Выездной семинар Смоленского бизнес-клуба
Выездной семинар-заседание Смоленского бизнес-клуба прошло в туристическом комплексе «Московия» на Сокольей горе.Организаторами мероприятия выступили Департамент Смоленской области по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Смоленский филиал «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» и Смоленский бизнес-клуб. Данный семинар стал возможен благодаря государственной программе развития малого бизнеса.
Докторант Московского университета МВД, к.э.н., подполковник полиции Инна Тимофеева провела юридический бизнес-тренинг. Первым делом она рассказала о том, как не попасть впросак, подписывая договор. Главное правило: документ нужно читать очень внимательно, даже если договор на первый взгляд кажется стандартным. Иногда мошенники отвлекают «партнёров» и быстро заменяют один из листов ещё не подписанного договора. Иногда забирают документ с собой, корректируют, а потом приносят на подпись. Казалось бы, что такого страшного можно написать? Однако стоит всего лишь изменить способ оплаты, вставив стопроцентную предоплату, и вы уже не сможете выполнить условия договора. Поэтому договор нужно подписывать на каждой (!) странице.
После этого участники поделились на группы. Каждая группа получила задачу изобразить мини-сценку, в которой разыгрывалось судебное заседание. Никакими документами пользоваться не разрешалось, всё нужно было решить на уровне эрудиции и интуиции. В процессе игры Инне Тимофеевой задавали много вопросов. Она также раскрыла несколько юридических тонкостей, которые когда-нибудь обязательно помогут бизнесменам и бизнес-леди. В конце занятия президент «Смоленского бизнес-клуба» Денис Никитас вручил Инне Тимофеевой, которая как раз в этот день отмечала день рождения, сувениры и букет цветов.
Генеральный директор компании «Web-canape» Василий Чуранов рассказал об особенностях ведения бизнеса в США. Он попал туда по президентской программе, пройдя серьёзный конкурс. Впервые за десяток лет стали направлять на стажировку в США, до этого – максимум в Европу. Курс занимает примерно шесть недель. На последней неделе прошли встречи с русскими бизнесменами, открывшими своё дело в Америке. В поездке важно хорошо знать английский язык, в противном случае ехать просто бесполезно, ведь главное на стажировке – живое общение, передача опыта. Кроме того, нужно ставить перед собой чёткие цели, иначе поездка превратится в туристическую. Нужно быть готовым к незапланированным встречам. Так, Василий неожиданно попал на фирму «Apple».
- США – страна индивидуалов, - говорит Василий Чуранов. – Всё решают ассоциации, которых в Америке огромное количество. Они борются за свои права, в том числе с правительством. Представители ассоциаций лоббируют их интересы в парламентах. Они взаимодействуют между собой, нередко находя общие мнения и интересы. Таким образом, законы в США действительно идут «снизу». Есть там и так называемые бизнес-инкубаторы, которые в России ещё не получили широкого распространения. Вам сдают рабочее место со всей необходимой оргтехникой. Потом, когда бизнес вырастает, можно снять целый офис в том же помещении. Сюда постоянно заглядывают инвесторы. Если открывать бизнес-инкубатор в Смоленске, помимо источника финансирования, нужно решить, кого именно туда «заселять», какие проекты поддерживать.
По словам Василия Чуранова, в США всё построено на доверии. Обманывать просто не принято, ведь безупречная репутация здесь – самый важный капитал. Жить по закону элементарно выгодно, и чтобы не быть соучастниками аферы, вас без зазрения совести «сдадут» собственные сотрудники. В Смоленске, по мнению Василия, открывая бизнес, главное – верить в идею. В США же проще разобраться в законах, налогах, там много инвесторов и консультантов. В России много сил и времени предприниматели тратят на подготовку документов и отчётов, поэтому они не могут сосредоточиться на самом бизнесе.
Консультант Сергей Новиков провёл беседу об особенностях малого бизнеса в Смоленской области. По его мнению, уровень социальной активности в Смоленской области невысок, как и общий уровень благосостояния населения. На развитие бизнеса это влияет не лучшим образом. Если разбивать современных предпринимателей по группам, можно выделить «детей лихих 90-х» - тех, кто накопил первоначальный капитал криминальными методами. Тут мы опять же повторяем опыт США. 90-е годы закалили таких бизнесменов, ведь лучше всего учиться именно в бою. Те, кто выжил, сейчас занимаются бизнесом достаточно успешно. Также можно выделить группу молодых (30-35 лет) людей, которым наладить дела помог административный ресурс. Проще говоря, это дети чиновников. И, наконец, третья группа, самая обнадёживающая. Это те, кто создал свой бизнес не благодаря, а вопреки. Благодаря своим талантам и амбициям. Какая общность может быть у представителей этих групп? Взаимопонимание тут вряд ли возможно: они говорят на разных языках. Кроме того, население относится к предпринимателям как к буржуям и хапугам. Бизнес всё больше отдаляется от народа, начинает вариться в собственном соку.
- Сейчас бизнес в России пытается стать частью власти, - отметил Сергей Новиков. - Это началось примерно в 2005 году. Но даже если они действительно хотят сделать лучше для народа, быстро отказываются от этой идеи, ведь переломить систему в одиночку невозможно.
Завершился день тренингом на командообразование, который провела руководитель творческой группы «Трасса-60» Алёна Лепёшкина. Она рассказала о различных типах лидерства и распределении функций в коллективе. Потом Алёна Лепёшкина предложила игру: пронести стакан с водой в листе ватмана. Должна участвовать вся команда. Все идут за ведущими, стараясь не пролить воду из стакана. На первый взгляд игра кажется более уместной на свадьбе, чем на бизнес-тренинге. Однако быстро понимаешь, что в таких экстремальных условиях ярко проявляются лидерские качества отдельных людей. После этого на улице прошла специальная зарядка. Алёна Лепёшкина учила снимать напряжение: слушать, но не слышать; смотреть, но не видеть; закрыть уши и глаза и только чувствовать. Несмотря на то, что семинар затянулся за полночь, методика действительно помогла всем снять усталость. Специальный тест помог каждому определить, кто он в коллективе: мыслитель, «зажигалка», деятель или «барометр». После этого участники семинара благодарили друг друга за день, проведённый вместе. При этом нельзя было ничего говорить, а у того, кого благодарили, были завязаны глаза.
Тренинг стал отличным завершением дня, а мысли, высказанные экспертами, участники семинара ещё долго обсуждали между собой.
Елена НЕДБАЙЛОВА, фото автора