Уникальная возможность повысить уровень мастерства
В первый день июля в Смоленском государственном университете завершила работу Летняя школа программирования – одна из двух экспериментальных площадок, организованных вузом совместно со школами области. Участниками профильной смены, проходившей в течение недели, стали 20 учеников 8-х, 9-х и 10-х классов школ Смоленска, Сафонова, Вязьмы, Рославля, Холм-Жирковского, Гагарина и Починка.
Как отмечают организаторы, для школьников была подготовлена обширная программа: экскурсии, тренинги, встречи с профессиональными программистами. К финальному мероприятию летней школы ребята разработали собственные приложения на языке Python и представили их к защите.
– Обычно мы проводили образовательные интенсивы в течение года. Мысль провести именно летнюю школу возникла очень спонтанно, – рассказывает декан физико-математического факультета СмолГУ, директор Летней школы программирования Елена КИСЛЯКОВА. – Мы отправили рассылку по школам Смоленской области, ведь у ребят из области гораздо меньше возможностей участвовать в подобных мероприятиях. Школьникам было предложено выполнить несколько творческих заданий, чтобы пройти отбор. По результатам отбора мы разделили ребят на две группы: начальный уровень программирования и продвинутый. Нам хотелось, чтобы школа была достаточно динамичной, а не академичной, классической, поэтому в качестве наставников мы взяли молодых преподавателей Владислава Ковалёва и Павла Белякова, которые ближе по возрасту к школьникам и разговаривают с ними практически на одном языке. Наставники не показывали нам проекты ребят, пока они не были закончены, но процесс работы выглядел завораживающе.
Как отмечает ректор Смоленского государственного университета Михаил АРТЕМЕНКОВ, идея создания летних школ давно витала в воздухе:
– Университету надо предлагать новые форматы взаимодействия со школьниками и создавать новую предпрофессиональную историю. В том числе и для того, чтобы старшеклассники раньше погружались в профессию, примеряли её на себя и понимали, подходит она им или нет. Мы часто сталкиваемся с тем, что, поступив на первый курс и проучившись год, студент вдруг понимает, что это «не его», а на соседнем факультете происходит именно то, что он всегда мечтал попробовать. И как раз вот эта ранняя «примерка» профессий, раннее погружение в предмет, я считаю, на сегодняшний день крайне важны и должны помогать школьнику определиться с выбором.
О наставниках
Наставником школьников из группы начального уровня стал специалист учебно-методического управления СмолГУ Павел БЕЛЯКОВ. Отметим, что молодой человек стал победителем региональной программы «УМНИК» с проектом «Цифровая антенная решётка» и получил грантовую поддержку в размере 500 тысяч рублей.
– Несмотря на то что ребята попали на начальный уровень, это очень умные дети, которые и так много знают, поэтому часть вопросов мы всё равно пропускали. Могу сказать, что за летнюю школу не только дети у меня чему-то научились, но и я у них, – рассказывает Павел Беляков.
Для продвинутых программистов занятия вёл ассистент кафедры прикладной математики и информатики СмолГУ, педагог-наставник центра «IT-Куб» Владислав КОВАЛЁВ. За плечами преподавателя большое количество конкурсов по программированию, а также весомый опыт работы не только со студентами, но и со школьниками. Он прошёл стажировку в университете «Иннополис» в 2017 году по методике подготовки одарённых учащихся по программе олимпиадной информатики, курсы повышения квалификации в Высшей школе экономики в 2020 году по подготовке школьников к олимпиадам и конкурсам, был наставником проектной смены «Большие вызовы», проведённой в 2021 и 2022 годах Ассоциацией «Смоленский олимп». Его ученики входили в Топ лучших выпускников «Лицея академии Яндекс», становились победителями и призёрами олимпиад. Кроме того, Владислав Ковалёв был организатором первого в Смоленске хакатона для школьников, состоявшегося в декабре 2021 года.
– Язык Python, которому обучались ученики нашей летней школы, является сейчас самым популярным языком программирования в мире. Его действительно достаточно легко выучить, и с ним довольно легко потом найти работу. То есть он простой, но в то же время перспективный. Работая на языке Python со школьного возраста, можно к концу обучения в вузе получить разряд мидл-разработчика и устроиться уже в хорошую компанию как в Смоленске, так и за его пределами.
