Экономика

В Смоленской области объявили пятилетку оптимизации

20 июля 2017 года в 14:47

А знаете ли вы, уважаемые читатели, что у каждого шестого региона России задолженность выше годового дохода? Как пишет журнал Forbes, «Россия по-прежнему остаётся империей в том смысле, что разница между отдельными регионами достигает нереальных величин. Не стали исключением и государственные финансы. Коэффициент долга к налоговым и неналоговым доходам у российских регионов находится в диапазоне от 0% почти до 200%».

И с этим, увы, не поспоришь, ибо «в числе самых благополучных субъектов РФ (с долговой нагрузкой менее 10% годового дохода) – Москва и Санкт-Петербург, где «прописано» большинство крупнейших компаний России, нефтегазовые регионы Сахалинская и Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ плюс недавно присоединённые Севастополь и Республика Крым. На противоположном краю – 14 регионов, у которых долг превышает годовой доход. В их числе исконно русские, сейчас депрессивные регионы Нечерноземья – Смоленская, Псковская и Костромская области, приволжские республики Марий Эл и Мордовия (последняя с долговой нагрузкой почти вдвое больше годового дохода является антилидером среди всех субъектов РФ), республики Северного Кавказа Ингушетия и Северная Осетия. А также несколько регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока – Чукотский автономный округ, Забайкальский край и Еврейская автономная область». Простите за большую цитату, но разговор о больших деньгах требует максимальной точности.

Что делается на Смоленщине, чтобы выйти из этой долговой кабалы?

Между Администрацией Смоленской области и Министерством финансов России заключены соглашения, в рамках которых региону предоставляется кредит для замещения коммерческого кредита, а также дополнительная финансовая помощь в виде дотации.

В рамках реализации заключённых соглашений утверждён план мероприятий по росту доходов бюджета, оптимизации расходов и сокращению государственного долга на период до 2022 года.

О том, что предусмотрено этим планом оздоровления финансов области, нам рассказал заместитель Губернатора Смоленской области Василий АНОХИН.

Кредитная спираль

– Василий Николаевич, почему возникла необходимость разработки такого плана?

– Смоленская область, как и ещё 14 регионов, столкнулась с тем, что в субъекте значительный объём государственного долга. В него входят как кредиты, получаемые из федерального бюджета, так и банковские. По итогам 2016 года объём государственного долга региона на 13% превысил так называемые собственные доходы областного бюджета, то есть то, что зарабатывается именно внутри области, без учёта межбюджетных трансфертов, которые приходят из федерального центра.

Объём долга в номинальном выражении составил порядка 33 млрд рублей. Это практически 1/3 областного бюджета. Дальнейшее раскручивание государственного долга ведёт к ряду негативных последствий. В первую очередь, это касается того, что нарастает объём выплат из бюджета на расходы по обслуживанию этого долга. Во-вторых, мы входим в своего рода спираль постоянного получения и возврата долга: как правило, коммерческие кредиты банки выдают на срок до трёх лет, бюджетные кредиты до текущего года выдавались тоже только на три года. В результате получается, что каждый год необходимо всё новые и новые суммы занимать и отдавать, занимать и отдавать. И из этой спирали практически выйти проблематично, если не гасить долг.

Кроме того, поэтапно растут цены на энергоносители. Необходимо в связи с указами Президента обеспечить рост индексов заработной платы бюджетников. То есть расходы областного бюджета растут. И тут же возникает другая проблема: падают доходы бюджета в связи с непростой экономической ситуацией. Вот и получается замкнутая спираль: доходы падают, расходы растут, а ещё и постоянная индексация. Значит, эту дельту – разницу между понижением доходов и ростом расходов – необходимо покрывать за счёт долга. А это ведёт к тому, что происходит наращивание долга, наращивание расходов по его обслуживанию. И фактически постоянно требуется тратить уже более миллиарда рублей в год только на обслуживание долга. Это достаточно опасный эффект.

