УФК по Смоленской области. На острие эксперимента
Не вдаваясь в подробности, в принципе, эффективное управление бюджетными средствами государства – это эффективное управление двумя денежными потоками: доходным и расходным. Но при этом необходимо отметить, что эти два потока не связаны между собой, то есть, они не совпадают прежде всего по времени (ни по дням, ни по неделям, ни по месяцам), да и по месту (Россия – обширное государство). Какой бы ни был принят бюджет (легитимный, рационально структурированный, реалистичный), какова бы ни была система его исполнения (современная, надёжная, эффективная), они не гарантируют, что государство сможет произвести все необходимые выплаты в нужный момент с наименьшими затратами.Для того чтобы выполнить такие платежи, необходимо иметь достаточное количество денег в нужном месте и в нужное время. Главной бюджетной кассой страны являются органы Федерального казначейства, а системой, призванной обеспечить своевременность и полноту исполнения государственных финансовых обязательств, является система единого казначейского счёта (ЕКС). Система ЕКС позволяет использовать всю казну государства для всех государственных платежей. Иными словами, излишек бюджетных средств в одном регионе может быть использован для покрытия дефицита бюджетных средств в другой части страны. Внедрение в 2005 году системы ЕКС позволило выполнить основные условия эффективного государственного управления бюджетными средствами:
обеспечение необходимых платежей в тот момент времени, когда это наиболее рационально;
обеспечение роли государства как наиболее надёжного финансового партнёра в экономике страны;
обеспечение законности в управлении бюджетными средствами;
ликвидация предпосылок для развития коррупции.
Если обобщить всё вышесказанное, то система единого казначейского счёта позволяет реализовать основной принцип государственного управления бюджетными средствами – своевременное и полное выполнение выплат по всем государственным обязательствам в нужное время и в нужном месте с наименьшими потерями.
Однако система ЕКС до настоящего времени позволяла использовать в качестве платёжных средств по обязательствам государства только доходные поступления (налоги, пошлины, штрафы и другие обязательные платежи). В силу того, что поступление доходов не всегда совпадает по времени с необходимостью осуществления государственных расходов, нужно создать такую систему, которая гарантировала бы ещё большую платежеспособность страны и давала бы уверенность в том, что общественные деньги, что называется, работают. И одним из решений здесь является использование свободного остатка средств, полученных федеральными бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, и средств, поступающих во временное распоряжение, в качестве источника покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении федерального бюджета. Нужно отметить, что остатки таких средств в пределах Российской Федерации ежедневно составляют значительные суммы, и до настоящего момента они лежали мёртвым грузом на счетах в Центральном Банке.
С 1998 года УФК по Смоленской области является инициатором использования свободного остатка денежных средств от предпринимательской деятельности в целях покрытия потребностей бюджетополучателей, с последующим его возмещением.
Жизнь подтвердила необходимость таких решений, настало время их реализации.
Так, 14 сентября нынешнего года вышел приказ Федерального казначейства №211, определяющий порядок взаимодействия Федерального казначейства с его территориальными управлениями по всей стране в процессе работы в текущем году с остатками внебюджетных средств и средств, поступающих во временное распоряжение. Этот приказ является одним из этапов централизованного управления денежными средствами федерального бюджета в условиях финансовой нестабильности.
Но ещё ранее, весной этого года, вышел ряд законодательных и подзаконных актов (Федеральный закон №76-ФЗ от 28.04.2009 и приказ Минфина России №46н от 15.05. 2009), регламентирующих использование вышеуказанных средств до конца текущего года, а также определяющих порядок взаимодействия Федерального казначейства с его территориальными органами в плане использования этих средств. Эти положения и легли в основу приказа Федерального казначейства №211.
Пилотными регионами для введения в действие данного приказа с 1 октября текущего года стали три субъекта Российской Федерации: Пермский край, Новосибирская и Смоленская области. И соответственно территориальные управления Федерального казначейства этих субъектов. Смоленщина была избрана для "обкатки" данного проекта прежде всего потому, что УФК по Смоленской области занимает лидирующие позиции среди территориальных органов Федерального казначейства (о чём "Смоленская газета" писала в №98 за 20 октября с.г.).
В первую очередь приказ №211 был тщательно изучен всеми сотрудниками органов Федерального казначейства Смоленской области. Кроме того, был проведён ряд совещаний с ответственными исполнителями отделений УФК по Смоленской области и получателями средств федерального бюджета. Разработаны внутренние регламентирующие документы, а также оформлены сертификаты электронно-цифровых подписей в системе электронного документооборота. Что примечательно, все эти мероприятия были проведены в течение четырёх рабочих дней. Проведение работы с бюджетополучателями и чёткое объяснение им целей данного приказа, его основных моментов позволили и специалистам органов Федерального казначейства, и специалистам бюджетополучателей в спокойном рабочем режиме перейти на реализацию приказа №211 уже с 1 октября нынешнего года.
Если оценить работу прошедшего месяца, то видна следующая картина. Даже по такому небольшому субъекту Российской Федерации, как наша область, применение данной технологии позволило Федеральному казначейству увеличить оборот бюджетных средств более чем на 50 процентов в месяц. Также, по аналитическим наблюдениям специалистов УФК по Смоленской области, такая схема дала возможность 10 из 20 рабочих дней не использовать средства федерального бюджета для осуществления платежей, а значит, заставить государственные финансы работать результативнее. Эффект очевиден.
И внедрение вышеизложенной технологии, бесспорно, позволит намного улучшить качество системы государственных платежей, увеличить их оперативность и обеспечить своевременность. А успешное участие УФК по Смоленской области в вышеуказанном пилотном проекте позволит ещё более поднять авторитет и укрепить лидирующие позиции смоленских казначеев среди территориальных управлений Федерального казначейства.