Оба наставника отметили, что подобные летние школы обязательно нужно проводить, и желательно в несколько смен.
– Если проведение таких школ по программированию станет систематическим и каждый год мы будем набирать учеников со всех концов области, то в конечном итоге в нашем регионе сформируется небольшое сообщество школьников, разбирающихся в программировании, готовых двигаться вперёд и поступающих в наш университет с более высоким уровнем знаний, – считает Павел Беляков.
Об учениках
Ученики продвинутого уровня – это не просто школьники, хорошо занимающиеся на уроках информатики и ИКТ. Их особенность ещё и в том, что они изучили основы языка Python самостоятельно.
Михаил ПЕТРОВ рассказывает, что заинтересовался этим языком во время длительной самоизоляции в 2020 году. Мальчик нашёл курсы в интернете и систематически выполнял в них все задания:
– Мне язык не показался сложным, но были моменты, когда я не понимал, зачем нужна та или иная функция. К сожалению, этого никто в моём окружении не мог объяснить. Позже в процессе работы приходило понимание.
Всеволод МИШКИН также говорит о том, что изучил Python самостоятельно в рамках подготовки к ГИА по информатике.
– Такие школы программирования нужны Смоленску. И если она будет проходить в следующем году, я обязательно приму участие. Ведь это уникальная возможность повысить уровень своего мастерства, – поделился Всеволод.
Практически все участники летней смены видят себя в будущем в качестве программистов.
О волонтёрах и внеурочных занятиях
Помимо учебных занятий для участников смены была организована обширная культурная программа, подготовленная сотрудниками вуза и студентами. Ребята узнали о разработке и реализации проекта, посетили экскурсию по зданию СмолГУ, а позже – по центру Смоленска. Волонтёры организовали верёвочный курс, игру «Что? Где? Когда?», конкурс «Мистер и Мисс IT», вечер талантов и многое другое.
Организаторами внеучебной программы выступили в основном студенты третьего курса педагогического направления физико-математического факультета. С этого года за время обучения на бакалавриате студенты помимо двух обязательных педагогических практик в школе проходят и летнюю лагерную практику, но не как учителя-предметники, а как вожатые.
– Мы здесь с такими ребятами познакомились! Я думаю, нигде таких больше нет. Я очень рад, что всё вот так сложилось и я прохожу летнюю практику здесь. Было интересно смотреть со стороны, как раскрываются ребята, как они готовят выступления, как перебарывают свою скромность. За эти пять дней мы провели около десяти мероприятий. Были и спортивные мероприятия, и интеллектуальные, и творческие, состоялись и тренинги на общение. Мы постарались со всех сторон подойти к организации времяпрепровождения детей, – рассказал студент третьего курса Илья ХАРЧЕНКОВ.
О проектах
На финальном мероприятии, которое состоялось 1 июля, каждая группа школьников представила жюри свой проект. В жюри вошли заместитель декана Сергей Курицын, заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Сергей Козлов. Был в конкурсной комиссии и представитель не из университета – заместитель директора Центра «IT-Куб» Татьяна ВИНОГРАДОВА.
– На летнюю школу нас пригласил в качестве жюри Владислав Алексеевич, преподаватель летней школы и наш педагог-наставник. Так как непосредственно в «IT-Кубе» я работаю над проектной деятельностью, конечно, мне было интересно посмотреть на новые идеи, на то, чем интересуется нынешняя молодёжь школьного возраста – как раз та целевая аудитория, с которой мы работаем, – поделилась она. – В «IT-Кубе» дети проходят курс языка Python за год под чутким руководством педагогов. Ученики Летней школы программирования изучали Python самостоятельно, и это поражает. Это увлечённые, заряженные на работу дети! Они, безусловно, молодцы. Можем пожелать только успехов и дальнейшего развития.
Группа начинающих программистов представила боты-собеседники в социальной сети «ВКонтакте». С их помощью пользователи могут узнать о самых известных и красивых местах нашего города, насладиться музыкой, короткими шутками и анекдотами, попытать удачу в игре «Камень, ножницы, бумага». Лучшим был признан тест-бот с викториной, а специальным призом был отмечен проект, посвящённый Смоленску.
