Центр «IT-куб» объединяет программистов Смоленской области
Национальный проект «Образование», реализуемый в России по инициативе Президента Владимира Путина, нацелен на решение двух ключевых задач. Это обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. В рамках реализации нацпроекта в Смоленской области за последние два года появилось значительное количество центров дополнительного образования, в частности, обучающих школьников IT-технологиям.
Точки роста IT-сферы
Так, в 2020 году, на базе Смоленской областной технологической академии появился Центр «IT-куб» – инновационная площадка дополнительного образования и интеллектуального развития детей и подростков в сфере современных информационных и телекоммуникационных технологий. Ежегодно в Центре «IT-куб» бесплатно обучаются более 400 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет. Ученики Центра становились победителями и призёрами всероссийских конкурсов, а сам «IT-куб» в конце 2021 года организовал первый Смоленский хакатон для школьников.
В 2021 году на базе средней школы № 40 начал функционировать технопарк «Кванториум». Этот образовательный центр за учебный год тоже добился значительных успехов. Благодаря проектному подходу в обучении и наличию высокотехнологичного оборудования в детском технопарке школьники имеют возможность развивать и реализовывать свои собственные инженерные идеи. Налажено взаимодействие с ведущими вузами города, проведён совместно со Смоленским информационным центром по атомной энергии научный фестиваль «Кстати».
Всё больше на Смоленщине появляется «Точек роста» – Центров дополнительного образования, расположенных в малых городах и сельской местности. С 2019 по 2021 годы в регионе создано 83 центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» в 26 муниципальных образованиях.
Однако до недавнего времени, несмотря на схожую сферу деятельности, IT-центры практически не взаимодействовали между собой…
Лучшие практики в сфере дополнительного образования
В конце мая на базе Центра «IT-куб» состоялся семинар-практикум «Лучшие практики дополнительного образования технической направленности Смоленской области: опыт, взаимодействие, перспективы». Семинар прошел в рамках Всероссийского фестиваля лучших практик в системе дополнительного образования технической направленности. Слушателями и участниками семинара стали руководители и сотрудники Центров образования «Точка роста», учреждений дополнительного образования, школ и иных образовательных организаций. В рамках семинара состоялось пленарное заседание «Современные векторы развития системы дополнительного образования детей», а также круглый стол, где обсуждались актуальные проблемы развития системы дополнительного образования детей. Далее в программе семинара была организована работа секций «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», «Организация проектной деятельности обучающихся при реализации дополнительных образовательных программ», «Партнёрские отношения в сфере дополнительного образования детей», «Особенности детской мотивации». В завершение первого дня наставники Центра «IT-куб» и приглашённые гости – специалисты мобильного технопарк «Кванториум» и детского технопарка «Кванториум» – провели для слушателей мастер-классы.
Второй день начался с презентации конкурсной части Всероссийского фестиваля. Для участников были проведены мастер-классы по подготовке контента и разработке его мультимедийного сопровождения. Мастер-классы проводили наставники Центра «IT-куб», а также специалисты Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Смоленского областного института развития образования.
– Надо сказать, что мероприятие такого плана мы проводили впервые, поэтому максимально старались учесть все рекомендации федерального Центра образования. А они достаточно серьёзные – начиная от входного контроля и заканчивая рефлексией. Мы учли много психологических моментов, которые позволили группу ранее не знакомых друг с другом людей сделать если не сплочённой командой, то хотя бы командой единомышленников, – рассказывает о мероприятии директор Центра «IT-куб» Татьяна КУДРЯВЦЕВА.
Это была первая очная встреча представителей новых сущностей, которые созданы в рамках национального проекта «Образование». Встреча оказалась нужной и важной для её участников.
