Академик Абел Аганбегян: Докризисного уровня Россия достигнет в 2012 году
Вот уже в пятый раз академик РАН Абел Аганбегян посещает Смоленскую землю. И каждый раз встречи с ним людей, интересующихся реальной экономикой, оставляют пищу для размышлений, подпитывают интересной информацией, подсказывают новые идеи.Поводом для приезда А.Г. Аганбегяна на этот раз послужил выход его книги «Экономика России на распутье… Выбор посткризисного пространства», которую он презентовал в Смоленске. Свою речь на семинаре в Администрации области Абел Аганбегян начал с анализа состояния России между кризисами 1998 и 2008 годов, также сравнивая экономические показатели этих лет с показателями советской России 1989 года. Последовал интересный вывод. Рост последнего десятилетия в России, по сути, был восстановительным ростом после трансформационного кризиса начала 1990-х. Рост начался после кризиса 1998 года, и на диаграммах презентации А. Аганбегяна хорошо видно, как ВВП России, уровень инвестиций, реальные доходы населения упали в два раза к 1999 году по сравнению с 1989-м, а затем в два раза выросли.
За это время резко сократилась безработица, были реально созданы миллионы рабочих мест. Не так много стран, где экспорт превышает импорт, и такой страной является наша страна. Россия сбросила с себя ярмо долга, которое дамокловым мечом висело над бюджетом страны все 1990-е годы. Сейчас уровень государственного долга по отношению к ВВП составляет 3%. В то время как в некоторых странах Европы, в которых разразился страшный кризис, это соотношение достигает 100%. Кроме того, народное хозяйство России в целом высокоприбыльное.
Сказав о росте экономики в 2000 е годы, Абел Аганбегян сделал оговорку. Ведь половина этого роста – высокий уровень цен на сырьевые ресурсы в мире. Весомость этого фактора Россия хорошо ощутила в 2008 году, когда за полгода цена на нефть упала почти со 140 долларов до 40. Тогда и доходы бюджета страны упали в 2,5 раза. Говоря о качестве роста, А.Г. Аганбегян заметил: «Что, собственно, росло? Бюджетные расходы на госаппарат, правоохранительные органы, росла торговля, пищевая отрасль, добывающая и т.п.». Но не росли фактически отрасли образования, здравоохранения – те отрасли, которые являются залогом инноваций и модернизации экономики, к необходимости которых Россия сегодня подошла вплотную. Лёгкая промышленность показала свою неконкурентоспособность, а 45% продовольствия в России – это импорт. Устарела значительная часть техники. Такие аварии, как катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, недавнее отключение миллиона человек в Санкт-Петербурге от света, тому подтверждение.
В кризис, как отмечает академик, все стали богаче. Действительно, но только наибольшие дивиденды получили самые богатые, а наименьшие – самые бедные. В 10% самых богатых семей на одного человека приходится 35 тысяч рублей в месяц. На одного человека среди 10% самых бедных семей – две тысячи рублей. Тем самым децильный коэффициент более 17! Это по официальным статистическим данным. Некоторые исследования дают и больший коэффициент. Притом что в странах Европы отношение средних доходов 10% наиболее высокодоходных и средних доходов 10% наименее обеспеченных граждан не превышает восьми раз. Здесь Абел Аганбегян привёл слова отца немецкого экономического чуда Людвига Эрхарда, что «если вы хотите добиться процветания в стране, то разрыв между богатыми и бедными не должен быть больше шести раз».
В 2009 году мировой ВВП впервые за последние 80 лет, со времён Великой депрессии, не вырос: он упал на 2%. Среди стран G-20 самый глубокий кризис случился именно в России. И, по прогнозам Минэкономразвития, Россия вернётся к до¬кризисным показателям только в III-IV квартале 2012 года.
В новых реалиях Правительство взяло курс на три приоритетных направления: модернизацию, умножение человеческого капитала, инновационное развитие. Все три направления взаимоувязаны и друг друга дополняют. Стране нужно заняться техническим обновлением, структурной перестройкой хозяйства и, конечно же, вкладывать деньги в экономику знаний. В совокупности вкладывать нужно до 250 миллиардов долларов ежегодно. Необходимо увеличить норму инвестиций до 40%.
В первой половине XXI века лидерами развития будут страны БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай. У этих стран для того есть все возможности. Главное, чтобы эти возможности были реализованы.
Отвечая на вопрос депутата областной Думы Геннадия Ковалёва, Абел Аганбегян сказал, что рано или поздно страна придёт к прогрессивной шкале подоходного налога как наиболее справедливой. Но сейчас её вводить преждевременно. Прежде надо научиться собирать налоги. Для контроля расходов денежных средств в будущем надо минимизировать обращение наличности, использовать банковские карточки, чеки, тогда можно проследить все транзакции. А в настоящее время было бы актуальным введение налогов на недвижимость и роскошь.
Говоря о Смоленщине, Абел Аганбегян сказал, что «машиностроение – кровеносная система промышленности». Академия народного хозяйства планирует поучаствовать в тендере на подготовку стратегии долгосрочного развития Смоленщины в горизонте в 15-20 лет («СГ» писала об этом документе 10 августа). Он сам хочет участвовать в работе над ней, и, по его мнению, в Смоленской области много возможностей, надо опираться на имеющиеся опыт и разработки.
Завершая семинар, доктор экономических наук, профессор, руководитель Смоленского регионального отделения Союза машиностроителей России Святослав Масютин позволил себе не согласиться с учителем, присоединился к мнению экспертов и спрогнозировал возвращение к докризисным показателям в 2014-2015 годах. А заместитель Губернатора Смоленской области Александр Долгов поблагодарил Абела Аганбегяна за встречу и пригласил его бывать на Смоленщине почаще.