Ключевые условия

В результате Министерство финансов вышло с достаточно серьёзным и жёстким предложением о том, что нам необходимо постепенно сократить объём государственного долга. Чтобы его объём был меньше, чем объём зарабатываемых доходов.

В соответствии с подписанными соглашениями было бы необходимо снизить объём государственного долга до уровня в 2018 году 100%, а в 2017-м – до 68%. То есть в текущем году практически на 2,4 млрд рублей регион должен был погасить госдолг. А что это значит? Это значит, где-то взять именно такой объём доходов – 2,4 млрд и направить их не на расходы областного бюджета, а на погашение долга. А в следующем году нужно было бы до 68% снизить долг по текущим подписанным соглашениям. То есть практически это снижение долга на 32%. Сумма действительно колоссальная!

Но такими темпами уменьшать объём долга просто невозможно – регион не зарабатывает столько, сколько должен погашать! Начались серьёзные переговоры с Минфином, в которых, надо отметить, Губернатор лично принимал самое активное участие и фактически отстоял более мягкое, поэтапное снижение долга для нашей области, а также ряд других мер по оздоровлению финансов, которые были учтены в разработанном плане. Они, подчеркну, менее жёсткие, чем те, которые предприняты Министерством финансов по отношению к другим регионам.

– В чём суть этих договорённостей?

– Минфин готов рассмотреть возможность уменьшения объёма снижения долга, сделать выплаты более гладкими, но при условии, что мы подпишем с ним соглашение, в котором будет чётко прописана работа Администрации по приросту доходов, по оптимизации расходов и по работе с госдолгом. Только при этом условии нам могут изменить параметры по уменьшению долга. Не такими темпами – 20% каждый год снижать, а более гладкое снижение.

Второе. Нам дают возможность получать дополнительные бюджетные кредиты. Но, подчеркну, – не для того чтобы раскручивать расходы, а только на замещение коммерческого долга. Единственный плюс от этого – происходит высвобождение соответственно расходов на обслуживание долга, которые можно дальше направлять, в том числе на социальные расходы.

Поэтому ключевая стратегия для области, которую отстаивает Губернатор, – сгладить погашение госдолга. И второе – возможность получать бюджетные кредиты. Это дало возможность подписания соглашения.

– А если бы мы не сделали этого?

– Тогда было бы необходимо выплатить банкам уже в текущем, 2017 году практически одну треть бюджета области. Что это значит? Это фактически дефолт региона. Такого развития событий, естественно, допустить никто не мог. И потому все 14 упомянутых выше регионов подписали подобные планы. Где-то более жёсткие, где-то менее. Минфином при рассмотрении планов регионов с повышенным уровнем долговой нагрузки наша расчётная модель была взята за основу.

Чем опасно внешнее управление

– Какие риски невыполнения плана?

– Риск такой, что мы можем перейти на санкционирования Федерального Казначейства. Это значит, что федеральный центр, Министерство финансов будет за нас решать, что нам финансировать, а что нет. Это фактически изъятие полномочий по расходованию бюджета, то есть – внешнее финансовое управление областью. Внешнее управление для области достаточно негативный шаг, потому что при нём заморозят фактически все расходы, которые дополнительно введены областью. Например, социальные расходы. В Смоленской области много социальных выплат именно областных, которые утверждены областными законами. Минфин настроен к таким выплатам достаточно негативно, требует их сокращать. Поэтому был сформирован план, который, исходя из текущих условий, наиболее оптимален. Он задействует все сферы: и администрирование доходов, и расходную часть, и долг, и бюджетные учреждения. По сути, это реформа деятельности органов власти, направленная на повышение эффективности их деятельности, которую под руководством Губернатора осуществляют руководители всех структурных подразделений. И надо понимать, что она объективно назрела.

