Как особенные дети Смоленской области сдают выпускные экзамены
Варя ФИЛАТОВА – необычная девушка, окончившая обычную среднюю школу № 13 города Смоленска. В детстве Варе поставили серьёзный диагноз – ДЦП.
– Я привыкла к своему заболеванию, но не могу сказать, что оно меня никак не ограничивает, – рассказывает выпускница. – Наверно, в глубине души я до сих пор не очень представляю, как жить с таким диагнозом большой жизнью. Но я стараюсь к этому проще относиться.
Варя освоила программу одиннадцати классов дома. Каждый день к девушке приходили учителя из школы. Для того чтобы обучение шло ещё лучше, параллельно с общеобразовательной школой Варя со второго класса стала заниматься в Центре образования для детей с особыми образовательными потребностями. Занятия проводились дистанционно – по скайпу.
У Вари даже появились любимые предметы: русский язык, литература, обществознание и история. А любимыми классическими произведениями стали «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова и «Отцы и дети» И.С. Тургенева. В этом году девушку ждало непростое испытание – сдача экзаменов и поступление в вуз.
ОВЗ – это испытание, но не приговор
Варя Филатова, если говорить официальным языком, относится к категории людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В законе Российской Федерации «Об образовании» выделяется категория обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии. Такие недостатки препятствуют получению образования, поэтому ученик нуждается в создании специальных условий. Школьники с ОВЗ, как правило, имеют ряд особенностей, таких как пониженная работоспособность, неустойчивость внимания, трудности с восприятием окружающего мира, недостатки памяти и многое другое. Школьники с ОВЗ испытывают затруднения в планировании предстоящих действий, в речевом их оформлении – как в устном, так и письменном плане.
По данным сайта Министерства просвещения Российской Федерации, в стране более 1,15 миллиона обучающихся с ОВЗ. В силу объективных причин для таких детей в образовательных учреждениях разработаны адаптированные образовательные программы, после освоения которых дети сдают государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме ГВЭ или ОГЭ в 9-м классе и в форме ГВЭ или ЕГЭ в 11-м.
Что такое ГВЭ?
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) – форма ГИА, проводимая с использованием текстов, тем, заданий, билетов. ГВЭ проводится для обучающихся с ОВЗ и обучающихся детей-инвалидов. ГВЭ проходит в форме основного государственного экзамена с использованием контрольно-измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (КИМ). Продолжительность экзамена для участников с ОВЗ, инвалидностью увеличивается на 1,5 часа. Форма проведения ГВЭ может быть письменной и устной (по желанию обучающихся с ОВЗ).
Обязательными учебными предметами для ГВЭ являются русский язык и математика. Также при желании обучающийся с ОВЗ может сдавать экзамены ещё по двум предметам по выбору. Экзамен может проводиться как в школе, так и на дому.
Как готовят к ГВЭ?
К экзамену обучающихся с ОВЗ необходимо готовить, учитывая индивидуальную ситуацию развития и психофизические особенности ребёнка, опираясь на его возможности и сильные стороны, психологическую готовность к процедуре экзаменов. Психологическая подготовка к ГВЭ включает следующие моменты: детальное знакомство с процедурой экзамена, многократные тренировочные экзамены в формате государственного выпускного экзамена, тщательное изучение учителем критериев оценивания работ участников ГВЭ для выработки программ подготовки к экзаменам, разработка программ психологической подготовки учащихся к экзаменам.
Нужно учитывать, что детям с ОВЗ крайне непросто даются любые изменения. Поэтому в работе с ними особенно важно объяснить и изучить каждый шаг предстоящего экзамена. Подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования начинается уже в конце 9-го класса. Для таких выпускников составляется индивидуальный учебный план. На учебные предметы, по которым обучающийся с ограниченными возможностями здоровья планирует сдавать экзамены, выделяется большее количество часов.
Условия проведения ГИА
Школьники с ограниченными возможностями здоровья имеют право на специальные условия проведения государственной итоговой аттестации. Так, например, ребёнок со слабым зрением и нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет право на увеличение размера шрифта контрольно-измерительных материалов и экзаменационных бланков, может использовать компьютер и помощь ассистента при заполнении бланков и сопровождении. Все эти вопросы родители ребёнка и должны обсудить со специалистами психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) на заседании, чтобы комиссия могла составить рекомендации, в полной мере учитывающие состояние здоровья и физические возможности ребёнка. Часто родители переоценивают своего ребёнка, отказываясь от тех или иных предлагаемых специальных условий проведения государственной итоговой аттестации, и потом жалеют об этом.
