Мужчины в ответе за этот мир
Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак 2:26). Нередко об этом напоминают нам православные священники в своих проповедях. Находятся верующие люди, которые воспринимают сказанное и посвящают своё свободное время помощи ближним и развитию общества. Есть также и такие, для кого добрые дела стали дорогой, которая привела к вере.
Гостем очередного выпуска программы цикла «Проще говоря», который выходит в эфир радио «Смоленская весна» в рамках проекта-победителя международного грантового конкурса «Православная инициатива» «Дом Православия», стал православный христианин, руководитель школы безопасности детства «Свет» Александр ДУБИНИН. Представляем вашему вниманию эту беседу.
Ответственность – на тебе
– Саша, всем гостям программы «Проще говоря» я задаю этот вопрос и тебе его тоже задам. Как ты пришёл к православной вере?
– Изначально ходил в детстве в храм вместе с родителями. В подростковом возрасте какое-то время в храм не ходил, а позже, с годами, благодаря уже собственному опыту всё-таки пришёл к Богу, потому что понял, что это для меня значит.
– Как человек, который сам это пережил, расскажи, почему происходит этот подростковый бунт и дети отказываются ходить в церковь в этом возрасте?
– Я думаю, что включаются совершенно обычные вещи. Этот мир предлагает нам достаточно много развлечений и отвлечений. Тебе хочется повеселиться, сходить в ночной клуб. Появляются увлечения, которые совершенно несопоставимы с теми прописными истинами, с теми заповедями, которые ты до этого слышал. А всё это очень заманчиво. В молодом возрасте хочется всё это вкусить. Думаю, что мало кто без этого обходится.
– А что становится тем фактором, который возвращает на прежний путь?
– У всех по-разному. Мне кажется, что важно то, как это было в детстве заложено. Если тебя заставляли в храм ходить, то ты можешь и не вернуться. Если ты встречал в церкви какой-то негатив, были, например, какие-то неприятные ситуации, связанные со священниками, то это может на всю жизнь тебя отвернуть. А если был грамотный подход с самого детства – не заставляли, а именно предлагали, показывали собственным примером, – это может впоследствии сыграть роль. А так кто-то через скорби в итоге приходит, кто-то, скажем так, додумавшись и заинтересовавшись, в чём смысл жизни.
– В Церкви для тебя сейчас что самое главное?
– Вопрос интересный. В Церкви? Я бы сказал, в Боге для меня главное – не терять связь, общение с Ним, потому что это очень важно. Это помогает понять, что главное в жизни, а что – второстепенное. Вот это для меня главное. Остальное всё – на втором месте.
– Поймала себя на мысли, что в рамках проектов «Объединённой редакции», поддержанных конкурсом «Православная инициатива», я говорила с православными женщинами о том, что значит быть православной женщиной. Вообще отличаются ли православные женщины от неправославных, и если да, то чем. И никогда мне не довелось обсудить аналогичный вопрос с православным мужчиной. Хочу задать этот вопрос тебе. Что для тебя значит быть православным мужчиной?
– Я думаю, что это большая ответственность. Когда мы называемся христианами – это предполагает ответственность за то, как мы поступаем на работе, в повседневной жизни, со своими близкими. Одно дело – называться, другое дело – быть. И когда мы говорим, что мы христиане, а потом поступаем из каких-то совершенно других побуждений, то у окружающих может сложиться такой стереотип: «Вот видите, какие они, эти христиане!» Поэтому нужно не только называться, но и соответствовать. И это очень сложно, не всегда получается. Но стараться надо. Ну а для мужчины это вдвойне, потому что ответственность за этот мир, я считаю, на мужчинах лежит. Они должны вести свою семью и своё отечество вперёд, развиваться. Нельзя перекладывать груз на женские плечи, уходить в какие-то зависимости, расслабляться. Нужно всегда понимать, что ответственность – на тебе.
Открытие, которое перевернуло всю жизнь
– Ты уже достаточно давно принимаешь участие в деятельности таких организаций, как «Православные добровольцы Смоленщины» и епархиальная служба «Милосердие». Понимание того, что нужно делать добрые дела, это тоже с верой пришло?