Надо жить по средствам, других вариантов и возможностей сейчас просто нет. Этот тренд сейчас предельно чётко прослеживается и на уровне Федерации. Если бюджет не будет сбалансирован, не будут сбалансированы наши расходы, то область может прийти к достаточно неустойчивому с финансовой точки зрения положению. И тогда возникнет угроза полной отмены всех региональных социальных льгот.

Решением Губернатора ни одну льготу не отменяем, всё финансируем. Так оно и есть на данный момент. А если бы не приняли план, могли прийти к тому, что есть сегодня по факту в ряде регионов, где вообще отменили все те региональные социальные льготы, которые у нас сейчас есть. По областным ветеранам труда, например. Мы понимаем, что это привело бы к негативным социальным последствиям.

Три базовые составляющие

– На какой срок рассчитан ваш план и в чём его суть?

– На пять лет. Мы рассчитали модель до 2022 года, позволяющую поэтапно и оптимально, с наименьшими рисками социальных последствий привести финансовое состояние областного бюджета к реальной текущей жизненной ситуации.

Под руководством Губернатора был тщательно разобран каждый пункт нашего плана, Алексей Владимирович был погружён в эту работу досконально.

Меры все, разумеется, болезненные, потому что затрагивают как экономику, так и социальную сферу. Потому и решения были достаточно сложные.

План разделён на три базовые составляющие. Первое – это меры по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов. Вторая базовая часть – это меры по оптимизации расходов бюджета. И третья – меры по управлению госдолгом.

У каждой из этих трёх базовых мер есть чётко определённая денежная составляющая. Это ключевое требование Минфина, по выполнению которого он будет судить, как работает Администрация, насколько эффективно. То есть если мы, с позиции Минфина, даём вам бюджетный кредит и идём вам на уступки по условиям ваших доходов, расходов, сокращения вашего долга, то покажите, как вы работаете.

В рамках текущего плана по итогам 2016 года мы добились бюджетного эффекта в объёме 427 млн рублей. Бюджетный эффект включает в себя не только сокращение расходов, но и повышение доходов. В плане первоначально стояло, что 188 млн рублей будет заработано за счёт мер по повышению налоговых и неналоговых доходов и 91 млн рублей – за счёт оптимизации расходов. Итого – 279. По факту меры по оптимизации расходов на 100% выполнены, то есть почти на 92 млн рублей мы оптимизировались. И перевыполнили доходную часть практически на 78%, то есть заработали 336 млн рублей. План в целом перевыполнен на 50%. Это хороший показатель.

И очень важно здесь подчеркнуть, что мы не старались сжимать расходы. Разумеется, их оптимизировали, но прежде всего старались наращивать доходную базу. Это – приоритет в позиции Губернатора.

В 2017 году по итогам первого квартала также идёт хорошее выполнение плана – уже на 22%. И, надеюсь, общими усилиями Администрации под руководством Губернатора мы его выполним. Потому что по итогам 17-го года необходимо достичь общего консолидированного бюджетного эффекта в 558 млн рублей. Если по плану в 16-м году было 279, то в текущем – заметный прирост почти на 300 млн рублей.

За счёт чего заработаем

– Расскажите подробнее об основных разделах плана...

– Первый раздел плана говорит о том, за счёт чего мы хотим заработать. Тут сложные меры, касающиеся налоговых доходов. В первую очередь имущественных налогов: налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов.

В отношении налога на имущество физических лиц. Администрация Смоленской области совместно с УФНС России по Смоленской области осуществляет ряд мероприятий по налогообложению незавершённого строительства. Особенно это касается физических лиц. Нередко строящиеся частные дома их владельцы сознательно не спешат сдавать в эксплуатацию, чтобы не платить налог на имущество. Совместно с налоговой службой проводится активная работа по выявлению объектов незавершённого строительства, чтобы они оперативно попадали в объём налогообложения.

Второе из мероприятий по имущественным налогам. Планируется с 2019 года налог на имущество и юридических, и физических лиц взимать не по среднегодовой стоимости имущества, как сейчас, а по кадастровой, то есть по рыночной его цене.

