«О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте»
В рамках проекта «Дом Православия», поддержанного международным грантовым конкурсом «Православная инициатива», в эфир радио «Смоленская весна» выходит цикл программ «Проще говоря». В очередном выпуске программы на вопросы ведущего Юрия СЕМЧЕНКОВА ответил член правления Смоленской областной организации Союза писателей России, председатель Смоленского областного объединения православных писателей «Одигитриевское», руководитель литературного объединения «Нива» при редакции общественно-политической газеты Смоленского района «Сельская правда», лауреат литературной премии Смоленской епархии в номинации «Поэзия», лауреат премии имени М.В. Исаковского, журналист, известный смоленский краевед Николай КЕЖЕНОВ. Представляем вашему вниманию эту беседу.
Бог – есть, Его не счесть
– Николай Николаевич, тема нашей сегодняшней встречи – православная литература и деятельность православных писателей на смоленской земле. Хотел бы сразу определиться с понятиями «православная литература» и «православный писатель». Как определяется принадлежность к этой категории? Кто устанавливает эти границы?
– Границы здесь условные, их устанавливают сами литераторы и опытные читатели. Когда говорят «православный музыкант, православный актёр, православный писатель», то подразумевают, что творческий человек – православный христианин. Православный писатель – это православный христианин, который пишет на религиозные, духовно-нравственные темы. Человек, который не является православным христианином, просто не сможет написать такое произведение, будь то проза, поэзия, драма, эссе или критическое произведение. Надо не просто уметь писать, но и хорошо знать основы православного вероучения.
– Приведите, пожалуйста, примеры русской литературы, которые иллюстрируют такое отношение...
– В русской литературе были авторы, которых можно назвать православными писателями, хотя они работали и в других направлениях. Скажем, писатель начала XX века Иван Шмелёв. Есть известный всем писатель Фёдор Достоевский (200-летие со дня его рождения мы отмечали в этом году). Им написаны произведения, которые мы с полной уверенностью называем религиозными, православными, христианскими. Допустим, роман «Братья Карамазовы». Но были и другие произведения, которые внешне таковыми не являлись, но в них есть глубокая нравственная основа, свойственная и православному вероучению, и православным произведениям. Например, роман «Бедные люди», повесть «Записки из Мёртвого дома».
Можно назвать православными писателями таких знаменитых авторов, как Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Афанасий Фет, Фёдор Тютчев, Николай Языков, Алексей Кольцов, Алексей Константинович Толстой. Опять же, у них были и чисто религиозные произведения, и, как иногда говорят, мирские, или светские.
– Правильно ли я понимаю, что внешних атрибутов церковных в произведении может и не быть, но если оно основано на православных ценностях, то его можно считать православным? Или всё-таки должны быть какие-то формальные атрибуты?
– Я с вами согласен. Внешние атрибуты, символика – не обязательны. Как я уже говорил, у произведения должна быть глубокая нравственная основа. Если произведения духовно-нравственные, то, конечно же, они православные. При этом в них могут и не упоминаться колокола, звонницы, фрески, купола, свечи, лампады... Хотя когда автор пишет более углублённо, то и без внешних символов ему не обойтись.
– В каком возрасте вы пришли к православной литературе? Я знаком с вашей творческой биографией – знаю, что стихи вы начали писать ещё в школьные годы, если не раньше. А вот именно это направление вас когда заинтересовало? Был ли какой-то резкий толчок или какое-то событие в жизни, которое вас повернуло в этом направлении?
– Да, я действительно рано начал заниматься литературой. Меня в этом поддерживали в школе. Хотя семья у меня была, мягко говоря, не церковная, учиться православному вероучению было не у кого, но о Боге я размышлял уже в детстве. Ещё в школьные годы, в девятом или десятом классе, у меня начали появляться первые строчки об этом. Например, как сейчас помню, написал: «Бог есть, Его не счесть». Понятно, что я тогда ещё не писал много стихотворений такого рода, да и показывать их в те годы я никому не мог, потому что в атеистическом окружении меня бы неправильно поняли.