Следует помнить, что специальные условия проведения ГИА для ребёнка-инвалида не положены автоматически. Они создаются только для обучающихся, в том числе для детей-инвалидов, имеющих статус «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья» и рекомендации ПМПК.
Особенности экзамена по русскому языку
Участникам ГВЭ предоставляется возможность выбора одной из форм экзаменационной работы по русскому языку: литера «А» – для обучающихся с ОВЗ (за исключением слепых, слабовидящих и поздноослепших, глухих, лиц с задержкой психического развития (ЗПР), обучающихся по адаптированным образовательным программам, обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи); литера «С» – для слепых обучающихся, слабовидящих и поздноослепших обучающихся, владеющих шрифтом Брайля; литера «К» – для глухих обучающихся, а также лиц с ЗПР, обучающихся по адаптированной общеобразовательной программе (АООП) и обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи; и литера «Д» – для обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Для экзаменационных работ используются особые критерии оценивания.
Какая помощь оказывается детям на экзамене?
При необходимости на экзамене ассистенты оказывают детям следующую помощь: помогают занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, помогают зафиксировать положение тела, ручку в кисти руки. Может быть вызван медперсонал. Ассистенты также помогают при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланка ответов.
Для участников с нарушением слуха аудитории оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования, привлекается при необходимости ассистент-сурдопереводчик. Для участников с нарушением зрения экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера; организуется индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс (для слабовидящих участников ГИА). Письменная экзаменационная работа может быть выполнена на компьютере.
Подготовка к экзаменам в школе № 17
В Смоленске и Смоленской области дети с ОВЗ могут учиться как в специализированных учебных заведениях, так и в общеобразовательных школах. Например, в средней школе № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова уже много лет существуют коррекционные классы. Как отмечают педагоги школы, подготовка обучающихся с задержкой психического развития к государственному выпускному экзамену начинается задолго до экзамена. В 9-м классе отводится один час в неделю для подготовки школьников к экзамену по русскому языку и один час в неделю для подготовки школьников к экзамену по математике. Обучающихся с ЗПР детально знакомят с процедурой экзамена, два раза в течение учебного года проводят тренировочные экзамены в формате ГВЭ по русскому языку и математике, в содержание уроков включают элементы подготовки к экзамену. Школьный психолог в систему занятий с обучающимися с ЗПР включает два блока:
1. Блок развития познавательной сферы, который включает в себя методические приёмы, развивающие задания и упражнения на развитие памяти, мышления, внимания, восприятия, связной речи, пространственной ориентации, воображения учащихся.
2. Блок развития мотивационной сферы, развивающий мотивационную сторону учебной деятельности.
Кроме этого, педагог-психолог проводит с обучающимися с ЗПР тренинги стрессоустойчивости.
Учитель-логопед на занятиях с обучающимися с задержкой психического развития объясняет особенности написания сжатого изложения и проводит тренировочную работу в этом направлении.
Отметим, что выпускники школы показывают довольно хорошие результаты. В этом году средний балл ГВЭ по русскому языку составил 4,1, а по математике – 4,0. При этом «4» и «5» по русскому языку получили 81,2% выпускников, а по математике – 87,5%.
Большой стресс
Однако сдача выпускных экзаменов как для обычных выпускников, так и для выпускников с ОВЗ является серьёзным испытанием.
– Я сдавала экзамены дома, в своей комнате, все мои действия записывали на видеокамеру ноутбука. Могу сказать, что это был невероятный стресс, – рассказывает Варя Филатова. – В девятом классе я не сдавала ОГЭ и поэтому плохо представляла себе, что это вообще такое. ЕГЭ – это был сложный для меня период, но я успешно справилась с ним благодаря поддержке педагогов и родителей.
Для того чтобы быть готовым к этому испытанию, многих детей с ОВЗ, как и Варю, родители отправляют на обучение в Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями города Смоленска.
Школа, где дарят надежду
Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями появился в 1990 году. Изначально это была школа для детей с нарушением слуха. В 2010 году на её базе возник Центр дистанционного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью.
В 2015 году образовательное учреждение получило новое название – ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными потребностями г. Смоленска». Со дня открытия учебное заведение обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. Центр является почётным членом Ассоциации инклюзивных школ, стал финалистом всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа» в 2017 году и абсолютным победителем всероссийского конкурса «Успешная школа» в 2018 году.
