всероссийский конкурс педагогов центров цифрового образования детей «IT-куб», который проводится в рамках реализации национального проекта «Образование» и концепции достижения технологического суверенитета России.
Век живи — век учи(сь)
За последние десять лет Владислав Ковалёв получил три диплома о высшем образовании в области IT и педагогики. С 2016 года молодой человек преподаёт в Смоленском государственном университете, один год проработал в школе и пять лет — в центре дополнительного образования «ЛегаСофт». Сейчас Владислав пишет кандидатскую работу на тему взаимодействия центров дополнительного образования, вузов и предприятий.
В «IT-куб» Владислав Алексеевич пришёл в 2020 году и сейчас является педагогом-наставником по направлениям Python и Java, реализуя такие образовательные программы, как «Лицей Академии Яндекса», «IT-школа Samsung», «Код Будущего», «Программирование на Java», «Программирование на Python», «IT-Регион». Уже дважды преподаватель был экспертом-наставником на региональном этапе чемпионата «Профессионалы».
— Я использую подход, который можно было бы описать фразой «Наставник — это друг». Стараюсь давать ученикам много свободы, именно помогаю им реализовывать их идеи и проекты, — рассказывает Владислав Ковалёв. — При таком подходе обучающиеся ведут себя более раскрепощённо, больше мне доверяют, вследствие чего не замыкаются в себе и всегда открыты для диалога.
Педагог, помимо прочего, — инициатор ежегодного проведения в Смоленске хакатона для детей.
— Этот вид соревнований лучше всего подходит для нашей основной деятельности — обучение детей продуктовому программированию, — считает он. — В качестве жюри мы приглашаем представителей смоленских IT-компаний, а в качестве технических экспертов — выпускников нашего центра.
Также Владислав является автором задач для олимпиад, которые проводятся на базе центра «IT-куб» несколько раз в год.
Кроме того, на занятиях дети пишут различные проекты. Один из самых крупных — «Форум для родителей детей с синдромом Дауна». Также интересным является проект Ethereal — web-сервис для подбора одежды, имеющий, по мнению экспертов, большой коммерческий потенциал. Отдельный вид деятельности — разработка кейсов для партнёров Центра цифрового образования. Например, сейчас ученик Владислава Ковалёва работает над проектом My pet, который должен упростить взаимодействие хозяев домашних животных и ветклиник.
Отметим, что по итогам обучения подопечные Владислава Алексеевича регулярно попадают в топ-100 учеников Лицея Академии Яндекса.
Более 30 тысяч учеников!
Владиславом Ковалёвым были разработаны и реализованы две большие авторские онлайн-программы на 144 часа каждая по обучению на языках программирования Python и Java. Общее количество обучающихся на этих программах превышает 30 тысяч человек. Оба курса реализованы с применением современных образовательных интернет-ресурсов и имеют оценку, близкую к четырём звёздам из пяти.
— При необходимости есть возможность модернизировать эти курсы, — отмечает Владислав, — быстро перегруппировывать теорию и практику для обучения групп в более сжатые сроки или для обучения ребят младшего возраста.
На данный момент педагог занимается созданием образовательной программы по мобильной разработке на языке программирования Dart с применением фреймворка Flutter. Курс будет запущен в ближайшее время.
Кстати, в 2022/2023 учебном году Владислав Алексеевич одержал победу в региональном конкурсе преподавателей «Учи-IT», где выиграл грант на обучение в Академии Яндекса.
— В июне прошлого года мне от вуза предложили принять участие в ежегодном конкурсе «Учи-IT», — рассказывает он. — Каждый участник должен был разработать небольшой онлайн-курс на восемь — двенадцать часов для студентов в рамках дисциплины, которую он ведёт в своем вузе или сузе. Например, я веду предмет «Мобильная разработка», значит, я должен был придумать небольшой курс в этом направлении. Соревнование проводилось в трёх номинациях: «Менеджмент и аналитика», «Разработка и тестирование» и «Системное администрирование и информационная безопасность». Мой конкурсный проект назывался «iOS, Android или кроссплатформенность, основы Dart». Подразумевается, что после прохождения этого онлайн-курса студенты должны прийти ко мне на очные занятия с начальными знаниями языка, и непосредственно на паре мне уже не нужно будет уделять на это время. По итогам конкурса я выиграл грант в размере ста тысяч рублей на обучение и теперь прохожу курс по Excel и онлайн-курс «Инженер данных» на сервисе «Яндекс Практикум».
Кто не умеет, тот и не научит
Если ты чему-то учишь, ты должен сам хорошо уметь это делать, считает педагог. Поэтому помимо постоянного прохождения разнообразных курсов повышения квалификации Владислав активно совершенствуется в различных технологиях.
