В понедельник в Доме художника открылась выставка работ заслуженного художника России Любови Обориной, лаконично названная "Живопись. Графика". По словам Любови Александровны, выставка носит отчасти ретроспективный характер, так как на ней, помимо прочих, представлены работы
прошлых лет, а также ранее не демонстрировавшиеся большой публике произведения.
- Любовь Александровна, расскажите, как вы решили стать художником?
- Это очень сложный вопрос. По-моему, не решала, а с самого начала была "обречена" на это. Моё детство прошло в разбитом после войны Смоленске, и, естественно, никаких, даже самых обыкновенных игрушек тогда практически не было. Чтобы как-то меня занять, мама выдавала мне бумагу и карандаши. Таким образом, с самого раннего детства я приобщилась к рисованию, что в итоге и предопределило мою дальнейшую профессию. Хотя на тот момент я даже не представляла, что когда-то стану художником, тогда это было для меня чем-то недосягаемым.
- Скажите, где и когда прошла ваша первая персональная выставка?
- Это произошло, когда я жила в Таджики¬стане и работала художником на киностудии. Мой режиссёр попросил, чтобы я сделала выставку в Доме кино. Можно сказать, что с этого и началась моя выставочная деятельность.
- Какой технике вы отдаёте предпочтение?
- Не отдаю предпочтения какой-то определённой. В своё время я занималась даже прикладным искусством. Работать можно в любой технике, были бы время и ресурсы.
- Город взбудоражен информацией о том, что смоляне в скором будущем могут лишиться Дома художника в связи с передачей его другому собственнику. В рядах художников нет единства. Ваше отношение к происходящему?
- Я шокирована! То, что сейчас творится, большинству из нас не могло даже прийти в голову. Художники лишатся выставочных площадей, мастерских, своего Дома, салона-галереи, зачастую единственной возможности продать свои работы.
- Встречи с какими из известных людей оставили след в вашей жизни и творчестве?
- Таких людей в моей жизни было довольно много, например, Владимир Серебровский, театральный художник. Да и все остальные, кто с ним учился во ВГИКе на одном курсе. Сейчас, кстати, Владимир Глебович является главным художником МХАТа под руководством Татьяны Дорониной. Он во многом повлиял на мой художественный вкус и творческое мировоззрение. При этом я считаю, что, как бы и кто на него ни влиял, каждый художник должен иметь свой легко узнаваемый почерк, стиль. Кроме того, я очень благодарна Союзу художников, моему родному Смоленскому пединституту и, в частности, Валерию Ласкину и Виктору Петрову за то, что они многому научили меня и дали мне прекрасную работу преподавателя.
- На смену прежним формам и видам искусства сейчас часто приходят новые, необычные. Каков ваш прогноз на ближайшие десятилетия?
- "Новомодное" искусство - это уже позавчерашний день. Просто у нас многие довольствуются какими-то остатками якобы творчества. У нас в стране, я считаю, это была заранее спланированная за рубежом акция, чтобы отвлечь молодёжь от нормального искусства, переделать её сознание. На Западе все уже давным-давно вернулись к классическому искусству.
- Что бы вы посоветовали молодым, начинающим художникам?
- Рисовать. И только. Минимум два часа в день. В нашем деле больше ничего советовать не надо.
- Откуда вы черпаете вдохновение? Помогает ли в этом работа преподавателя?
- Всё черпается из себя. Работая преподавателем, ты всё время отдаёшь, отдаёшь, отдаёшь. Поэтому требуется какое-то время, чтобы наполниться собою же. Но всё равно, даже отдавая, получаешь взамен очень многое. Особенно приятно наблюдать за студентами старших курсов, которые, пользуясь полученными знаниями и приёмами, начинают уже по-настоящему работать, и у них получается.
- Что оставил Таджикистан в вашей жизни и творчестве?
- Прежде всего знакомство с людьми. Мест¬ное население – это индоевропейцы. У них свой особенный менталитет. Наиболее яркими его чертами я считаю созерцательность и гостеприимство. В этом они похожи на русских, к сожалению, частично уже утративших свои традиции. Кстати, русские там – это не те, что здесь. Они намного лучше и добрее.
Что касается творчества, то могу сказать одно: чтобы немного оживить довольно унылые местные пейзажи, в работах приходилось искусственно завышать колорит, добавлять ярких красок.
- Творческие планы?
- Их огромное количество. Вся беда в хроническом недостатке времени.
Работы будут радовать посетителей выставки строгими формами, среднеазиатской экзотикой и легко узнаваемой палитрой до начала февраля. Советуем отвлечься от постпраздничной суеты и посетить эту интересную выставку.