Как отметила Татьяна Кудрявцева, зачастую представители «Точек роста», получив оборудование, не знают, как с ним работать: как использовать квадрокоптеры, 3D-принтеры, шлемы виртуальной реальности, цифровые лаборатории. Учителя испытывают большие проблемы, а должны с лёгкостью владеть оборудованием. Именно для решения этих вопросов «IT-куб» пригласил к себе сотрудников других центров дополнительного образования. На этом мероприятии состоялся обмен опытом, рассказала руководитель Центра:
– Необходимо было поделиться с учителями определёнными знаниями о том, в каком направлении движется система дополнительного образования, какие существуют векторы развития, с какими категориями детей необходимо работать и как их вовлекать в научно-техническое творчество. Мы много говорили о разработке, проектировании программ дополнительного образования. Но самым важным было проведение практических мастер-классов. Мы же проводим мастер-классы для детей, мы сажаем их собирать устройства, программировать на языке Scratch и многое другое! А сейчас мы в эту ситуацию погрузили педагогов. К сожалению, в этот раз семинар посетило не много человек: сейчас экзаменационное время – тяжело вырваться. Но вот попытка дать возможность преподавателям своими руками выполнить ту или иную работу с тем оборудованием, которое сейчас есть у них в центрах образования, дала очень хороший результат. Практически все участники нашего мероприятия были замотивированы, они были готовы к выполнению этих работ. И в течение первого дня у нас прошло восемь разнообразных мастер-классов с оборудованием, причём время мастер-класса везде было превышено: ни на одном мастер-классе мы не смогли вовремя остановить работу, потому что она шла, шла и шла. И дополнительно мы поставили перед собой задачу дать коллегам возможность проконсультироваться. Например, во многих «Точках роста» есть 3D-принтер, а как пользоваться им – непонятно. Наставник нашего Центра продемонстрировал работу 3D-принтера, и каждый участник смог увидеть процесс вживую, попробовать завести печать и создать свою модель. В результате, когда учителя вернутся домой, образовательный процесс будет совершенно по-другому устроен. Или ещё пример: некоторые педагоги неясно представляли себе, как работать с квадрокоптерами. Здесь уже роль экспертов взяли на себя специалисты из мобильного «Кванториума». Мы попробовали работать с различными онлайн-средами, создавать интерактивные задания, работать с виртуальными досками, рассмотрели огромное количество всевозможных сервисов, которые учителя могут применить на любом учебном занятии. То есть важной целью нашего семинара было предоставить возможность общения, обмена опытом. И, мне кажется, мы её достигли. Кроме того, преподаватели Центров наконец познакомились друг с другом, поделились проблемами, получили обратную связь и уехали с определённым багажом новых знаний.
Выход на уровень серьёзных проектов
В рамках семинара в Центре «IT-куб» прошла Открытая защита проектов обучающихся, разработанных при участии компаний-партнёров Центра. В качестве заказчиков выступили ведущие IT-компании региона, социальные партнёры Центра, зрителями защиты стали представители «Кванториумов» и «Точек роста».
Сформированные в конце 2021 года проектные команды включали в свой состав обучающихся и наставников Центра, а также представителей компании-заказчика. Перед каждой командой была поставлена задача по проектированию и разработке программного решения. В некоторых случаях команда получала описание проблемной ситуации, задачи, требующей решения, в некоторых – полноценное профессиональное техническое задание.
Всего к защите было представлено 17 проектов, среди которых – мобильные и обучающие приложения, VR-приложения, интерактивные проекты и конструкторы, сайты и сервисы.
На защите присутствовали представители от организаций-партнёров: компаний KIII, WebCanape, Whisper Arts, LASERWAR, «Айти Грейд», «Софтлайн», «Эдисофт», РОО «Центр содействия восстановлению личности и преобразованию общества» и приглашённые гости.
– Это очень важная работа и наш первый опыт проектной деятельности совместно с компаниями-партнёрами. Я думаю, гости были очень удивлены тому, что увидели. Даже без постоянного сопровождения заказчиков проекты получились достаточно высокого уровня, – сказала Татьяна Кудрявцева. – Я надеюсь, что увиденное на этом мероприятии кардинально поменяет отношение компаний-партнёров к нам в лучшую сторону, и в следующем сезоне у нас будет больше взаимодействия при работе над проектами на этапе технического задания и выполнения. Надо сказать, что мы очень боялись затевать это большое дело. Наши ученики – это всё-таки школьники. Мы не знали, смогут ли они выйти на уровень серьёзных и действительно разноплановых проектов, смогут ли работать в команде. Однако у нас получились большие команды, и почти о каждом проекте можно сказать, что он единственный в своём роде. Работа в группах шла как на производстве: кто-то занимается фронтендом, кто-то занимается практической разработкой технического задания, кто-то – бэкендом. Да, мы боялись, что ничего не получится, но результат превзошёл даже самые радужные ожидания. Я могу констатировать, что это действительно было завораживающе.