С одной стороны, можно сказать, что эффект для наполнения бюджета будет положительный, но для граждан это достаточно непростое решение. Одно из важных условий, которое ставит Губернатор при осуществлении данного мероприятия, – это сохранение в первые периоды уровня налоговой нагрузки.

Это значимая мера, принимая во внимание, что сейчас кадастровая оценка не действует: проведена она была в 2012 году, проведена была некачественно, поэтому пока не введена. Но рассматривается возможность проведения новой кадастровой оценки, которая будет проведена качественно, без денежных затрат, за счёт своих сил, не привлекая никакого подрядчика, своим бюджетным учреждением.

Кроме того, надо понимать, что сегмент торговли достаточно сильно развит. Сейчас все торговые центры платят налог на имущество по среднегодовой стоимости. Она амортизируется, и по факту она уже весьма низкая. Поэтому, с точки зрения справедливости налогообложения, подойдя к торговым центрам, будем взимать плату налога на имущество в зависимости от их реальной рыночной стоимости. Это мировая практика: если объект торговли приносит хороший доход, там хорошая проходимость, то и рыночная стоимость его будет больше, чем того, который расположен в менее проходимом месте. Сейчас это не учитывается, а учитывается, как он поставлен на баланс и как он амортизируется. Поэтому, с точки зрения мировой практики, Министерство экономического развития и Росреестр подталкивают нас к такой мере.

Что касается транспортного налога. Здесь принято решение повысить ставки для определённой категории автомобилей. В первую очередь это автомобили, мощность которых свыше 200 лошадиных сил. Это достаточно дорогостоящие автомобили, а потому большинство автовладельцев эта мера не затронет.

Также поднят до средней шкалы, предусмотренной Налоговым кодексом, тариф налогообложения мотороллеров и мопедов – от 25 до 30 лошадиных сил.

И до максимальной шкалы поднято обложение транспортным налогом для снегоходов, катеров, яхт. То есть на люксовые транспортные средства был поднят налог по максимуму – это обязательное требование Минфина.

– Будут ли приняты меры по специальным налоговым режимам?

– Да, нас на это Минфин достаточно жёстко ориентировал. Действует упрощённая система налогообложения, и по ней соответственно налоговая база считается двумя видами: либо это доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. У нас раньше была одна из самых низких ставок по сравнению с нашими соседями по этому виду налогообложения – 5%. В настоящий момент была категорирована налоговая ставка для определённых видов деятельности для тех организаций и индивидуальных предпринимателей, которые перешли на эту систему уплаты налога. Так, для финансовых, страховых организаций, а также организаций, занимающихся лотереями и азартными играми, ставка будет 15%. Для организаций, которые осуществляют добычу полезных ископаемых, организаций сельского и лесного хозяйства, торговли оптовой и розничной, ремонта автотранспортных средств ставка будет 7%. Для остальных – 5%. То есть категоризация происходит в зависимости от доходности.

В отношении патентной системы налогообложения была индексирована базовая норма доходности по видам деятельности в зависимости от районов. Для области это 5%, а в крупных городах – Вязьма, Гагарин, Десногорск, Смоленск – 10%.

И, опять же, надо отметить, что это повышение сделано исходя из того, что мы постоянно сравниваем себя с соседними регионами. Смоленская область не выше других регионов ЦФО по уровню налоговой нагрузки, мы где-то в середине. Прикладываются все силы к тому, чтобы не завышать налоговую нагрузку на бизнес. И это принципиальная позиция Губернатора. Но хочу отметить, в некоторых регионах вообще были подняты до максимума все ставки. Сейчас в нашем регионе ставки держатся где-то на среднем уровне, т. е. 50% повышения от максимальной ставки. И больше в этом плане каких-то повышений не планируется.