А приобщаться к православному творчеству я начал после того, как прочитал Евангелие и принял Святое Крещение. После этого я, конечно же, общался со священниками и делал попытки писать на религиозно-духовные темы. Но эти попытки были очень робкими и не получили большого развития. А по-настоящему активно писать о вечном я начал уже после того, как в нашей стране отпраздновали тысячелетие Крещения Руси, то есть в 1988 году. Тогда многое изменилось в нашем обществе, и можно было открыто говорить о вере, о Святой Руси, о подвижниках благочестия, хотя ещё не всем это нравилось. Я вернулся к христианскому творчеству, а к концу 90-х годов, если можно так сказать, стал системно работать в этом направлении. В 2000-х у меня возникла мысль издать серию небольших книжечек духовно-нравственного содержания. У меня их сегодня более пятнадцати. Потом я объединил большую их часть в книге «Пасхальное утро», которая вышла к моему семидесятилетнему юбилею в начале 2020 года. То есть с конца прошлого века до настоящего времени я постоянно работаю в этом направлении. Хотя нельзя сказать, что я пишу только православные стихи, – пишу и чисто лирические, как их принято называть. Занимаюсь документальной прозой. По-прежнему для меня актуальны традиционные темы: «Человек в истории Родины», «Человек и природа», «Человек в свете любви», «Космический подвиг Гагарина»…
Тайная вера Гагарина
– Такой, может быть, метафизический вопрос из области профессионального мастерства. Погружение в изучение православной веры, в какие-то её тонкости помогало ли чисто технически поэзии? Становились ли стихи сильнее? Если можно так говорить о стихах. Посещало ли вас какого-то особого рода вдохновение? Вы чувствовали эту связь?
– При написании религиозных стихов существует много особенностей. Если для того, чтобы написать «обычное» стихотворение, нужно какое-то яркое впечатление: человек может сильно влюбиться или увидеть красоту окружающего мира, и это его вдохновляет, возникает, как говорят, лирическое волнение, человек пишет, находит нужные образы и стихотворение получается законченным, – в религиозном стихотворении всё немного по-другому получается. Почему? Потому что нужно иметь религиозный опыт: посещать храм, испытывать религиозные переживания. Это и влияет на творчество. Я хочу сказать, что, действительно, это способствовало росту моего мастерства. Это отмечают и те священники, которым я показывал свои стихи. Дело в том, что, прежде чем публиковать в книгах, я подборку моих стихов показал одному эрудированному священнику. Он очень внимательно прочитал всё и благословил. Сказал, что нужно продолжать работать в этом направлении. Когда я выпустил первый небольшой сборник, который называется «Войди в светлый храм», я написал письменное обращение к митрополиту Кириллу, приложил этот сборник и попросил его благословить мои литературные труды религиозного направления. И владыка письменно благословил меня. Поэтому я даже пишу во многих книгах, что 22 ноября 2001 года издание литературных трудов поэта Николая Кеженова благословил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне Патриарх Московский и всея Руси). Для меня это очень важно, потому что благословение от такого человека даёт хороший импульс на все настоящие и будущие годы.
– Один из ваших самых известных поэтических циклов посвящён Юрию Гагарину. Нет ли здесь противоречий? Здесь совершенно полярные вещи: исследование космоса и духовное творчество. Как это сочетается?
– То, о чём вы говорите, это отголосок советских времен. Тогда говорили, что наука якобы борется с религией и полёты в космос с религией не совместимы. Факты говорят об обратном. Сегодня многие российские космонавты открыто исповедуют свою православную веру. И я собрал и проанализировал многие из этих фактов и даже по благословению митрополита Смоленского и Дорогобужского Исидора издал книгу, которая называется «Тайная вера Гагарина».
– В каком году вышла эта книга?
– В июле 2020 года.
– Это публицистика, документальная проза или художественная литература?
– Это документально-историческое повествование с художественными элементами. То есть я пишу не в традиционном, строго научном стиле, а с художественными отступлениями и со ссылками на разные источники.
– Вы работали где-то в архивах, музеях?