Все проекты получили живой отклик экспертов, рекомендации по расширению проекта, его развитию и процессу коммерциализации. От ряда компаний поступили предложения о стажировке обучающихся Центра и дальнейшем взаимодействии с проектными командами.
«Зелёный дом»
Проекты учащихся Центра, как уже отмечалось, были посвящены совершенно разным темам. Так, школьники представляли конструктор обучающих пазлов, созданный специально для детского сада № 76 «Звёздный», VR-приложение для Центра практического вождения, сайт-форум для родителей детей с синдромом Дауна и многое другое. Среди выступлений на защите был представлен проект «Зелёный дом» Алёны НОВИКОВОЙ.
– В условиях нарастания признаков надвигающейся экологической катастрофы специалисты полагают, что уже к середине XXI века планетарный кризис окажется неотвратимым, – рассказала школьница. – В 2019 году Россия взяла направление на реализацию масштабного национального проекта «Экология», направленного на решение данных проблем. Однако это невозможно без экологического просвещения нации. Если упустить время в формировании экологической культуры у подрастающего поколения, то уже через несколько десятков лет наша страна, а может и вся планета, окажется на грани непоправимой катастрофы.
Именно это натолкнуло Алёну на идею создания приложения, в котором информация о состоянии экологии России будет систематизирована и представлена доступным для пользователя школьного возраста языком.
Для подтверждения актуальности разработки приложения было проведено анкетирование, в котором приняли участие 333 респондента. А для того чтобы информация в проекте была достоверной, консультантом выступила Екатерина Рябченкова – начальник отдела разрешительной деятельности по Смоленской области Межрегионального Управления Росприроднадзора по Московской и Смоленской областям.
В итоговом приложении Алёна представила информацию о загрязнении страны, о свалках, об организациях, борющихся с загрязнением. Пользователь может узнать о состоянии экологии, уровне загрязнения воздуха, воды, почвы, причинах возникновения и способах решения экологических проблем. Вся информация в приложении постоянно обновляется.
В рамках проекта также разработана игра для дошкольников WALL-E, в которой робот должен собрать мусор за определённое время, создан экологический форум, где гости могут поделиться своим мнением и обсудить волнующие их вопросы.
Проект оказался настолько интересным, что Росприроднадзор попросил у Алёны разрешения разместить ссылку на приложение на официальном сайте ведомства.
«Лето в кубе»
Второй год подряд в Центре «IT-куб» проводятся летние смены: здесь идёт развитие IT-навыков и IT-компетенций. В 2021 году площадка работала для детей от 7 до 13 лет, в этом году возраст участников был расширен до 16 лет. Летние смены созданы для тех, кто сознательно хочет попробовать краткосрочную, но интенсивную рабочую программу и освоить определённое направление в сфере информационных технологий.
– Помимо того, что ребёнок может получить базу по программированию или, например, обучиться системному администрированию, для него организованы дополнительные мероприятия, мастер-классы, – рассказывает Татьяна Кудрявцева. – Центр ставит для себя задачу обеспечить детям достаточно недорогой, но разнообразный отдых: каждый день должен быть наполнен яркими событиями, людьми, находками. Сейчас наша материальная база и опыт наставников позволяют это сделать. После летних смен дети придут к нам в учебном году уже целенаправленно на то направление, которые им интересно.
Татьяна Кудрявцева подчеркнула, что задача организаторов – максимально предоставить ребёнку возможность познакомиться со всем спектром образовательных направлений Центра.
– Проводится огромное количество развивающих мероприятий, бесед, где у детей появляется возможность раскрыться, выразить свои мысли, поучаствовать в проектной деятельности. С детьми работают не только наши наставники, мы подключаем и коллег из других Центров. Например, у мобильного «Кванториума», образованного на базе Вяземского политехнического техникума, есть очень интересная программа по беспилотным летательным аппаратам. В этом году в июне у нас проходит четыре смены, и мы постарались составить максимально разнообразные программы этих смен, чтобы количество повторяемых мероприятий было сведено к минимуму. Так, даже если ребёнок является участником всех четырёх смен (а у нас есть такие дети), каждый день у него будут новые впечатления, – рассказала Татьяна Кудрявцева.
