Начальник Департамента по культуре Смоленской области Юрий Герасёв: культура - ресурс модернизации
Хочу работать!– Когда после моего назначения один из корреспондентов спросил: «Какие чувства вы испытываете?» –
я ответил: «Я счастлив». Я хочу работать! Когда стал начальником, появилась не только определённость, но главное – возможность претворять всё задуманное в жизнь. У нас трудится коллектив профессионалов. Поэтому буду говорить о том, что сделано коллективом не только за последние месяцы, но за этот год.
Пришёл я работать в департамент в интересное время – отмечалось 100-летие со дня рождения Александра Трифоновича Твардовского. Для меня это был первый такой большой праздник, где можно было проявить и организаторские способности, и реализовать творческие наработки. Коллеги, естественно, ко мне присматривались, но эти торжества помогли доказать, что как администратор я чего-то стою. Началась хорошая, плодотворная совместная работа. Наш департамент сумел защитить программу развития культуры Смоленщины. По ней более 44 миллионов рублей было выделено на 2011 год. Программа 1150-летия Смоленска одобрена на самом высоком уровне – и Президентом России Дмитрием Медведевым, и премьер-министром Владимиром Путиным. Но всё равно надо ездить в Москву и доказывать необходимость каждого её пункта.
Благодаря тому, что есть эта программа, удалось познакомиться с ответственными работниками Министерства культуры. На 100-летний юбилей Александра Твардовского к нам приезжал министр культуры Александр Авдеев. Такие контакты важны, они помогали и помогают в решении проблем. Когда в прошлом году сдавали здание художественной галереи, на что ушло много сил, говорили, мол, теперь дело сделано, можно отдыхать. Я, как наивный человек, почти буквально это воспринял, но потом понял – работе нет конца. Надо было думать, какая будет экспозиция в галерее, исправлять недоделки…
– Мы в газете ввели рубрику и начинаем знакомить читателей с экспонатами художественной галереи, чтобы помочь с пропагандой шедевров, которые раньше лежали в запасниках.
– Да, я знаю, благодарен «СГ». Это очень важно. Мне казалось, что, после того как мы откроем галерею, туда пойдёт поток людей. Но менеджменту надо ещё работать и работать. Есть смоляне, которые даже не знают, что существует такая галерея, спрашивают, где она находится. Начинаешь объяснять, и каждый, кто туда сходит, потом звонит и говорит спасибо, восхищается экспонатами.
Во время визита премьер-министра РФ Владимира Путина, когда были и все губернаторы ЦФО, они, пока ожидали прибытия Владимира Владимировича, посетили художественную галерею. Как было приятно слышать восторженные отзывы об экспозиции от таких важных персон! Я видел тогда Сергея Владимировича Антуфьева и чувствовал: он гордится тем, что в нашем регионе есть такое культурное богатство. Это же была мечта Губернатора – сделать такую галерею. Средств, которые вкладывались в неё на протяжении 20 лет, хватало лишь на консервацию объекта, латание дыр. А Сергею Владимировичу удалось не только изыскать деньги на реставрацию здания внутри и снаружи, но и создать художественную галерею, которая, без преувеличения, стала жемчужиной Смоленщины.
Без крыш и окон
– Удалось вам познакомиться с состоянием учреждений культуры в районах?