– Да. И помогло то, что я был хорошо знаком с семьёй Гагариных, когда жил в городе Гагарине. В частности, общался и с родителями Юрия Гагарина, и с его племянницей Тамарой Дмитриевной Филатовой, которая долгое время была заведующей мемориальным отделом музея Ю.А. Гагарина. Она человек глубоко верующий и много чего интересного рассказала при наших встречах. Большую помощь при подготовке книги оказал друг первого космонавта Валентин Васильевич Петров, который сейчас живёт в Щёлковском районе Московской области. Именно с ним Юрий Гагарин ездил в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году. Петров об этом писал. И после его публикаций я ещё в 90-х годах задумался о том, что Гагарин был верующим человеком. Потом начал сам собирать нужные сведения. С тем же Петровым в Москве встречался и узнал немало нового. Чтобы сделать подробные выводы, вам нужно прочитать эту книгу. Она стала раритетом, потому что мне пришлось издать её за свой счёт тиражом всего сто экземпляров. Надеюсь, что в дальнейшем она будет издана более крупным тиражом.
Пусть приходят все
– Люди, которые испытывают примерно те же чувства в творчестве, что и вы, на смоленской земле нашли друг друга. Как появилось Смоленское объединение православных писателей?
– У нас немало писателей, пишущих на религиозные темы. Мы в Союзе писателей даже советовались, чтобы при нашей организации создать небольшое литературное объединение, где православные единомышленники могли бы собираться и обсуждать волнующие темы. И пока это ещё находилось на этапе идеи, ко мне обратился протоиерей Михаил Горовой. Он тогда был настоятелем Свято-Успенского кафедрального собора, а я – прихожанином главного храма Смоленщины. Отец Михаил сказал: «Николай Николаевич, вы согласны, если при нашем кафедральном соборе создадим литературное объединение православных писателей?» Конечно, я изъявил согласие, потому что в это время тоже думал о том, как лучше организовать такое объединение. И это очень правильно, чтобы оно было при храме и чтобы у писателей был свой духовник.
– Оно же ещё и называется «Одигитриевское»...
– Само объединение официально создано 7 августа 2014 года, а название «Одигитриевское» появилось через несколько месяцев. Наш духовный руководитель отец Михаил предложил такое название, потому что творческое объединение существует при кафедральном соборе, главной святыней которого является икона «Одигитрия». Мы действительно многие произведения посвящаем Пресвятой Богородице и Её чудотворному образу, история святого образа нас вдохновляет.
– Как можно вступить в это объединение? Может ли человек, который почувствовал стремление создавать православные литературные произведения, сказать: «Я разделяю ваши взгляды, вашу позицию – возьмите меня к себе в объединение»? Это так происходит или как-то иначе?
– В основном так. Хотя по-разному бывает. Наше объединение – открытое. Когда мы его создавали, я и отец Михаил Горовой обзвонили наших известных литераторов, пишущих на религиозные темы, пригласили на первое занятие. Пришли человек 25. Потом другие люди стали узнавать о том, что есть такое объединение, начали к нам обращаться, и мы никому не отказывали. Хотя на первом этапе было желание установить более жёсткие критерии. Мы хотели, чтобы пишущие люди были церковные, регулярно посещали храмы Божии и писали строго на религиозные темы. А те, кто приходил, не всегда были такими. Может быть, делали первые шаги к религии, бывали в храме один-два раза в год по большим праздникам. Мы поняли – об этом нам и отец Михаил говорил, – что не надо никого ограничивать, пусть приходят.
– Николай Николаевич, вы председатель этого объединения...
– Да, я с самого начала получил благословение владыки Исидора на то, чтобы стать председателем объединения, а секретарём тогда избрали Татьяну Харитонову. Протоиерей Михаил Горовой имеет статус духовного руководителя Смоленского областного объединения православных писателей «Одигитриевское».
– Сколько сейчас человек в вашем объединении?
– Если брать списочный состав, то более 60 человек. Но многие живут в области и далеко не всегда могут приехать. В каждом районе Смоленской области есть люди, которые душой с нами. На занятия приходят где-то 25–30 человек. А когда случаются особо значимые события – скажем, встреча с митрополитом, – то до 40 человек. Хотя количество – это не главный показатель.
– Каков возрастной состав участников объединения? Есть ли молодёжь?
– В основном это люди среднего возраста, но немало и пожилых. Молодые тоже есть, но не так много, как хотелось бы. Этот недостаток частично компенсируется тем, что у нас, например, Татьяна Харитонова руководит ещё детской литературной студией «Родничок» при областной библиотеке для детей и молодёжи имени И.С. Соколова-Микитова. Когда мы выступаем в школах, колледжах или вузах, мы всегда интересуемся, есть ли молодёжь, пишущая на православные темы. Такие люди есть. Мы им стараемся помогать. Публикуем их произведения в альманахе «Свет Одигитрии». В предыдущих трёх выпусках там были разделы «Творчество школьников».