– Можно сказать, что во многом благодаря движению «Православные добровольцы Смоленщины» я как раз по-настоящему открыл для себя Бога – через беседы по Евангелию со священником, которые там проводятся, и через дела милосердия. Для меня это стало важно. Когда ты приезжаешь в дом престарелых или в отделение больницы, где дети проходят длительное лечение, ты понимаешь, что тут тебе рады. Рады вниманию, которое ты уделяешь. Я считаю, что если есть силы и возможности, то каждый человек должен участвовать в какой-то деятельности – не обязательно ездить в социальные учреждения, но просто кому-то помогать. То есть заниматься не только тем, что развивать себя, зарабатывать много денег, и не только в семью всё тащить, но и делать что-то для общества. Много людей, у которых не всё гладко в жизни и кто нуждается. Когда ты помогаешь таким людям, ты и детям своим показываешь хороший пример.
– Интересную тему ты затронул – изучение Евангелие со священником. Обыватели могут сказать: «Бери и читай – зачем со священником-то изучать?»
– До подросткового возраста я много лет ходил в храм, слышал о Евангелии, но ни разу не взял его в руки, ни разу не прочитал, ни разу не поинтересовался – не было такой потребности. А когда в более взрослом возрасте услышал, что молодёжь приглашает к себе в клуб, чтобы изучать Евангелие, именно это меня и сподвигло. Я даже оставил некоторые свои дополнительные заработки на несколько вечеров, чтобы пойти послушать и посмотреть, что же это за такие молодые ребята и девчонки, которые собираются, чтобы послушать Евангелие и пообщаться об этом со священником. Для меня это было открытием, которое изменило мою дальнейшую жизнь. Конечно, что-то тут зависело и от священника. Но основное – это Евангелие. Для меня это стало настоящим переворотом в жизни.
– Далее твоя волонтёрская деятельность развилась до того, что теперь у тебя есть свой собственный проект, который ты осуществляешь на общественных началах. Прежде всего как ты решился основать проект, что называется, во чистом поле? Никто не обещал поддержать его рублём или ещё как-то. Есть ты, есть задумка – и всё, больше ничего нет...
– Никогда не думал, что это будет так сложно, как ты говоришь. Всё это не было каким-то трудным препятствием. Опять же, через некоторые жизненные обстоятельства я понял, что хотел бы внести свой вклад в дело просвещения людей в теме безопасности детства, и в большей степени именно информационной безопасности. В моей жизни это всё оставило некоторые следы, и я немного в этом разбираюсь, поэтому решил собрать группу единомышленников и начать проводить мероприятия. На данный момент проекту чуть больше года. За это время состав участников менялся, но я считаю, что это нормально. Понятное дело, что все мы работаем, у всех свои дела, но для любимого дела, которое ты считаешь важным, ты найдёшь время и силы, и, как показывает практика, можно даже какие-то грантовые средства выиграть, чтобы реализовать свои задумки. Для того, кто хочет и заинтересован идеей, всё возможно.
– Твой проект называется «Школа безопасности детства «Свет». Чем ты занимаешься со своей командой и большая ли она?
– Команда у нас не очень большая – несколько человек, и с разными людьми мы разные направления прорабатываем. В этом году мы реализовали проект «Медиагигиена в каждый дом» с врачом-психиатром, заведующим детским отделением Вологодского областного психоневрологического диспансера № 1, членом Общественного совета при уполномоченном по правам ребёнка при президенте РФ, аккредитованным экспертом Роскомнадзора Юрием Афанасьевым. Очень отозвался у людей этот проект. Когда профессионал объясняет родителям те основы, которых они, скорее всего, не знали, они очень благодарны за это. Нам звонили и писали, благодарили за проект.
– А давай поговорим о нём подробнее. Началось всё с того, что вы провели исследование...
– Да, мы провели опрос среди родителей дошкольников. В этом нам помогли управление образования и уполномоченная по правам ребёнка. Мы создали опросник и распространили его по родительским чатам, благодаря чему быстро получили всю статистику, которая показала очень ранний вход детей в интернет-пространство. Более 900 человек приняли участие в опросе. Половина респондентов ответили, что в возрасте чуть более трёх лет их дети уже знакомятся с интернетом – с YouTube и играми. И это настораживало нашего специалиста Юрия Афанасьева, потому что он в своей практике сталкивается с крайними степенями этих зависимостей. Есть такие случаи, когда к нему попадают даже годовалые дети с зависимостью от экрана – родители приучили ребёнка к тому, что он может засыпать только под экран смартфона. Конечно же, нам захотелось провести профилактическую работу в этом направлении, и мы создали проект «Медиагигиена в каждый дом». Он состоял из пяти вебинаров врача-психиатра и трёх вебинаров технического характера, в которых мы рассказывали о системах родительского контроля: какие из них эффективны, а какие – нет.