– Я побывал в районах, знаю состояние дел в Домах культуры, библиотеках. К сожалению, приходится констатировать, что больше 35% сельских учреждений находится в крайне неудовлетворительном, аварийном состоянии. 20 лет ничего не делалось, только сейчас начали понимать, что надо навёрстывать упущенное. Вот стоит в сельском поселении хорошее каменное строение, но нет крыши и окон. Если бы года четыре назад просто поменяли кровлю, положили оцинкованный лист или шифер, то сохранили бы здание. Не доходили руки. Были другие проблемы, более неотложные, а на всё денег не хватало. 131-й федеральный закон о разграничении полномочий между уровнями власти тоже сказался. В крупных городах, может быть, лучше живётся с этим законом, но в глубинке он тяжело ударил по культуре. Наша первоочередная задача – исправить ситуацию. Мы разработали программу по культуре в муниципальных образованиях, но она пока не принята. Сейчас верстается бюджет 2012 года, и думаю, мы вернёмся к этой теме. Единственное, чего мы пока сумели добиться, – районам настойчиво предложили разработать муниципальные программы приоритетов в развитии культуры. Сейчас во всех районах такие программы уже есть. Пусть это не те вложения, которых бы нам хотелось, но уже применяется программно-целевой метод, что радует. В районах начинают осознавать, что культуру надо поддерживать. Мы говорим о необходимости развития сельского хозяйства, образования, медицины, но если хотим закрепить молодых людей на селе, то без организации современного досуга это сделать невозможно. Даже если будет работа, жильё, вечером человеку захочется куда-то сходить, оторваться от телевизора и пообщаться, как говорится, вживую. Культурно-досуговую деятельность ничто не сможет заменить, и в глубинке она должна вестись на современном уровне. Благодаря тому, что мы эти вопросы поднимали и на селекторных совещаниях при Губернаторе, будоражили муниципалитеты, сдвиги наметились. Это тоже одна из наших пусть и небольших, но побед. Главы муниципалитетов повернулись лицом к сфере культуры.
– Вам удалось доказать, что нельзя финансировать культуру по остаточному принципу, и в бюджет-2012 на отрасль будет выделено значительно больше средств. Культура получит денег в десять раз больше, чем было? Это так?
– Пока ещё рано об этом говорить, но хотелось бы. Встретимся позже, и тогда я смогу точно сказать читателям «СГ», на сколько реально больше будет вложено средств в культуру Смоленской области.
Юбилейные объекты
– Расскажите о подготовке к 1150-летию Смоленска.
– Тяжело давались некоторые моменты. В этом году у нас появился новый подрядчик. Министерство культуры проводило конкурсы, работы до сих пор ещё продолжаются. По Смоленской крепости и объектам РПЦ они должны быть завершены до 1 ноября. Перед тем как приехать в редакцию, я был на этих объектах. Работы ведутся, но технический надзор осуществляется московской фирмой «Стройреставрация». Вопросов по выполненным работам много, на днях приезжает министерская комиссия. Мы выскажем претензии не только от имени департамента, но и жителей Смоленска.
Что касается тех памятников, которые уже отреставрированы, то тоже было немало споров, заставляли переделывать.
– Какие это памятники?
– В Лопатинском саду памятник защитникам Смоленска 1812 года, могила Скалона, бюст Кутузова в сквере Памяти героев, ещё продолжаются работы над памятником Софийскому полку. По четырём башням крепостной стены, которые до сих пор реставрируются, тоже есть претензии. Поэтому и приезжает министерская комиссия. Мы настаиваем, что работа по сохранению культурного наследия должна быть выполнена качественно. Я коренной смолянин, и мне небезразлично, какими после реставрации будут наши достопримечательности.
– Какие ещё объекты будут приводиться в надлежащий вид? Ведь немало других достопримечательностей находится в неудовлетворительном состоянии.
– Это так. Возьмём тот же драматический театр. Капремонт не проводился с момента его основания. В этом году выделены средства на ремонт крыльца, мрамор заменим на новый. На следующий год будет завершена реставрация фасада, потом начнётся ремонт внутренних помещений. Филармония. Как только здание передали в 80-е годы под учреждение культуры, с того момента полностью отремонтировали только фасад, а внутри проблем немало. Музеи… Здание по ул. Студенческой, 6, на набережной, в удручающем состоянии. Губернатор принял решение, что здесь должен быть музей «У истоков Днепра». Уже выделены деньги на проектно-сметную документацию, ремонтные работы по замене кровли. Состояние фасадов наших учреждений культуры тоже требует большого внимания. Так уж получилось, что никакой проектно-сметной документации на наши учреждения нет. Поэтому в настоящее время много денег было выделено из резервного фонда на изготовление проектов, чтобы в 2012 году мы смогли заняться ремонтно-реставрационными работами.