На данный момент в Центре образования три отделения: дошкольное (детский сад) и школьное очное, где учатся ребята с нарушением слуха, а также дистанционное, где с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обучаются дети с ОВЗ и инвалидностью с территории всей Смоленской области.
Региональный департамент по образованию и науке регулярно оповещает школы о работе Центра для детей с ООП. Обучение в центре имеет ряд отличий от занятий в школе. Помимо дистанционного формата в этой образовательной организации другой регламент урока – занятие длится 30 минут. Чтобы учёба не вредила здоровью, вводятся такие элементы здоровьесбережения, как гимнастика для глаз, физкультминутки.
В Центре образования ребёнок обучается по той же программе, что и в своей школе. Педагоги центра, видя пробелы в знаниях ученика, восполняют их, используя различные форматы и дополнительные материалы.
– Если ученик не до конца освоил тему урока со школьным учителем, мы заново её рассматриваем на нашем занятии, – рассказывает учитель Центра образования для детей с ООП Ирина ЛАВРИНОВА. – Наибольшего эффекта мы добиваемся, когда педагоги центра сотрудничают с педагогами школы, где учится ребёнок. В этом случае мы всегда знаем заранее, какая тема изучается в данный момент, и можем её «подхватить». Об эффективности нашей работы мы можем судить по отзывам родителей и выпускников. Большое количество положительных отзывов мы получаем после экзаменов в девятом и одиннадцатом классах. Наши выпускники успешно продолжают обучение в различных учебных заведениях и среднего профессионального, и высшего образования как в Смоленской области, так и за её пределами.
Ирина Лавринова – учитель математики и информатики. В 2021 году её признали лучшим учителем Смоленской области. Педагог преподаёт в Центре образования не только предметы основной программы, но и курсы по выбору, которых, надо отметить, в учебном заведении довольно много.
– У нас есть два курса, которые могут изучаться как по отдельности, так и интегративно, – это «Основы журналистики» и «Основы издательского дела». Данные курсы помогают детям научиться работать с информацией: собирать её, критически оценивать, перепроверять, а затем оформлять. Мой курс «Основы издательского дела» разработан для школьников с восьмого по одиннадцатый класс. Сначала мы погружаемся в ретроспективу и пытаемся понять, почему полиграфическая продукция выглядит именно так, как мы привыкли. Изучение развития книгоиздания от древних рукописных книг до современных электронных позволяет ребятам не только расширить кругозор, но и предположить, как будет выглядеть книга будущего. Следующим этапом нашей работы становится практика вёрстки различной полиграфической продукции: от визиток до сложных в плане вёрстки газетных полос.
Варя Филатова за время обучения в Центре образования прошла оба курса. Преподавателям удалось заразить девушку любовью к тексту, поэтому Варя собирается подавать документы на филологический факультет Смоленского государственного университета. Отметим, что экзамены она сдала успешно. На ЕГЭ по русскому языку Варя набрала 94 балла. Девушка отмечает, что сдала все экзамены без репетиторов и поэтому благодарна своим учителям из школы и Центра образования за качественную подготовку.
– Я очень люблю читать, люблю заниматься творчеством, пишу небольшие рассказы. Мне нравится редактировать тексты других людей, исправлять ошибки, и после того, как я закончу обучение в университете, я планирую работать в книжном издательстве редактором или корректором, – делится планами выпускница.
Творческие и научные проекты для особенных детей
Необходимо понимать, что дети с ОВЗ – это значительная часть нашего общества. И, несмотря на серьёзные диагнозы, ребята тоже хотят жить активно: участвовать в мероприятиях, выступать, вести исследовательские проекты и создавать творческие работы.
Когда Ирина Лавринова пришла работать в Центр образования в 2010 году, дистанционный формат работы с детьми с ОВЗ в России ещё начинал развиваться. Молодым педагогам центра было интересно создавать условия не только для учебной деятельности особых ребят, но и для их творческого развития и социализации.
– В 2016 году мы впервые провели межшкольный праздник творчества «Пасхальный фестиваль» для детей с ОВЗ. И в нём приняли участие всего 38 ребят из трёх школ региона, – делится воспоминаниями Ирина Лавринова. – Мероприятие включало дистанционный этап презентации творческих работ и очную церемонию награждения. Такой смешанный формат понравился детям, их родителям и педагогам, поэтому мы стали проводить Пасхальный фестиваль каждый год. От сезона к сезону число участников фестиваля увеличивалось. Например, в 2019 году, когда Центр образования победил с этим проектом в конкурсе Фонда семьи Рыбаковых, нашими участниками стали уже 175 ребят с ОВЗ со всей Смоленщины.
