Василий Анохин: «Динамично развивающимися отраслям в сфере ГЧП в Смоленской области являются ЖКХ и здравоохранение»
Руководитель Представительства администрации Смоленской области при Правительстве Российской Федерации Василий Анохин рассказал о развитии государственно-частного партнерства в регионе.- Расскажите, пожалуйста, что такое государственно-частное партнерство и чем обусловлен запуск проектов в нашем регионе?
- Государственно-частное партнерство (далее также - ГЧП) это инструмент взаимодействия между публично-правовыми образованиями (государство, муниципалитеты) и частной стороной, направленное на привлечение частных инвестиций в экономику страны.
Однако это не любое взаимодействие. Для того чтобы отношения между публичной и частной сторонами признали именно ГЧП необходимо следующее: юридическое оформление (то есть некая сделка, в виде соглашения или иного контракта) на четко определенный срок, основанное на объединении ресурсов и распределении рисков, при этом такое сотрудничество как правило осуществляется в отношении товаров, работ, услуг, за обеспечение которыми населения отвечают органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть в отношении общественной инфраструктуры;
Для публичного партнера это решение остро стоящих социальных проблем в различных сферах, таких как транспорт, коммунальное хозяйство, здравоохранение или социальная сфера. Для частного же партнера заключение соглашения о государственно-частном партнерстве предполагает наличие надежного партнера в лице государства или муниципалитета.
Как уже было сказано, механизм ГЧП включает в себя объединение ресурсов государства и бизнеса, как материально-технических, так и финансовых, направленных на создание либо модернизацию объектов инфраструктуры. При этом участие каждой из сторон до мельчайших деталей прописывается в концессионном соглашении или соглашении о государственно-частном партнерстве. Такое сотрудничество чаще всего бывает долгосрочным (10,15 и более лет).
Значительная изношенность инфраструктуры, а также нехватка средств бюджетов всех уровней не оставляет выбора – в эту сферу необходимо привлечение частных инвестиций.
В связи с чем, губернатором Смоленской области Алексеем Владимировичем Островским дано поручение развивать институт ГЧП на Смоленщине.
- Какова ситуация с правовым регулированием государственно-частного партнерства в нашей стране? Есть ли специальный закон, подзаконные акты?
- Правовое регулирование федерального уровня у нас существует и развивается с 2005 года. В целях привлечения инвестиций, обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ГЧП-проекты могут быть реализованы через концессионные соглашения. Заключение концессионных соглашений регулируется положениями федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных Соглашениях».
При этом относительно недавно вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частной партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Реализуемых по этому закону проектов пока нет, но все потенциальные участники ГЧП-проектов активно присматриваются к этому инструменту.
В развитие обоих законов были приняты ряд подзаконных нормативно-правовых актов.
- Какие отрасли имеют наибольший потенциал развития в сфере ГЧП в Смоленской области?
- К динамично развивающимся отраслям в сфере ГЧП как в России вообще, так и в Смоленской области, в частности, следует отнести жилищно-коммунальное хозяйство и здравоохранение. Так, в марте 2016 года под председательством губернатора Смоленской области Алексея Владимировича Островского было проведено совещание с представителями некоммерческой организации «Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения» (далее – РАВВ), итогом которого стало подписание соглашения о сотрудничестве по развитию систем водоснабжения и водоотведения Смоленщины. В связи с чем, при информационной поддержке экспертов РАВВ, в настоящий момент администрация Области по поручению Алексея Владимировича Островского активно работает в направлении передачи объектов ЖКХ, в первую очередь, признанных неэффективными, в концессию частным операторам.
В феврале 2016 года под председательством Алексея Владимировича Островского было проведено совещание с представителями закрытого акционерного общества «Проекты в сфере здравоохранения» группы компаний «Euromed Group», итогом которого стало подписание соглашения о сотрудничестве, направленного на улучшение организации медицинской помощи населению Смоленского региона на современном уровне с применением технологий, обеспечивающих эффективность и контроль качества оказания медицинских услуг.
В частности, планируется проведение на основе конкурентных процедур реконструкции части помещений областных государственных бюджетных учреждений здравоохранения, а также планируется строительство новой поликлиники в Смоленске.