На следующий год в бюджете предусмотрено столько средств, сколько не было, наверное, за всю историю Смоленской области. Спасибо Губернатору Сергею Владимировичу Антуфьеву, который принял волевое решение. Здания будут приведены в порядок, обновятся музейные экспозиции – мы должны быть готовы к тому, что пойдёт поток туристов. За эти полгода пришло осознание того, что культура важна для развития экономики области. Чем больше музеев, памятников, которые будут находиться в хорошем состоянии, тем более привлекательной будет наша область для туристов.
Музейные фонды уникальны, но…
– Культура – это одна из составляющих экономического потенциала региона, но надо немало вложить в неё, чтобы получить отдачу. У нас уникальные музейные фонды. Одна коллекция княгини Марии Тенишевой чего стоит! В «Русской старине» в следующем году начинается капитальный ремонт. Мы хотим восстановить всё, как было во времена Тенишевой, хотя всего сделать не удастся – существуют СНиПы, но по возможности сделаем. Мы хотим по максимуму выставить фонды Тенишевской коллекции. И туристы будут приезжать посмотреть на эти уникальные экспонаты не только из России, но и из-за границы. Когда люди увидят, что можно посмотреть ювелирные изделия, картины из знаменитой коллекции княгини, то, уверен, им захочется прикоснуться к прекрасному.
Мы хотим в музее-заповеднике сделать несколько серьёзных экспозиций по истории Смоленска к 1150-летию. Есть необходимость во внутреннем ремонте отдела «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны», фасад мы в этом году обновили. Там уникальные экспонаты, но, извините, в музее нет туалета. В наше время такое невозможно! Делегации школьников из разных районов области просто пробегают по музею, нет возможности осмыслить увиденное, постоять перед экспонатами, задуматься. И всё из-за такой, казалось бы, мелочи – отсутствия туалетов.
Башня Громовая. Там размещена уникальная экспозиция, можно увидеть, какой была наша крепость 400 лет назад. Но к ней надо подвести коммуникации, чтобы человек мог спокойно наслаждаться экспонатами.
Замечательная экспозиция в историко-архитектурном комплексе «Теремок» во Флёнове. Сейчас закон позволяет музеям заниматься не только выставочной деятельностью, но и предпринимательской. Это создание гостиниц, кафе для привлечения туристов. Вот, например, в следующем году исполняется 30 лет возрождённой усадьбе М.И. Глинки. Хотим к этому времени восстановить пруды, идёт их обследование, готовится проектно-сметная документация. Найдём средства в нашей программе «Развитие культурного наследия Смоленщины». Надо ещё отреставрировать и основное здание усадьбы, флигели. Хотим даже возродить пекарню, чтобы туристы могли участвовать в выпечке хлеба. Можно сделать и таверну, чтобы человек, проделавший неблизкий путь до усадьбы, мог зайти перекусить. Не наскоком посмотреть экспозицию, а спокойно прогуляться по дивному лесу вдоль Десны. Ведь можно приехать всей семьёй на выходные, с детьми. Экотуризм надо развивать не только в фермерских хозяйствах. Когда такие маршруты будут разработаны, это сделает нашу область более привлекательной. Это послужит экономике, вместе с тем больше средств будет выделяться на культуру – на ремонт тех же сельских Домов культуры, пополнение книжных фондов библиотек.
Не хотим, как в Бородино
– Не возникало ли у вас мысли объединить Тенишевский маршрут – наш и Брянский? Ведь у князя Тенишева в Брянске были заводы, там тоже есть музей, посвящённый Тенишевым.
– Спасибо за совет. Припоминаю случай, когда одного известного человека мы повезли во Флёново, он сказал: «Это же кладезь!» И там надо попробовать сделать центр народных промыслов. Заведующая историко-архитектурным комплексом «Теремок» Татьяна Шкадова уже многое делает в этом направлении. Есть гончарный круг, на котором посетитель может попробовать свои силы в лепке, проводятся занятия со школьниками по изготовлению изделий из бересты. Попробуем с Брянском договориться, создать общий маршрут. Главная наша задача сейчас – это Гнёздово и Флёново.