Системы родительского контроля не работают
– Если говорить о содержании вебинаров – можешь рассказать несколько фактов, которые родители, скорее всего, не знают, но если будут знать, это заставит их задуматься?
– Это в основном касается младших школьников: не все родители догадываются, что социальные сети – это своего рода ловушка для наших детей. В них не действуют никакие системы родительского контроля. Такой системы просто не существует. Поэтому чем позже возраст входа в социальные сети, тем лучше. Я проводил такой эксперимент: купил телефон, купил sim-карту, зарегистрировался в нашей самой популярной социальной сети, и мне стали приходить уведомления непотребного характера, рекомендации совершенно не по возрасту.
– А ты там зарегистрировался с каким возрастом?
– Кстати, мало кто знает: минимальный возраст регистрации «ВКонтакте» – 14 лет. Но дети у нас регистрируются уже чуть ли не с детского сада, и к концу начальной школы, по статистике, 80% детей зарегистрированы в социальных сетях. То есть они указывают, что им уже есть 14, и никто этого не проверяет. И те предложения манипулятивного характера, которые стали мне приходить, – это неприемлемо. Это и вовлечение в ранние половые связи, и употребление психотропных веществ, и прочее, что подростков может заинтересовать в силу того, что это запретные темы. Конечно, дети вовлекаются. К тому же там через юмор снимаются многие рамки, и дети уже воспринимают это как некую норму. Вот на это нужно родителям обратить своё внимание.
– Те, кто не поучаствовал в вебинарах в режиме реального времени, могут где-то посмотреть записи?
– Да, конечно, вебинары проходили совершенно бесплатно благодаря грантовой поддержке Росмолодёжи. Все записи сохранены как у нас в группе «ВКонтакте», так и на нашем сайте www.bdsvet.ru.
– В этом проекте были и какие-то другие мероприятия кроме вебинаров?
– Мы провели один очный семинар в Смоленске. Юрий Афанасьев приезжал к нам. Он посетил и другие регионы, где рассказывал об этом проекте, и выступал на Всероссийском форуме «Вектор детства», где наш проект вошёл в Топ-100 лучших региональных проектов. Благодаря проекту «Медиагигиена в каждый дом» нам удалось создать буклет по этой теме, издать 5 000 экземпляров, и сейчас они распространяются по детским садам, поликлиникам, чтобы родители смогли предметно познакомиться с этой темой.
– Кстати, в ваших вебинарах участвовали родители не только из Смоленска и Смоленской области?
– Да, подключались люди и из других регионов. Видимо, сработал эффект сарафанного радио и то, что мы заняли активную позицию в социальных сетях: старались разместить анонс везде, где только можно. Сейчас у нас идёт речь о том, чтобы опыт этого проекта распространить и на другие регионы. Хотим выиграть ещё один грант на то, чтобы провести эти вебинары с обновлённой и дополненной информацией в других областях, чтобы как можно больше родителей смогли получить этот опыт. Но пока это ещё на уровне задумки.
– Что касается мероприятий школы безопасности детства «Свет», как вообще всё развивается? Есть ведь не только та работа, которая осуществляется за счёт грантовых средств. Есть текущая работа, проекты поменьше, возможно, обкатка каких-то небольших локальных проектов, которые потом могут перерасти во что-то масштабное. Расскажи об этом...
– Да, стараемся вести работу в социальных сетях, подбирать полезные материалы для родителей, детей, педагогов по теме безопасности детства, и не только информационной. Нас в принципе сфера безопасности детства интересует. А совсем недавно мы начали вести клуб с одноимённым названием «Свет» при храме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Мы собрали группу подростков от 11 до 14 лет и проводим с ними один раз в неделю бесплатные занятия, на которых знакомим их с темой информационной безопасности. И с техническими, и с психологическими аспектами, чтобы они учились выявлять те манипуляции и фейки, которые распространяются. Занятия мы проводим в игровой форме. В ближайшее время попробуем с каждым из них составить индивидуальную карту героя.