Кроме того одним из важных проектов в социальной сфере является создание геронтологического центра на территории Смоленской области. Такой проект позволит значительно повысить уровень комфорта проживания старшего поколения, в том числе людей с различного рода деменциями. На текущий момент подбирается необходимый земельный участок, прорабатываются условия сотрудничества с потенциальными инвесторами.
Более того, согласно закону N 224-ФЗ о ГЧП, а также закону №115-ФЗ о концессионных соглашениях (оба упомянуты выше) представители бизнеса могут самостоятельно инициировать проект, обратившись к нам с частной инициативой, что однозначно приветствуется нами. В таком случае администрация Области обязана рассмотреть такую инициативу и принять решение в достаточно короткий период о целесообразности реализации данного проекта.
- А какие требования к партнерам предъявляет администрация региона в рамках ГЧП?
- В отличие от госзакупок процедура отбора концессионера или частного партнера более гибкая, и предусматривает возможность для государства установить те критерии отбора участников, которые являются наиболее целесообразными в данном конкретном проекте, например, цена может быть далеко не единственным, и зачастую не главным критерием. Также имеет значение профессионализм, опыт реализации подобных проектов, наличие заключенных контрактов с застройщиками, страхование ответственности и т.д.
- Использует ли Смоленская область опыт других регионов?
- Мы, безусловно, изучаем опыт ГЧП других регионов, выявляем положительный эффект и допущенные ошибки, а также анализируем возможность применения лучших практик на территории Смоленщины.
При этом некоторые проекты, прорабатываемые нами, являются пилотными в России, например, разработка модели модернизации водоканалов малых городов за счет средств инвестора и последующее управление этой инфраструктурой единым профессиональным оператором.
- Какие меры поддержки и стимулирования частных инвесторов вы предлагаете в целях реализации проектов ГЧП?
- Мы считаем, что основой стимулирования частных инвестиций в инфраструктуру региона являются: индивидуальное сопровождение проектов, налоговые льготы и низкая арендная ставка на землю, используемую для реализации проекта. Индивидуальное сопровождение проектов позволяет предоставлять не только административную, но и информативную и консультационную поддержку частному сектору. Налоговые и иные льготы увеличивают шансы проекта на достижение приемлемой нормы рентабельности, а значит и в целом на успешную его реализацию.
- Насколько механизмы ГЧП сегодня понятны и интересны бизнесу?
- Следует отметить недостаточный уровень понимания бизнесом (впрочем как и некоторых государственных и муниципальных служащих) возможностей, которые дает механизм ГЧП. Большинство инвесторов не до конца осознали выгоду сотрудничества с таким стабильным и предсказуемым партнером как государство. Вследствие чего, рынок ГЧП проектов находится в недостаточно развитом состоянии и на данный момент количество профессионалов как на стороне публичного партнера, так и на стороне частного партнера невелико, что привносит определенные трудности в части реализации таких проектов, вместе с тем из года в год происходит рост и количества выполняемых проектов, и интереса бизнеса к этой сфере.
- Что лежит в основе успеха проекта, реализуемого с помощью ГЧП?
- Я полагаю, что успешный проект такого рода в первую очередь зависит от четкого формирования целей, как государства, так и частного партнера. Кроме того, важным звеном является команда профессионалов проектного офиса со стратегическим целеориентированным подходом к планированию.
Также есть два принципа, о которых не следует забывать: репутация и доверие. Инвесторам необходимо иметь репутацию людей, которые могут не только инвестировать средства, но и создавать проект. Ведь одним из принципов ГЧП является то, что частный партнер гарантирует добросовестное и своевременное выполнение своих обязательств не только тем, что инвестирует определенные финансовые средства него, но и тем, что создает и эксплуатирует данный объект. Оба партнера: как частный, так и публичный, должны быть уверены в стабильности и реализуемости проекта.
- Каков ваш прогноз по развитию ГЧП в России на ближайшее время?
- В целом перспективы развития института государственно-частного партнерства в России весьма позитивные, однако, не стоит забывать, что формирование такого сложного инструмента не может произойти единовременно по всем регионам. Нам предстоит вложить немало усилий и времени, чтобы «раскрутить маховик» ГЧП в полную силу, однако первые проекты уже запущены, что даем нам право считать, что в ближайшем будущем ГЧП станет неотъемлемой и привычной частью жизни в нашей стране.