Почему был сделан этот шаг? С одной стороны, необходима защита предпринимателей, но с другой – надо понимать, что большинство предпринимателей имеют семьи, которые получают социальные льготы. Необходимо за счёт чего-то выплачивать социальные пособия. За счёт чего? Берется эта налоговая нагрузка и перераспределяется. В иные сектора её не расходуем, принимая во внимание, что практически 65% всех расходов – это только социальная сфера.

Инвентаризация и легализация необходимы

– Что запланировано по повышению неналоговых доходов бюджета?

– Проводится эффективная работа совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области по инвентаризации имущества, которое находится в оперативном управлении наших учреждений или в хозяйственном ведении наших унитарных предприятий. Стараемся часть неиспользуемого или используемого не по назначению имущества изымать и либо выставлять на приватизацию, либо передавать новым собственникам. И пересматриваем все договоры аренды, чтобы перейти на рыночную ставку арендной платы, для того чтобы повысить доходы от использования имущества. Это достаточно непростой, но значимый шаг.

Кроме того, мы совместно с УФНС России по Смоленской области и представителями органов внутренних дел регулярно проводим межведомственные комиссии в муниципальных образованиях по легализации трудовых отношений тех граждан, которые работают в теневом секторе экономики. Стараемся работать в рамках межведомственных комиссий с предпринимателями, чтобы уровень оплаты труда был не ниже прожиточного минимума. А если они получают субсидии от нас по линии Департамента инвестиционного развития, Департамента сельского хозяйства, требуем, чтобы зарплата у их работников была при получении предприятием такой субсидии в рамках подписанных соглашений и росла хотя бы на уровень инфляции. Это тоже базовый шаг, потому что это потенциально наш налог на доходы физических лиц. Это федеральный налог, но 100% его перечисляется в консолидированный бюджет области.

По земельному налогу. Первое, что было рекомендовано нашим муниципальным образованиям, – привести все льготы, которые они установили для разных категорий собственников земли, в однотипные. Потому что раньше у одного муниципального образования были такие-то льготы, у другого – другие. Тем более что земельный налог поступает в бюджет муниципальных образований. Не в районы, а в муниципальные образования! Поэтому речь идёт об унификации этих льгот в каждом муниципалитете.

Очень важно установить единые ставки земельного налога в области. В каждом муниципальном образовании они разные. Конечно, конкуренция, борьба за привлечение инвесторов необходима. Но когда многие землепользователи вообще не платят земельный налог или вид разрешённого использования земельного участка у них один, а по факту там делают что-то другое, порой вовсе не оформляют юридические отношения по землепользованию, то в таких ситуациях необходимо обратить пристальное внимание на землепользователей. Для чего? Для того чтобы они оформили юридические отношения по пользованию землёй и платили за неё. Это, кстати, мотивирует собственников земли её обрабатывать. В области есть много крупных земельных массивов, на которых земли застаиваются, а их владельцы не платят земельный налог. Необходимо побудить собственников к рациональному обращению с земельным ресурсом. И очень важно, чтобы они использовали землю по целевому назначению либо официально его меняли. Если владелец строит там жилые дома, то следует изменить статус участка и, соответственно, платить в зависимости от того, какой размер земельного налога в связи с видом использования. То есть надо навести порядок в сфере землепользования и взимания земельного налога. Это даст серьёзный финансовый эффект, поскольку земельный налог уже взимается от рыночной, кадастровой стоимости, в отличие от других имущественных налогов. А рыночная стоимость сейчас зависит от вида использования земельного участка. Поэтому если владелец строит предприятие, а здесь земля сельхозназначения, то следует узаконить и платить так, как должен платить. Потому что нормы доходности с площади земельного участка другие по сравнению с сельхозтоваропроизводителем. Это тоже важная работа.