Недавно создан, спасибо Администрации области, исторический музей-заповедник «Гнёздовские курганы». Сейчас разрабатывается концепция его дальнейшего развития как объекта культурного наследия. Но надо музеефицировать эту территорию. Провести межевание, получить земли, и когда мы будем юридически готовы к тому, что эти земли находятся в нашем оперативном управлении, можно будет смелее действовать.
– Строить?
– Да нет, нам этого закон не позволит. Во Флёнове памятник федерального значения – храм Духа. И не дай Бог в один прекрасный день увидеть, как из-за храма крыша дома какого-то торчит. Наша первостепенная задача – разобраться с землями, чтобы у нас не получилось так, как в Бородино.
Крепостная стена – дело бережное!
– Как вы оцениваете состояние крепостной стены в целом и в частности около средней школы №28? Там были демонтированы решётки, и этот участок превратился, простите, в отхожее место...
– Есть механизм, работа которого будет зависеть от работы нашего департамента и городского управления культуры. Губернатором выделены дополнительные средства на проектно-сметную документацию по реставрации тех прясел, которые не вошли в «Программу-1150». В Министерство культуры подана заявка, буквально на днях подписаны локальные сметы, есть договорённость о том, что нам необходимо дополнительно на ремонтно-реставрационные работы по крепостной стене более одного миллиарда рублей, в таком плачевном состоянии она находится. Прясла на восточной стороне после башни Веселухи практически утрачены, их необходимо полностью восстанавливать, но пока это сделать можно. И уже выделены деньги на реставрацию башен из федерального бюджета. И был разговор на уровне замминистра, что на областные деньги будет выполнена проектно-сметная документация, а за счёт федеральной программы развития культуры пойдёт реставрация.
Есть полное понимание того, что необходимо создать филиал Смоленского музея-заповедника – музей «Смоленская крепость». Нужна и охрана: пока не будет охраняться этот объект, будут происходить акты вандализма. Выламываются решётки, люди забираются на стену – всё так и будет, если этого не остановить профессиональной охране. Мы сначала думали, что решётки выламывают для сдачи в металлолом, но нет, решётки остаются рядом, это просто вандализм. Когда 1 сентября шёл с работы, проходил мимо этого участка стены, о котором вы говорите, я даже звонил директору парка. Участок этот находится на территории Лопатинского сада, и он сказал, что у него не хватает работников, которые бы могли уследить за всем этим безобразием.
– Дирекция парка за это отвечает?
– Нет, это федеральная собственность, центр по охране памятников устанавливает решётки, но их хватает на день-два. Надо привести крепостную стену в порядок, сделать подсветку и охранять.
Бизнес может помогать
– Может, надо привлекать богатых людей, чтобы какой-то отдельный памятник они взяли под свою опеку и следили за ним? Государству-то всего культурного наследия не потянуть…
– В этом году я был на заседании совета по культуре в Ульяновске. И министр культуры сказал, что наконец-таки к культуре повернулись лицом. Впервые бюджетом 2012 года культура будет финансироваться не по остаточному принципу, а заложена серьёзная цифра – более 90 миллиардов рублей. Это лишь подчёркивает, что государство всё больше заботится о сохранении культурного наследия.
– А трудно просить деньги у министерства?
– Главное, что я понял за короткий период работы: не бояться говорить об узких местах, называть тему, болеть за неё. Когда к нам приезжал министр культуры Александр Авдеев, мы приводили его к Смоленской крепости и показывали, какие есть проблемы. Этим мы показываем не свою несостоятельность, а наоборот, небезразличие. Я за то, чтобы не лакировать проблему. Я родился на Смоленщине, у меня дети, которым хочется гулять по красивому городу, например по маршруту вдоль стены, и осознавать, что творение зодчего Фёдора Коня находится в хорошем состоянии. Но стена хрупка! Надежда в восстановлении культурного наследия на государство, оно многое делает в этом направлении.
Недавно была встреча Сергея Владимировича Антуфьева с представителями бизнеса. Речь шла о государственно-частном партнёрстве. Мы сейчас хотим провести консервационные работы по стене, чтобы она не разрушалась, была в удовлетворительном виде. В это вкладываются деньги на уровне Федерации и региона. А башни можно приспособить, привлекать частный бизнес, который мог бы вкладывать деньги.