Полученные в рамках гранта деньги мы вложили в организацию грандиозного праздника на площадке концертного зала УМВД. Концепция Пасхального фестиваля такова, что каждый его участник должен быть замеченным, а каждая творческая работа уникальна и потому достойна награды. Неизменная традиция праздника – вручение подарков всем ребятам, которые прислали нам свои творения. Мы стараемся подбирать подарки, которые будут способствовать развитию творческих способностей наших участников. За годы работы и проведения фестиваля мы поняли, что для развития способностей особых детей важна системность, поэтому Пасхальный фестиваль был преобразован в инклюзивную творческую мастерскую «АРТ-онлайн», где помимо конкурсных активностей ребята получили возможность пообщаться с наставниками, посетить очные и дистанционные мастер-классы, посмотреть беседы с представителями духовенства, а также с дефектологами и психологами.
К сожалению, дополнила Ирина Лавринова, сегодня не так много грантовых конкурсов, в которых могли бы принимать участие образовательные организации, поэтому поиск ресурсов для развития проектов требует дополнительных усилий от команды. В прошлом году появилась социально ориентированная некоммерческая организация – АНО «Центр развития социальных и просветительских инициатив», и седьмой Пасхальный фестиваль прошёл в партнёрстве со смоленским фондом «Феникс» и уже при поддержке Фонда президентских грантов. Его участниками стали более 450 ребят с ОВЗ и инвалидностью из 24 образовательных организаций Смоленской и Ленинградской областей.
Педагоги Центра образования для детей с ООП работают над многими региональными просветительскими проектами. В 2021 году Ирина Лавринова стала победителем конкурса молодёжных проектов администрации Смоленской области. Грант позволил снять первый сезон регионального инклюзивного видеожурнала «Моя Смоленщина». В проект были привлечены историки, филологи и сурдопереводчики, благодаря которым контент стал доступен детям с нарушением слуха.
– Видеожурнал оказался востребованным среди детей и их педагогов, – отмечает Ирина Лавринова. – В процессе публикации новых серий мы получали отзывы о том, что контент применяется учителями Смоленска на уроках и во внеурочной деятельности. Также поступали вопросы о том, будет ли продолжение у проекта. В конкурсе молодёжных проектов администрации Смоленской области 2022 года победила моя коллега Анастасия Трифонова с проектом «Сурдоэкскурсии «По музеям Смоленщины», поэтому мы можем гарантировать, что продолжение будет. Работа уже ведётся: мы отсняли материал по музею «Смоленская кузница», первый выпуск будет доступен в сентябре.
Кроме этого, Центр образования для детей с ООП несколько лет назад начал проводить конкурс «Неделя науки».
Школьникам с ОВЗ и инвалидностью предлагалось написать учебно-исследовательскую работу, после чего представить видеозапись её защиты на суд компетентного жюри. Конкурс проводился в течение трёх лет, затем был небольшой перерыв в реализации проекта. Однако школьники и учителя очень ждали мероприятий подобного проектно-исследовательского формата. Благодаря поддержке Фонда президентских грантов, полученной АНО «Центр развития социальных и просветительских инициатив» в 2022 году, проект будет возобновлён под новым названием – «Проектор: развитие исследовательского потенциала подростков с ОВЗ и инвалидностью». Организаторы планируют создать пространство для исследовательского взаимодействия детей с ОВЗ и компетентных специалистов. В проект будут приглашены преподаватели Смоленского государственного университета, кандидаты наук, практикующие профессионалы в исследовательском направлении.
– Надеюсь, приглашённые в проект педагоги помогут заинтересованным детям поработать над актуальной для них проблемой и довести исследовательские работы до защиты и, возможно, до победы.
Вместо эпилога
В известнейшей советской песне есть строки: «Детство, детство, детство – это свет и радость, // Это песни, это дружба и мечты. // Детство, детство, детство – это краски радуг. // Детство, детство, детство – это я и ты».
Дети с ОВЗ и инвалидностью – такая же часть нашего общества, как и дети без «особых образовательных потребностей». Эти ребята так же хотят получать знания, проявлять свои творческие таланты, всесторонне развиваться. И действительно очень радует, что в нашем регионе ведётся огромная работа, чтобы особенные дети могли увидеть «краски радуг» и почувствовать себя частью большого, но внимательного к ним мира.
Фото: предоставлены героями статьи, официальными группами школ в «ВКонтакте»
Мария ЛЕДОВСКАЯ