Запреты не работают – работают игровые методики
– Что это такое?
– Карта будет представлять из себя список тем, направлений, в которых по нескольку пунктов. Например, «Мои увлечения». Сюда могут входить кружки, секции, хобби. Если мы занимаемся, развиваем себя, то здесь ставим галочку и отмечаем, сколько времени мы этому посвящаем. Так же и по другим сферам жизни. Карта на самом деле весьма обширная. И в том числе в ней будет учтено время, проведённое в социальных сетях: на YouTube, в TikTok и т. п. Это делается для того, чтобы вообще понять, на что мы тратим своё свободное время. И тут речь идёт не о том, чтобы полностью запретить, отказаться, а о том, чтобы взглянуть на общую картину, чему мы посвящаем своё время. И если есть добровольное желание, то можно изменить этот баланс. Причём на YouTube, например, можно не только развлекаться, но и смотреть что-то познавательное. Поэтому речь идёт и о том, чтобы менялось качество контента. Мы будем постепенно ко всему этому приходить, прокачивать своего героя. Я думаю, что с помощью игры получится заинтересовать ребят. Система запретов и ограничений с подростками уже не работает, но работает система мотивации. В качестве призов в нашей игре будет такая профориентационная штука, которая предполагает знакомства с интересными людьми и интересными профессиями на практике. Мы будем посещать моих друзей и знакомых, знакомиться с плюсами и минусами сфер, в которых они работают. Многие ребята в этом возрасте уже задумываются о том, чем они будут заниматься. Выбрать для себя подходящую профессию – это очень важно, потому что работа много времени в нашей жизни занимает. Если кто-то ещё этим заинтересуется и готов будет предоставить свои площадки, где ребята смогут знакомиться с профессиями, мы будем очень рады.
– На данный момент что вы уже успели в этом клубе совершить?
– Мы успели познакомиться с ребятами и кроме знакомства провести ещё одно занятие, где поделились с ними тем, как влияет на нас информация, стоит ли её фильтровать и выбирать или можно безболезненно смотреть и слушать всё, что угодно. Рассмотрели некоторые примеры. И ребята получили домашнее задание – последить за тем, сколько времени проводят в информационном пространстве и на что его тратят.
– Какие у ребят первые впечатления?
– Я увидел заинтересованность, потому что мало кто с ними говорит об этом. У нас были оживлённые обсуждения. Подростки – это всегда бурная, инициативная группа. Кто-то больше, кто-то меньше, но в целом это, конечно, такая «живая вода», которая постоянно и тебя заставляет задуматься о чём-то. Видно, что ребята не так просто приходят – они задумываются и активно работают.
– В клубе с ребятами ты работаешь не один. Расскажи, кто есть ещё в команде этого проекта...
– В команде этого проекта ещё два человека: педагог Ксения Мелихова и психолог Ольга Быковская. С ними мы строим программу, разрабатываем уроки и вместе всё проводим. Это такое совместное творчество.
– Если говорить вообще о школе безопасности детства «Свет» – какие ещё идеи, задумки и планы есть у вас на данный момент?
– Сейчас мы с Ольгой Быковской записываем цикл видеороликов на тему мошенничества. Тема очень актуальная. Даже за последние дни мне звонили, моим знакомым писали и, к сожалению, обманули некоторых, что очень печально. Я как человек, который видит эти моменты, хочу немножко рассказать со своей стороны, а Ольга как психолог расскажет о тех техниках манипуляции, которыми владеют мошенники. Мы разработаем цикл бесед по этой теме и будем постепенно их публиковать. А также будем размещать заметки на эту тему. Хотим её немного осветить и для своих родных и знакомых, и вообще для всех, кого это волнует.
– Когда нам всего этого ждать?
– В декабре уже планируем начать публикации в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте» и на сайте www.bdsvet.ru.
– Саша, в завершение нашей беседы что ты пожелаешь нашим слушателям?
– Пожелаю не забывать про реальную жизнь, потому что хотя мы в виртуальном мире уже довольно много времени проводим, но наши дети, наши близкие – они в реальном мире, и они всегда с нами. Проводите с ними побольше времени, сходите на горку покатайтесь. И не забывайте просвещаться в вопросах информационной безопасности. Это часть нашей жизни. Давайте будем активны в этом вопросе.
Фото: из личного архива Александра ДУБИНИНА
Татьяна Борисова