– А что частник может разместить в башнях?
– Я за то, чтобы это было комплексное использование – пусть там размещаются одновременно музейные экспонаты и что-то частное. Как говорится, фифти-фифти. Есть замыслы, например, сделать маршрут по стене и по трём башням. Департамент спорта, туризма и молодёжной политики собирается сделать пеший туристский маршрут вдоль стены. Можно разместить в них исторические клубы, возможно, и спортивные. Всё должно быть в рамках разумного. На башню Орёл, например, поднимались скололазы, они так тренировались. Если это не нарушает целостность объекта, почему бы этому не быть? Можно открыть кафе. У нас есть хорошие склоны у определённой части стены – почему бы не сделать горнолыжный спуск, фуникулёр? Это будет здорово.
– Индивидуальный предприниматель подхватит эти инициативы?
– Если ему будут предоставлены условия. Ведь чтобы отремонтировать четыре башни, выделяется 60 миллионов рублей. Всё зависит от того, насколько разрушена конкретная башня, на реставрацию одной требуется 10 миллионов, другой – 30. Сможет частник вложить такие деньги, чтобы провести консервационные работы? А дальше ведь надо вкладывать ещё, чтобы приспособить её под что-то необходимое. Сначала надо выполнить консервационные работы, а потом предлагать частникам партнёрство. Бизнес может повернуться к нам. Ведь известно, сколько было вложено денег в реставрацию башни, где сейчас ресторан и музей водки. Получилось отлично, этот участок стены в нормальном состоянии. Башня Моховая внутри в хорошем состоянии, там находится филиал Центра народного творчества. Башня Громовая тоже живёт. В одной из башен собираемся сделать музей 1812 года. Но мне иногда кажется, что бизнес пока ещё не готов вкладываться в это. Предприниматели помогают культуре, спасибо им. Особенно МТС, ПО «Кристалл» и другие. Когда строили памятники Александру Твардовскому и Василию Тёркину, Тенишевой во Флёнове, именно предприниматели внёсли свой вклад, и весомый. Может, мы не всегда к бизнесу повёрнуты лицом? Сейчас в департаменте готовим небольшую презентацию по усадьбам, где покажем, в каком они состоянии. Возможно, найдутся меценаты, которые захотят возродить определённую дворянскую усадьбу. Правильно сказал Максим Александрович Шкадов, что бизнес должен быть социально направленным.
На энтузиазме далеко не уедешь
– Как вы относитесь к частным музеям, которые создаются в области? Например, музеи Есенина в Вязьме, быта русской деревни в Ленино Холм-Жирковского района, созданный Аллой Цветковой, музей бересты и т.д.
– Хорошо, что они начинают зарождаться, но основатели этих музеев, возможно, не до конца просчитывают экономическую составляющую. Музеи создаются на энтузиазме, на творческом потенциале. Эти музеи надо поддерживать. В Демидове скоро откроется частный музей «Дом Никулина». У организаторов много задумок – сделать гостиницу и кинотеатр, где можно будет посмотреть фильм с участием артиста. Наработки есть, хочется, чтобы они их воплотили. Благодаря таким людям культурное наследие региона сохраняется, становится более привлекательным. Музеи уникальные, но нужны контакты с турфирмами, на одном энтузиазме далеко не уедешь.
– Ваши впечатления от недавней встречи с представителями творческих союзов.
– Я всегда говорю членам творческих союзов: «Двери Департамента по культуре для вас открыты». Ко мне всегда можно прийти с любой проблемой. Те вопросы, которые были озвучены на этой встрече, наболевшие. Народные, заслуженные художники России, музыканты, писатели, журналисты, дизайнеры, люди, которые много сделали для Смоленщины, России, давали советы по развитию культуры, что дорогого стоит. Спасибо им за это. Они болеют за Смоленщину, им небезразлично, что здесь происходит, для них модернизация – нравственная категория. Приятно, что говорят они открыто, честно, и такие встречи просто необходимы, чтобы культура была на совершенно другом уровне.