По отношению аренды того имущества, которое находится в областной и муниципальной собственности, тоже проводится много работ. В ряде случаев происходит пересмотр ставки арендной платы в сторону повышения. Земельным законодательством, особенно при продаже земельных участков без торгов, продажа осуществляется в процентах от кадастровой стоимости. Сейчас этот процент повышен, для того чтобы увеличить доходность продажи нашего имущества, чтобы оно не уходило за копейки. Эти ставки подняты.

Кроме того, существует понятие приоритетных инвестпроектов, одобренных и масштабных инвестпроектов. Для таких проектов была льгота по предоставлению в аренду земельных участков без торгов. Но масштабные инвестпроекты – это проекты с оборотом в миллиарды рублей. Поэтому они теперь будут платить за землю по рыночной ставке. А преференция будет – предоставление земли без торгов. Но не преференция в деньгах. Это тоже важно.

И в завершение по доходной части. Есть ряд инвестпроектов, которые реализуются на территории области и получают определённые преференции по налогу на прибыль, по имущественному налогу. Было введено дополнительное условие: если ты получаешь преференцию, например, по налогу на прибыль, льготу по налогу на имущество, то на первое число следующего налогового периода уплати в бюджет все налоги. То есть не имей задолженностей по налогам. Если ты имеешь задолженность по налогам, то все преференции у тебя отменяются.

Это – ключевые изменения по доходной базе.

Мораторий на бюрократию

– А как планируете оптимизировать расходы?

– По расходной части наш план разделён на шесть блоков.

Что касается мер по оптимизации расходов, то это прежде всего уменьшение расходов на содержание чиновников, госслужба и муниципальная служба. И меры, принимаемые нами к себе, поверьте, даже жёстче, чем при оптимизации иных расходов.

Первое. Проводится очень серьёзная работа по исключению дублирующих функций. На территории области развёрнута сеть МФЦ. Губернатор поставил нашим руководителям департаментов показатели по переводу услуг в МФЦ. Каждый орган исполнительной власти Смоленской области оказывает государственные услуги, и ежеквартально происходит подсчёт, сколько заявителей были им направлены в МФЦ либо прошли через портал электронных услуг. Соответственно, необходима оптимизация численности госслужащих, которые работают по приёму, выдаче заявлений и т. д. Сеть МФЦ скоро выйдет на самоокупаемость, потому что часть госпошлины, которую она зарабатывает, направляется в областной бюджет. Это снимет нагрузку с областного бюджета. Такая работа сейчас проводится по всем органам власти, которые оказывают государственные и муниципальные услуги. И каждый квартал происходит сверка по нормативам: от количества поступаемых заявлений и обращений устанавливается процент, сколько прошли через МФЦ. Маршрутизируя их в МФЦ, снижаем нагрузку на госорганы. И оптимизируем их тем самым. По-другому уже никак нельзя. Зачем тогда создавали МФЦ, если всё идёт по старинке? И, на самом деле, заявителю удобнее, т. к. у нас внедрён межтерриториальный принцип обслуживания граждан.

Второе. Та численность госслужащих, которая была на 1 января 2016 года, зафиксирована, и Губернатором принят мораторий на её увеличение.

Кроме того, такая же норма была доведена до муниципальных образований: численность им зафиксировали – и всё, она больше не растёт.

Следующее. Есть учреждения соцзащиты, там достаточно большая численность персонала. С внедрением и передачей функций по приёму и обработке заявлений в МФЦ тоже наметили определённый процент оптимизации этого персонала. И готовы их трудоустраивать в МФЦ.

Следующее. Есть ряд показателей, которые касаются работников учреждений образования: какой штат должен быть в дошкольных учреждениях, в учреждениях общего образования, дополнительного образования, сколько на одного педагогического работника должна быть численность воспитанников и обучающихся. У нас есть случаи, когда численность персонала в учреждении дошкольного образования в сельской местности больше, чем количество воспитанников. Экономическая и финансовая ситуация заставляет оптимизировать эти учреждения. Были установлены показатели, какая на одного педагогического работника должна быть численность детей. Соответственно, надо привести её к этому показателю во всех учреждениях. Это приведёт в каком-то случае к объединению учреждений. Либо по дополнительному образованию – к наращиванию кружков по занятию детей, чтобы понимать, на что тратится каждый рубль, который фактически берётся из налогов с населения, предпринимателей и т. д. Чтобы он тратился эффективно, а не перераспределялся только в затраты.

