"Правда хорошо, а счастье - лучше" в Смоленском драматическом театре
Смоленский государственный областной драматический театр имени А.С. Грибоедова открыл очередной 232-й театральный сезон. Премьерным спектаклем стала комедия в двух действиях по пьесе А.Н. Островского «Правда хорошо, а счастье – лучше» в постановке главного режиссёра театра Виталия Барковского.Перед спектаклем режиссёр рассказал зрителям о том, что в нынешнем сезоне зрители увидят пять премьер – такого изобилия новинок давно уже не было. Драмтеатр поедет на гастроли в Польшу со спектаклем «Этюды любви», возможна также поездка в Стокгольм.
Театральный фестиваль «Смоленский ковчег» в этом году пройдёт раньше обычного и с особым размахом – приедут артисты с Украины, из Польши и Швеции, есть также предварительная договорённость с Англией.
Начальник Департамента Смоленской области по культуре Юрий Герасёв вручил артистам и сотрудникам театра почётные грамоты Министерства культуры России. В числе награждённых – главный художник театра Светлана Архипова, актёры Игорь Голубев и Анатолий Бибекин.
На тему счастья, как и на другие вечные темы, сочинено немало всевозможных афоризмов. Ещё Козьма Прутков говорил «Хочешь быть счастливым – будь им». Эту же тему поднимает и новая для смоленского зрителя комедия.
Спектакль переносит зрителя к закату купеческого «золотого века». Всё почти как в сказке – в итоге все влюблённые остаются вместе, хитрые казнокрады и мошенники наказаны, а кое-кто даже на старости лет обретает свою первую любовь.
Спектакль пестрит пьяными выходками купца Амоса Панфилыча Барабошева (в исполнении лауреата областного конкурса имени А.С. Грибоедова Олега Кузьмищева), который, как только придёт в чувство, на пару с приказчиком Никандром Мухояровым (Игорь Голубев) пытается вытянуть деньги из своей властной и бескомпромиссной маменьки Мавры Тарасовны (народная артистка РФ Людмила Сичкарёва).
На этом фоне разворачивается другая – любовная – сюжетная линия: правдолюбец Платон (Андрей Шанин) подвергается «массированным атакам» со стороны дочери Амоса Панфилыча Поликсены, чем папенька поначалу крайне недоволен. Семейные разборки и пьянство представителей среднего поколения в пьесе разбавляются проделками хитрого садовника Глеба Меркулыча (Константин Юхневич), который за спектакль перетаскал из сада не один центнер яблок.
Но тут для всех настаёт «час икс»: с приходом в купеческий дом отставного унтер-офицера Силы Ерофеича Грознова (Геннадий Черкашин), которого наняли «для порядку», всё постепенно становится на свои места. Дедушка хоть и немолодой, но энергии, харизмы и морального напора ему не занимать. Он быстро входит в курс дела и выступает в спектакле в качестве некоего инквизитора, наказывающего всех «плохих». Да и хозяйка дома Мавра Тарасовна явно питает к нему не просто интерес, а нечто большее.
В итоге все приходят к выводу: правда, до которой смог докопаться отставной унтер, – это, конечно, хорошо, но счастье, простое человеческое счастье – это намного лучше. Оно подобно бабочке – чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если перевести внимание на другие вещи, оно придёт и тихонько сядет вам на плечо. Так оно в пьесе и произошло. В мире купцов, где главное слово – за деньгами, а мораль и совесть отходят на второй план, всё равно побеждают добро и честность.