Пётр Лузан: Создадим региональную инновационную систему!
Профессор СГУ Пётр ЛУЗАН – корифей экономической науки, специалист по методологии преподавания и изучения экономики – делится с читателями "СГ" своими представлениями о развитии науки, образования и инноваций в Смоленской области.Интеграция науки и образования
- Пётр Павлович, наука и образование в России едины?
- Начало науке положило основание Петром I Российской (Петербургской) академии в 1724 году. Там наука и образование были в единстве. Но в XX веке их разделили административно, а отрицательный результат мы особенно чувствуем, в отличие от Европы и Америки, где университеты являются центрами научных исследований, а на их основе осуществляется образование. У нас же в образовательную систему научно-исследовательские знания даже не включаются!
Учебно-научные центры – форма интеграции науки и образования. Кое-где в России разрушенную систему восстанавливают. В Новосибирске, например, под эгидой Сибирского отделения Академии наук (СО РАН) сложилась система непрерывного образования: специализированные школы, гимназии, колледжи, научный центр НГУ, через которые осуществляется интеграция науки и образования.
Не случайно, что День науки в 2010 году Президент России Дмитрий Медведев отметил встречей с учёными и студентами в Томском политехническом институте. Томская область, по моему мнению, стала лидером среди регионов страны, утвердив "Региональную инновационную систему", стимулирующую создание инноваций и обеспечивающую условия для коммерциализации научных разработок.
Берём пример с томичей
- Что представляет собой эта система?
- Начало было положено в 2002 году, когда стал формироваться комплекс, включающий 55 организаций: вузы, институты сибирских отделений Академии наук и Академии медицинских наук, отраслевые институты. За эти восемь лет были проведены региональные конкурсы инновационных проектов, расширено финансирование их реализации из областного бюджета. Создана инфраструктура, включающая тринадцать офисов коммерциализации, шесть бизнес-инкубаторов, четыре инновационно-технологических центра, четыре центра трансфера технологий, шесть консалтинговых компаний, технопарк… Причём не только в Томске: создано три бизнес-инкубатора в муниципальных образованиях, пятнадцать муниципальных центров поддержки предпринимательства, тридцать центров микрофинансирования…
Аналогичная работа проводилась в Свердловской области: там принята была "Концепция развития инновационной деятельности".
Смоляне лыком шиты?
- А как использовать имеющийся у нас научный потенциал?
- Опыт Томской области должен быть активно использован в нашем регионе. В условиях перехода всего мира на инновационную экономику – экономику знаний – мы не можем оставаться на прежних основах, тем более что других источников нет, а научный потенциал имеется, но используется недостаточно, тем более для инновационной деятельности. Пока можно сказать, что основным источником получения средств на исполнение научных проектов являются гранты российских фондов.
Как писала "Смоленская газета" 11 февраля (статья "Много будем знать!" Павла Филиппова): "Научный потенциал Смоленской области - это 130 докторов наук и более 800 кандидатов наук по различным направлениям". На базе более тридцати вузов, где они трудятся, могла бы быть сформирована региональная инновационная система со всеми составляющими: научный образовательный процесс, разработка инновационных проектов, внедрение результатов интеллектуальной деятельности в практику. Пока же основной формой научно-практической работы являются конференции. В СГУ, в частности, они проходят регулярно. Научно-исследовательских или учебно-научных центров в Смоленске, к сожалению, нет.
Серьёзным препятствием для занятий научно-исследователь¬ской работой всех преподавателей смоленских вузов являются учебные перегрузки: низкий уровень оплаты заставляет многих работать в двух-трёх учебных заведениях. При таких условиях лишь процентов двадцать профессорско-преподавательского состава занимаются научными исследованиями.
Даёшь областной госзаказ!
- Пётр Павлович, что вы сейчас предлагаете?
- В Смоленской области необходимо проводить подготовительную работу к созданию региональной инновационной системы. Создавать инфраструктуру: межвузовские научно-образовательные центры, вузовские исследовательские лаборатории, инновационно-технологические центры, консалтинговые компании, технопарки, бизнес-инкубаторы, проводить конкурсы научных инновационных проектов.
Думаю, возможен областной государственный и даже муниципальный заказ на проведение исследований и внедрение их в практику. В вузах учёба должна начинаться с изучения научно-исследовательских знаний. А все нововведения могли бы быть проведены в рамках пятилетнего регионального эксперимента.
Справка
Пётр Павлович ЛУЗАН родился 21 сентября 1929 года в селе Орех Лог Красноозёрского района Новосибирской области. Доктор экономических наук (1965 г.). Окончил исторический факультет Новосибирского педагогического института (1951 г.), аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС (1956 г.). Работал заведующим кафедрой политэкономии в Новосибирском педагогическом институте (1969-75 гг.), Харьковском авиационном институте (1975-76 гг.). С 1986 по 1991 гг. – в Смоленском педагогическом институте. С 1991 г. по 1999 г. (до ухода на пенсию) – заведующий кафедрой экономики и управления Смоленского областного института усовершенствования учителей.