Канатная дорога в Смоленске – выгоды проекта
Директору летней площадки кафе «У штыка», что на Покровке в Смоленске, Эдуарду Баграмяну около года назад пришла в голову мысль о создании в городе подвесной канатной дороги. С тех пор «заболел» проектом. Всё тщательно обдумав, месяц назад он написал письмо городским властям… Слово Эдуарду Ашотовичу:– Когда приехал в Смоленск, я был потрясён красотой этого города, его неповторимым ландшафтом, зеленью, самобытной архитектурой, памятниками старины. Ещё более потрясающий вид открывался бы на город, его холмы с высоты птичьего полёта. Так пришла мысль о канатной дороге. Мне кажется, что она очень хорошо вписалась бы в городской ландшафт.
Наверное, это и есть свежий взгляд. Как говорится, взгляд со стороны. Я родом из Баку, там тоже сложный рельеф местности. И там с 50-х годов действует фуникулёр (разновидность канатной дороги, только на рельсах).
И потом. Я неоднократно встречался с действующими канатными дорогами. Бывал на Домбае, в регионах Кавказа. С канатки открывается потрясающий вид на многие километры вокруг: горы, скалы, ущелья.
Конечно, построить канатку сложно. Но сложно и космический корабль на орбиту запустить, и стыковку провести. А ведь делаем! Средства нужны немалые. Но самое главное – нужна политическая воля руководства города и области. Местных бюджетов на строительство, безусловно, не хватит. Без федеральных средств этот проект не поднять.
Говоря о преимуществах проекта, Эдуард Баграмян загибает пальцы:
– Туристический аспект – один из самых важных. Дорога бы хорошо вписалась в исторический рельеф города. Она может стать потрясающей составляющей городского туристического маршрута. Подвесная дорога, без сомнения, пользовалась бы популярностью и у смолян, и у гостей региона. Во-вторых, это экологически чистый вид городского общественного транспорта наравне с трамваем и троллейбусом. В-третьих, вы посмотрите, что делается на улицах в часы пик! В городе наступает транспортный коллапс, а канатка разгрузит транспортный поток. И потом, как общественный транспорт, она давала бы доход в бюджеты различных уровней.
Мы же говорим: «Смоленск расположен на семи холмах». Давайте свяжем эти холмы подвесной канатной дорогой! Ну не все семь. Для начала, может быть, Покровку с Колхозной площадью, Колхозную площадь с площадью Победы. Или две возвышенные части города: Покровку с площадью Победы, так даже лучше. А вообще варианты и детали проекта могут быть самыми различными. Надо принять решение в принципе!
…Я смотрю в спокойные глаза моего собеседника, слушаю его неспешную речь, вглядываюсь в неторопливые жесты. Этот человек должен быть чудаком. Чудаки видят всё не так, как обычные люди. Хотя бытует мнение, что на чудаках мир держится. Вот Эйнштейн. Его выгнали из школы за двойки-тройки. А он потом теорию относительности создал, и общую, и специальную. Да и не похож Эдуард Баграмян на чудака, больше на неравнодушного, тонко чувствующего окружающую действительность человека. Бросаю реплику, что хорошо бы осуществить данный проект к 1150-летию города Смоленска. Но времени осталось совсем немного, даже на мероприятия, предусмотренные планом подготовки к юбилейным торжествам.
Эдуард Баграмян:
– Да, всего два года. Но ведь это 730 дней. А в каждых сутках 24 часа. Если поставить цель, то времени хватит. .
И как ещё один аргумент:
– Вон в Нижнем Новгороде смогли же построить канатную дорогу между областным центром и городом Бор. Там ещё сложнее: длина дороги почти четыре километра, более половины своего маршрута она проходит над Волгой (Бор расположен на другой стороне реки). Затраты на строительство составили более миллиарда рублей. Так построили же! И в нынешнем сентябре планируют ввести в строй.
На вопрос, почему он, человек для Смоленщины новый, почти посторонний, так болеет за эту землю, за этот город, Эдуард Ашотович ответил не задумываясь:
– Во-первых, как член Общероссийского народного фронта, я считаю своим долгом участвовать в общественной жизни страны и региона. Кроме того, я уже говорил, что с первых дней я полюбил этот город. Смоленск заслужил быть красивым. Всей своей многовековой историей заслужил. Мы должны отблагодарить этот город заботой о нём.
И только в конце нашей встречи я наконец понял, что заставляет этого человека быть неравнодушным к окружающему миру. У моего собеседника очень развито врождённое чувство красоты, чувство прекрасного. В нём с рождения живёт художник. Он непременно старается, чтобы вокруг всё было красивым: и город, и растения, и люди. Эдуард Ашотович подтвердил мои мысли, сказав, что в молодости он даже поступал учиться в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Веры Мухиной. Учиться в нём, к сожалению, не привелось. Но желание делать красоту своими руками сопровождает Эдуарда Ашотовича всю его жизнь.
Напоследок он произнёс:
– Я убеждён, что без красоты, без любви невозможно ничего сделать хорошо! Если есть любовь – это хорошо! Без любви вообще нельзя жить!
И добавил:
– У меня есть ещё одна мечта – создать в Смоленске институт адресных иностранных инвестиций. Это был бы первый пилотный проект такого рода в России.
Но это уже другой проект и совсем другой разговор.