Выступаем везде, где только можно
– Насколько широко участвует объединение православных писателей «Одигитриевское» в общественной жизни?
– Не уклоняемся ни от каких значимых общественных мероприятий. Мы, православные литераторы, исходим из того, о чём писал в своей книге пророк Исаия. «О, вы, напоминающие о Господе! не умолкайте» (Ис.62:6–7) Мы стараемся везде, где только можно, напоминать о Господе. И люди с пониманием к этому относятся. Более того, с благословения митрополита Исидора мы участвуем в Пушкинском празднике 6 июня. И мы говорим о Пушкине как о христианине, читаем и анализируем его религиозные стихи.
– Это своего рода миссионерская деятельность?
– Да, вы правы. Мы способствуем распространению православной веры прежде всего среди молодёжи. Но и старшее поколение нуждается в том, чтобы к ним было обращено такое писательское слово. Священник произносит проповедь в храме, но там не так много людей собирается. А мы выступаем везде, где только можно. Даже по радио. И через интернет-ресурсы обращаемся к читателю. Кстати, что касается интернета, у нас в своё время был свой сайт Объединения православных писателей, но потом по техническим причинам пришлось его закрыть. Тем не менее все материалы, связанные с деятельностью Одигитриевского объединения, мы публикуем на литературном сайте smolpisatel.ru, где есть рубрики «События» и «Православие». Ведёт его член Союза писателей Николай Николаевич Чепурных, лауреат премии имени Николая Рыленкова, тоже православный человек. Кроме этого, есть сайт областной организации Союза писателей России. Его редактирует Мария Николаевна Парамонова, которая тоже размещает наши материалы. Она и член Союза писателей России, и член нашего объединения. Также наши материалы нередко появляются на сайте Смоленской епархии. На сайте кафедрального собора есть блог протоиерея Михаила Горового.
Я хотел бы подробнее рассказать о некоторых участниках нашего объединения. Татьяна Харитонова – поэт, прозаик, публицист. Совсем недавно выпустила книгу с названием «Княжна. Синь-город». Книга посвящена детскому периоду жизни будущей великой подвижницы Евфросинии Полоцкой. Татьяна Анатольевна готовит вторую часть этой книги, где речь будет идти непосредственно о подвигах этой святой. Татьяна Харитонова сама имеет белорусские корни, поэтому ей сравнительно легко было исследовать эту тему. Ещё один наш прозаик – Людмила Беляева (литературный псевдоним Мила Клявина). Она автор интересных рассказов, в том числе и на православные темы. А ещё она руководит единственным в Смоленске детским цирком «Мечта». Конечно, цирк помогает детям развиваться, но наставница параллельно просвещает детей как православный писатель. Не могу не сказать о таком известном писателе, поэте, эссеисте, критике, как Олег Иванович Дорогань. Он секретарь Союза писателей России, председатель Смоленской областной организации Союза писателей России, лауреат ряда премий. Олег Иванович не только пишет стихи, но иногда ещё поёт их под гитару. У него появилась возможность оформлять эти литературно-музыкальные произведения в виде музыкальных клипов. Не так давно он написал песню, посвященную «Одигитрии». Кроме того, Олег Иванович занял первое место во Всероссийском конкурсе авторской песни в номинации, посвящённой военно-патриотической тематике. Кстати, он сам подполковник в отставке. Поэтому и на военные темы пишет много.
Хочу добрые слова сказать о профессоре Николае Фёдоровиче Фаращуке. Он не только преподаёт в Смоленской медицинской академии, но и пишет прекрасные стихи. Автор проиллюстрировал, если можно так сказать, некоторые положения Библии своими стихами и на этой основе издал книгу «Прочти, если не веришь». Понятно, что это способствует распространению православной веры среди студентов медицинского университета. У нас занимается, пусть и не так часто, известный поэт, журналист, публицист Владимир Макаренков. Он успешно руководит другой творческой организацией – Смоленским областным отделением Союза российских писателей.