Теперь что касается оптимизации бюджетной сети. Губернатором были приняты решения, связанные в первую очередь с укрупнением бюджетных учреждений и формированием их по так называемому кустовому принципу. Как сеть МФЦ. Это позволяет значительно сэкономить на административном персонале.

Кроме того, принят ряд мер по внедрению информационных систем. В частности, внедряется информационная система по отпуску лекарств под рецепт. Чтобы было чёткое понимание, какие товарные запасы есть на складах. Это в первую очередь в медицине, потом займёмся социальными учреждениями. Чтобы не закупать лишнего.

Более того, сейчас ведётся работа по поэтапному переводу всех на информационную систему государственных закупок, которая действует в области. В муниципальных образованиях она пока не применяется. И мы не видим, сколько и чего они закупают, по каким ценам, у каких поставщиков. До конца года планируется к нашей системе подключить все муниципальные образования. Будем видеть, кто и что покупает, какая экономия складывается, насколько объективная документация и т. д. Чтобы высвободить средства за счёт экономии от торгов и от укрупнения закупок.

Кроме того, по поручению Губернатора ведётся работа по разработке типовых штатных расписаний и нормативов численности социальных учреждений. Учреждения эти в основном однотипные, но численность персонала, особенно руководящего, почему-то в них разная. А это же немалые затраты!

Соцподдержку не отменяют!

Следующее направление – оптимизация мер социальной поддержки населения. Ещё раз подчеркну: Губернатор большими усилиями отстоял, что мы не сократили в области ни одну меру соцподдержки!

Но были подписаны обязательства с Минфином по сокращению долга при снижающемся уровне доходов. Что делать в такой ситуации? Необходимо сконцентрировать имеющиеся средства и дать поддержку тем, кто реально в ней нуждается. Но – не отменяя меры соцподдержки!

Были очень серьёзные дискуссии у Губернатора по каждой мере и по всем категориям граждан. И в результате Губернатором принято решение внедрить три критерия. Первый – нуждаемость. То есть установили доход семьи, с которого получается мера соцподдержки. В разных льготах по-разному. В среднем это 11 тысяч рублей среднедушевого дохода на семью. Второй критерий – занятость. Члены семьи – получатели льготы должны быть занятыми, чтобы мотивировать вставать их на учёт в службе занятости или легализовать хотя бы минимальный свой заработок. Необходимо стать на учёт в службу занятости. Да, с одной стороны, это увеличит показатель по безработице, но, с другой стороны, даст возможность направить незанятое экономически активное население к поиску работы.

Следующее. В части льгот, которые даются на ремонт помещения детям-сиротам, был введён норматив 33 кв. метра и по стоимости ремонта на один квадрат: если это жилой дом – 10 тыс. рублей, иное жилое помещение – 5 тыс. рублей. То есть третий критерий – нормирование части льгот.

Что касается областного материнского капитала, то с ним произошли два изменения. Первое касается номинального уменьшения его объёма. Это связано с тем, что сейчас выдано сертификатов на областной материнский капитал на 1,5 миллиарда рублей. При предъявлении этого объёма потребуется исполнить все свои обязательства. В этой связи нежелательно попасть в ту ситуацию, когда будут предъявлять сертификаты, а средств на оплату не будет хватать.

Ещё раз подчеркну, что речь идёт об областном материнском капитале, областной мере соцподдержки. В случае улучшения финансовой ситуации, при увеличении поступления доходов в областной бюджет – а именно на эту цель и направлена вся наша работа – вопрос о повышении размера будет решаться Губернатором. Здесь должен быть очень взвешенный подход, и мы рассчитываем на понимание, что лучше выплачивать льготу в таком размере, чем декларировать её в том размере, который выплатить не сможем.