Так, он не раз являлся участником инициатив, поддержанных Фондом президентских грантов, а в 2016 году был iOS-разработчиком в проекте Gymnastics competition center, после которого у него осталось два патента. В 2021 году педагог принял участие в проекте Национального конгресса Смоленской области «Мир и мы: Победа многонациональная» в качестве IT-менеджера. В 2022 году Владислав был наставником в конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Проектор».
Программирую будущее
10 августа 2023 года стали известны итоги первого этапа проекта «Помогаю. Проектирую. Программирую. Будущее». 130 конкурсантов из 50 регионов России соревновались в пяти направлениях: «Программирование», «Разработка приложений», «Системное администрирование», «Кибергигиена и работа с большими данными», «Алгоритмика и логика». После рассмотрения всех присланных заявок и подсчёта баллов были объявлены 20 победителей, среди которых был и Владислав Ковалёв. Полуфинал конкурса пройдёт в ноябре 2023 года.
— Я очень рад находиться в двадцатке лучших. Приложу все усилия, чтобы выступить достойно в следующем этапе, — отмечает смолянин. — В номинации «Программирование» мне предстоит сразиться с тремя преподавателями из Нижегородской и Новосибирской областей, а также Республики Северная Осетия.
Взгляд со стороны
Татьяна КУДРЯВЦЕВА, директор центра цифрового образования детей «IT-куб» в Смоленске:
— Владислав Алексеевич является очень ответственным наставником и всегда
максимально качественно реализует задачи, которые я ставлю перед ним как руководитель центра. Он наша «палочка-выручалочка» при решении серьёзных задач, связанных с программированием, при работе с педагогами, в том числе по направлению «Искусственный интеллект». Являясь преподавателем одного из профильных вузов нашего города, он активно развивает взаимодействие между нашими образовательными организациями, а также взаимодействие наших обучающихся и студентов Смоленского государственного университета.
Елена КИСЛЯКОВА, кандидат педагогических наук, декан физико-математического факультета СмолГУ:
— Владислав Алексеевич очень ответственный, грамотный, инициативный и творческий преподаватель. Он всегда готов включаться в новые проекты, искать новые подходы к преподаванию, казалось бы, совершенно рутинных тем. На факультете этот педагог не только качественно ведёт занятия со студентами по программированию и IT-технологиям, но и всегда готов поучаствовать во внеучебной деятельности. На протяжении последних двух лет Владислав Алексеевич является бессменным наставником Летней школы программирования, очень увлекательно проводит занятия со школьниками и учит их основам программирования. Также Владислав Алексеевич является тренером команды факультета по спортивному программированию, под его руководством студенты принимают участие в различных хакатонах и конкурсах. Например, в этом году команда под его руководством получила приглашение на хакатон в Сколково.
Егор ГОРБАЧЁВ, старший программист международной платформы «Ярмарка Мастеров»:
— С Владиславом Алексеевичем я познакомился в 2017 году при собеседовании в Лицей Академии Яндекса и впоследствии стал его учеником. С первых занятий педагог удивил своим нестандартным методом преподавания и интересом не только к материалу, но и к самой сфере IT. Занятия были интересными, так как многие примеры, связанные с темой, были взяты из жизни. Мы говорили о программировании, математике, олимпиадных задачах, обсуждали какие-то события в мире. Материал преподносился очень просто, поэтому ученик девятого класса мог легко понять тему одиннадцатого. Общение с Владиславом Алексеевичем было не как с учителем, а как с наставником, сэнсэем. Могу сказать, что он разжёг во мне интерес к математике и IT, который не угас спустя шесть лет.
Альберт НИКОЛАЕВ, программист российской компании Lesta Games, специализирующейся на разработке видеоигр:
— Владислав Алексеевич для меня — преподаватель, к которому хочется приходить в гости и с которым хочется делиться своими достижениями. Я считаю, что своей любовью к программированию я обязан именно этому педагогу. Наши занятия всегда проходили интересно и весело. Мы изучали основы Python, а в дальнейшем делали неплохие проекты. Сама организация «IT-куб» дала мне много хороших впечатлений и знаний. Именно здесь проходили такие уютные и познавательные мероприятия, которых очень не хватает в Смоленске.
Даниил ЗАЙЦЕВ, студент Московского технического университета связи и информатики:
— Я учился у Владислава Алексеевича в течение трёх лет и могу сказать, что всеми своими достижениями я обязан ему! Во время обучения я постоянно получал помощь и поддержку. Да что там – именно благодаря этому педагогу у меня в принципе появилось желание учиться, что очень хорошо сказалось на моей успеваемости в школе. У Владислава Алексеевича я освоил языки Python и Java, а также принял решение, что хочу связать свою жизнь с программированием. И теперь учусь в Московском техническом университете связи и информатики.
Александра Ковалёва