Есть над чем работать
– Вы употребляете слова «занимается», «занятия». Что это значит? Вы собираетесь и совместно чему-то учитесь?
– Да, слово «занятия» здесь очень уместно. Строго говоря, это учебно-методические занятия. Они носят чисто просветительский характер и способствуют получению новых полезных знаний, расширению кругозора литераторов.
– Вы друг друга учите, обмениваетесь опытом или приглашаете каких-то спикеров извне?
– В основном мы находим в своей среде таких людей, а иногда приглашаем. Нередко наши участники получают задание от отца Михаила подготовить доклад или сообщение на ту или иную просветительскую тему. Ну, скажем, вот Нина Колобаева – педагог, она же поэт, публицист, ведёт тему «Православие и литература». По сути дела, это главная наша просветительская тема. Она рассказывает подробно о творчестве известных православных писателей прошлого и настоящего. О том же Тютчеве, Фете, Баратынском, Достоевском, Тургеневе, Бунине, о современных авторах. Есть и другие важные темы. Сам отец Михаил постоянно выступает перед нами. Его выступления можно условно назвать проповедями. Хотя они не в храме произносятся, но по сути это проповеди. В основном батюшка нас и просвещает, он знает, что сказать литераторам. Потом есть у нас Владимир Михайлович Аникеев, который тоже считается участником нашего объединения, хотя по состоянию здоровья не так часто бывает на занятиях. Он известный искусствовед, писатель-документалист. Владимир Михайлович стал одним из победителей Всероссийского конкурса «Просвещение через книгу» и рассказывал нам, как создавалась эта книга об истории женского Вознесенского монастыря. Кроме того, исследователь издал книгу «В настоящем величественный», посвящённую Свято-Успенскому собору. И об этой уникальной работе автор нам подробно рассказывал, и это тоже было полезно. Также мы получаем методические рекомендации от отца Михаила, как выступать перед молодёжью. Особенно тщательно готовимся к традиционным Дням православной книги в марте. То есть наши занятия – это своего рода учёба. В перспективе мы, конечно же, хотим расширить круг людей, которых приглашаем на наши мероприятия.
Во время занятий у нас есть и музыкальная страница, ведь поэзия и музыка неразделимы. Например, поёт с другими приглашёнными музыкантами Виктор Иванович Москалёв – очень интересный человек из Рудни. По профессии он врач-хирург высшей категории. Сам играет на многих музыкальных инструментах: на баяне, гармошке, домре, балалайке, гитаре.
Приятно, что на огонёк к православным литераторам порой заходит известный в Смоленске гусляр Александр Устюгов. Его старинные музыкальные композиции, былинные распевы волнуют всех, для нас гусли, образно говоря, голос самой Руси. Хорошо вписалась в нашу программу замечательный музыкант – педагог Лариса Ивановна Власенкова. Под её аккомпанемент мы все поём хором хорошие песни.
Как-то мы приглашали на своё занятие известного композитора, заместителя председателя областного отделения Союза композиторов России Татьяну Робертовну Симонову. Я с ней активно сотрудничаю, совместно мы издали сборники песен и диски с песнями на мои стихи. И она тоже много интересного нам рассказывала, знакомила литераторов со своим самобытным творчеством. Кстати, в актовом зале административного здания собора, где мы собираемся, есть пианино.
В перспективе мы хотим приглашать на наши встречи художников и даже архитекторов, чтобы они рассказывали об особенностях храмового зодчества на Смоленщине. В общем, есть над чем работать.
– Николай Николаевич, а чего ожидать в ближайшее время от вас лично?
– Я стараюсь планы особенно не разглашать, но хочу заметить, что продолжаю планомерно работать на творческой ниве. И надеюсь, что будут ещё изданы сборники, посвящённые православным праздникам и разным святым. Есть желание выпустить отдельную книгу для детей (небольшой детский сборник с названием «Цветы в храме» уже выходил в 2016 году), завершить подготовку третьего, значительно дополненного издания книги «Смоленск светозарный» (стихотворения и документальная проза), подготовить новые публикации для альманахов «Связь поколений» и «Свет Одигитрии».
Фото: smoleparh.ru, selpravda67.ru
Юрий СЕМЧЕНКОВ, Татьяна БОРИСОВА