Летние курсы являются платными и включают в себя обучение, мастер-классы, экскурсии, спортивные мероприятия и трёхразовое питание. Важно отметить, что все вакантные места летней площадки заполнены, и, к сожалению, далеко не каждый желающий успел подать заявку.
«Звёздное» сотрудничество
На данный момент у Центра «IT-куб» есть не только компании-партнёры, которые оказывают помощь в плане программного обеспечения, но и социальные партнёры – это школы и детские сады Смоленска.
– Мы сотрудничаем со школой № 31, – рассказывает о деятельности организации заместитель руководителя Центра «IT-куб» по работе с федеральной сетью и партнёрами Татьяна ВИНОГРАДОВА. – Для учеников этого учебного заведения мы уже второй год реализуем образовательную программу под названием «Кибергигиена и работа с большими данными». Дети, как и все наши ученики, приходят после уроков в Центр, а по окончании курса защищают индивидуальные проекты и получают сертификат об обучении в «IT-кубе». Также ведётся сотрудничество со школой № 35, с декабря мы начали выходить на «Точки роста». Это центры образования, созданные на базе сельских школ. Для них мы проводим мастер-классы дистанционно. Буквально несколько месяцев назад мы подружились с руководством детского сада № 76 «Звёздный» города Смоленска.
В течение полугода наставники Центра реализовывали на базе дошкольного учреждения программу для подготовительной группы по ментальной математике и основам алгоритмики. И уже сейчас можно говорить о положительных результатах. С сентября планируется запуск группы: дети будут обучаться бесплатно, находясь в детском саду, наставники еженедельно будут приезжать в организацию со всем оборудованием.
– Сейчас, к сожалению, бесплатно мы можем организовать только одну такую группу. Но если другие детские сады захотят, мы можем на их базе проводить занятия с чисто символической оплатой. Программа у нас достаточно интересная. Мы её апробировали и на дошкольниках, и на первоклассниках. Занятия для детей ведутся с шести лет, – сообщила Татьяна Кудрявцева. – Дети смогут обучаться и на базе Центра: дошкольные курсы уже включены в подачу заявок. Например, для этого возраста есть программа «Мультипликация». Наставники Центра готовы развивать сотрудничество с другими дошкольными заведениями и приезжать в сады с мероприятиями.
Дорогу IT-шникам!
Вопросам IT-сектора в Смоленской области уделяют довольно большое внимание. Так, первое заседание Клуба стратегических инициатив Смоленской области, состоявшееся под председательством губернатора Алексея ОСТРОВСКОГО, как раз было посвящено сфере информационных технологий. На встрече отметили, что IT-проекты являются маркером развития региона, и поэтому IT-бизнесу необходима поддержка. Участники заседания пришли к единому мнению, что увеличение количества статусных IT-мероприятий, таких как хакатон «Смолатон», повысит привлекательность региона.
Исполняющая обязанности начальника департамента цифрового развития Татьяна Щербакова обратила внимание на активно реализуемый в Смоленской области проект «Войти в Айти», в рамках которого у студентов есть возможность пройти стажировку и практику в ведущих IT-компаниях региона.
Обращаясь к участникам встречи, Алексей Островский подчеркнул, что очень важно выстроить прямую линейку взаимодействия учебных заведений с IT-компаниями. В рамках нацпроекта «Образование» в регионе созданы уникальные образовательные площадки, такие как «Кванториум» и «IT-куб», цель которых в том числе – сопровождать увлечённых технологиями школьников и студентов, чтобы они попали на работу в хорошую компанию.
А на встрече губернатора со Светланой Чупшевой, генеральным директором Агентства стратегических инициатив, в Москве было решено, что осенью текущего года в Смоленске будет проведен Всероссийский IT-форум для молодых специалистов.
– Мы рассчитываем, что IT-форум для молодых специалистов станет площадкой, где смоляне смогут поделиться своими успешными практиками, перенять опыт федеральных спикеров и коллег из других субъектов, а представители власти – показать накопленный в регионе нормативно-правовой опыт, который позволяет привлекать всё больше IT-компаний из других регионов, – сказал Алексей Островский.
Фото: предоставлено Центром «IT-куб», admin-smolensk.ru
Мария ЛЕДОВСКАЯ