Особо подчеркну, что параллельно ведётся работа по расширению использования сертификатов на областной материнский капитал в части снижения ставок по ипотеке. В области уже есть ряд программ, в которых молодые семьи могут получить льготную ипотеку. Т. е. номинал сертификата снижен, но одновременно ведётся работа, чтобы максимально снизить процент ипотеки, т. к. основной посыл маткапитала – жильё и образование. Понимаем, что раз здесь ограничили, то тогда должны помочь в другом.

При оптимизации социальных льгот надо быть реалистами. Иначе в какой-то момент не сможем из своих обязательств перед населением выполнить все в полном объёме. У нас, кстати, благодаря взвешенному и реалистичному подходу и усилиям Губернатора уже на протяжении ряда лет нет переходящей кредиторской задолженности по мерам социальной поддержки. Хотя в некоторых регионах возникают очереди и большая кредиторская задолженность по выплате пособий, даже переходящая на следующий год.

Сложнейшая договорённость

– Как планируется снижать объём долга области?

– Все перечисленные выше меры направлены на главную цель – снижение госдолга области. Было принято непростое, но сбалансированное решение, по которому необходимо поэтапно снижать уровень государственного долга в следующих пропорциях: в 2017 году объём долга должен составить 100% от уровня собственных доходов. Т. е. долг будет равен нашим доходам. Это означает, что мы его снизим более чем на 2,5 млрд. В 2018–2022 годах будем поэтапно снижать долг и доведём его в 2022 году по договорённости с Минфином до 56% от уровня доходов области, т. е. практически в два раза от уровня наших доходов.

Но, подчеркну, это будет делаться поэтапно, на протяжении пятилетки. Это была сложнейшая договорённость, потому что по текущему соглашению, которое сегодня действует, у нас темпы были совершенно другие. Общий долг в 2018 году должен составить 68%, в 2019 году он должен стать уже 56% от уровня доходов области. Это фактически нереально. Мы благодаря усилиям Губернатора добились, чтобы нам показатель 56% сдвинули с 2019-го на 2022 год. И в результате сгладили множество возможных негативных моментов. Иначе при таком темпе возврата, на котором настаивал Минфин, в 2019 году мы были бы уже фактически некредитоспособны и не смогли бы выполнить ни одно своё социальное обязательство. Приложены значительные усилия, и в этих договорённостях действительно огромнейшая заслуга Губернатора, что мы обошли 19-й год, когда должны были бы выплатить 15 млрд рублей. Мы этот пик обошли, сделали выплату плавной. Но это за счёт того, что надо реализовать те меры, о которых я рассказал выше.

Что касается коммерческого долга, то его объём в общей структуре долга области не должен превышать 50%.

Следующее. Необходимо от 1 до 1,5% налоговых и неналоговых доходов направлять на погашение долга. Это зафиксировано в соглашении с Минфином. Значит, следует держать уровень доходов выше, чем уровень расходов. Как этого достигнуть? Было принято решение, что расходы будем индексировать только на уровень инфляции. Это 4% в год. Доходы на настоящий момент спланированы достаточно реалистично – рост 5–5,5% в год. Это чуть выше уровня инфляции. И этот процент направляем на выплату долга. Посчитана экономия: где-то от 300 до 400 млн в год за счёт и уменьшения долга в принципе, и за счёт уменьшения коммерческого долга в номинальном выражении, – которую по решению Губернатора можно направлять в том числе и на социальную поддержку, на строительство, на реализацию адресных инвестиционных программ. Вот итог всей предыдущей работы, зачем мы это делаем.

Игорь Красновский

Бизнес-миссия смоленских предпринимателей в Липецк
Смоленский «АЭРОКЛУБ ГАГАРИН» представил на МАКС-2017 двигатель для легких самолетов