В продвинутой группе школьники работали с мессенджером Telegram. На суд жюри они представили боты, рассказывающие о погоде, делящиеся шутками о Чаке Норрисе, один из ботов помогал выяснить пользователю, какой феей Winx он является или какая песня из репертуара Валерия Меладзе подходит ему по знаку зодиака. Но лучшим, по мнению жюри, стал бот, позволяющий поиграть в известные игры, такие как «Крестики-нолики», «Быки и коровы», «Города», «Виселица» и другие.
Подарки и дипломы ученикам вручали ректор Михаил Артеменков и декан физико-математического факультета Елена Кислякова. Гостем торжественного мероприятия был заместитель губернатора Алексей Стрельцов, а завершила церемонию декан факультета дополнительного образования Елизавета МАЖАР, обратившаяся к школьникам:
– Меня поразила широта тематики ваших проектов. Мне очень приятно видеть, что вы действительно работали в команде. И даже когда выходили защищать проекты, говорили «мы». Летняя школа по программированию состоялась. Я очень надеюсь, что проведение таких курсов станет хорошей традицией и у нас будут такие яркие школьники со всей области. Мне очень хочется поблагодарить Михаила Николаевича Артеменкова за этот шанс встретиться, поработать и насладиться творческим общением. Когда делаешь что-то, а рядом единомышленники, люди, которые разделяют твои ценности, разделяют твои стремления, поверьте, это так важно, это надо ценить. Поэтому очень надеюсь ещё увидеть вас в будущем в нашем университете в разных статусах: как участников конкурсов, олимпиад, школ по программированию и, конечно, в статусе студентов. Наши двери всегда открыты для вас, ребята.
О взаимодействии физмата и школ Смоленска
Физико-математический факультет СмолГУ давно и очень плотно взаимодействует со школьниками города. Так, с 2000 года на базе вуза действует физико-математическая школа, которая представляет собой комплекс постоянно действующих образовательных программ дополнительного общего образования по предметам физико-математического цикла. В ней обучаются школьники с 8-го по 11-й класс. Инициатором проведения таких занятий стала доктор педагогических наук, профессор Гульжан Сенькина. Отбор учеников проводится на конкурсной основе – в форме письменного и устного собеседования.
Большинство детей, занимающихся в физматшколе, имеют устойчивый интерес к углублённому изучению математики, физики и информатики. Как правило, выпускники поступают в МФТИ (физтех), МИФИ, МЭИ (энергоинститут), МГУ (на факультет вычислительной математики, физический факультет, мехмат), Бауманскую академию, а также в некоторые технические вузы Санкт-Петербурга, в смоленские вузы (СмолГУ, СФМЭИ). Среди выпускников физматшколы есть те, кто продолжил обучение в престижных вузах Чикаго и Бристоля.
Постоянным преподавателем физико-математической школы является учитель математики Роман ЗЛАТИН:
– В школьной программе часов на математику не так уж и много. Мы занимаемся олимпиадными заданиями, разбираем задачи на комбинаторику, которые требуют неординарного мышления. Но у нас нет цели сделать всех учеников выдающимися математиками. Обычно из выпуска серьёзно продолжают работу в этом направлении человека два-три. И это хорошо! Мы работаем для того, чтобы расшить кругозор, чтобы детям было интересно и чтобы они научились мыслить, подходить к вопросу индуктивно и дедуктивно, рассуждать и иметь критическое мышление.
Роман Соломонович в разные годы работал в школе № 29, Смоленском физико-математическом лицее на базе школы № 28. Сейчас он преподаёт в гимназии имени Н.М. Пржевальского и ведёт практические занятия для студентов по методике преподавания математики.
– Вести пары у студентов меня уговорила как раз Гульжан Ержановна Сенькина, – рассказал преподаватель. – Практические занятия мы проводим на базе гимназии. Студенты нередко присутствуют у меня на уроках и следят за процессом, многие потом проходят педагогическую практику на базе нашего учебного заведения.
По мнению Романа Соломоновича, будущие педагоги уже с первых курсов должны быть ближе к школьникам, взаимодействовать с ними, изучать методику преподавания не только в теории, чтобы к моменту работы в школе молодые специалисты чётко представляли особенности своей деятельности.
IT-класс
В новом учебном году средняя школа № 6 совместно со Смоленским государственным университетом открывает профильный IT-класс. На данный момент в экспериментальный класс набрано 15 школьников.
– Основные занятия будут по информатике. Ей будет уделяться восемь часов в неделю, – рассказывает заведующий кафедрой прикладной математики и информатики Сергей КОЗЛОВ. – Это будет углублённое программирование.
Учёба будет построена следующим образом: четыре дня в неделю – в стенах школы, один день – в лабораториях вычислительного центра и Центра робототехники и аддитивных технологий госуниверситета. Десятиклассники вместе с преподавателями физико-математического факультета будут изучать программирование, робототехнику и 3D-моделирование. Всё обучение для детей будет бесплатным.
Планируется, что по окончании обучения в экспериментальном классе школьники не только будут подготовлены к сдаче ЕГЭ, но и будут уметь писать собственные программные приложения, разрабатывать компьютерные игры, заниматься web-программированием и дизайном.
Инициатором создания IT-класса выступили сами учителя средней школы № 6.
– Данное направление востребовано временем, и мы, разумеется, хотим, чтобы наши дети получили хорошее образование и были востребованы как специалисты. У нас давние отношения с физико-математическим факультетом СмолГУ. Студенты часто приходят к нам на педагогическую практику, а выпускники – в качестве учителей. В частности, Владислав Алексеевич Ковалёв в своё время, после окончания бакалавриата, работал у нас учителем информатики. Кроме того, играет роль и удобное географическое положение школы по отношению к университету, – рассказывает заместитель директора Инесса СТАРОСТЕНКО.
– Для нас очень важна инициатива наших партнёров, – отмечает ректор Смоленского государственного университета Михаил Артеменков. – Я считаю, что только при заинтересованности обеих сторон возможно в современном мире выстроить хорошую работу. Совместно со школой № 6 у нас будет реализован комплексный проект: это и вовлечение школьников в университетскую жизнь, и участие в наших конференциях и внеучебных мероприятиях. Мы готовы проводить интересные проекты и на площадке школы. Но, конечно, основной целью всегда является обучение. А данная школа заинтересована в привлечении сильных старшеклассников, разбирающихся в программировании и математике.
Михаил Артеменков дополнил, что для университета важно создать сильную образовательную программу:
– Мы понимаем, что сегодняшние школьники – это будущие студенты, которые потом придут к нам и будут составлять костяк любой образовательной программы.
Кроме того, уже несколько лет ведётся работа над тем, чтобы участникам летних школ и образовательных курсов на базе университета добавлялись бонусы при поступлении. Однако, по мнению ректора, главное, с чем остаётся школьник после завершения обучения, – это понимание того, в чём будет состоять его профессия:
– Открытие экспериментального класса – это проект между университетом и школой при курировании департамента Смоленской области по образованию и науке. Мы надеемся, что проект будет развиваться, а самое главное, что он постепенно будет тиражироваться, и в других школах мы будем создавать подобные профильные классы, но уже по другим предметам. Я хочу, чтобы ребята ощутили, что университет – это не стены, а прежде всего люди.
IT-жизнь: продолжение в вузе
Интересная IT-жизнь не заканчивается и при поступлении на физико-математический факультет СмолГУ. На базе факультета функционирует сетевая академия, где у студентов есть возможность получать знания в области современных сетевых технологий, кроме того, изучается мобильная разработка на платформах iOS и Android. В планах сотрудничество с международным провайдером услуг по обмену электронными документами Edisoft и компанией «Простые решения» по 1С-разработке.
Показателями высокого качества обучения на факультете являются победы студентов на всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах. Так, например, студенты физико-математического факультета в ноябре прошлого года впервые приняли участие в Студенческом командном чемпионате мира по программированию (ICPC) и вышли в его четвертьфинал, попав в Топ-50 среди 300 команд-участников из Центрального федерального округа.
Что же хочется сказать в завершение… Если вы сами учитесь в школе или ваши дети являются старшеклассниками и стоят на пороге выбора жизненного пути, может, сейчас самое время подумать о том, чтобы пойти в IT?
Фото: Мария ЛЕДОВСКАЯ, Павел КАРПОВ
Мария ЛЕДОВСКАЯ