ПРЕМЬЕРА В КАМЕРНОМ: "Свадьба Кречинского"
Живёт на свете молодой человек – негромкий, улыбчивый, талантливый. По сути он – добрый сказочник, вот только в трудовой книжке у него совсем другая запись. Но это ничего: молодой человек скитается, ездит по стране, ставит свои спектакли то в этом театре, то в том. Он предпочитает истории философские, притчевые, классические, но самое главное – добрые. Зовут этого режиссёра Роман Родницкий.
В пятницу смоляне в Камерном театре увидели премьерный показ "…Кречинского!" - версию классической авантюрной русской пьесы. "Свадьба Кречинского" – это золотой фонд русской драматургии. Работать с ней – большая ответственность.
Первое, что хочется сказать после премьеры: на театральном небосклоне Смоленска зажглась ещё одна звёздочка – это Виталий Игнатенко. Во-вторых, постановка даровитая, хотя и нуждающаяся в некоторой доработке. Но самое главное – она добрая. Сделана с любовью к людям и к русскому театру (страшно подумать, какие пороки и непотребства разглядел бы в "Свадьбе Кречинского" режиссёр Ледуховский в театре драмы!..). Уже за это надо сказать спасибо режиссёру Роману Родницкому и художественному руководителю театра Николаю Парасичу.
Спектакль рыхловат, в нём есть значительные длинноты и топтания на месте. По сути, всё начинается лишь тогда, когда Кречинский возрождается к жизни и готов бороться за своё материальное благополучие. Долго начинается что первое отделение, что второе. Отношения героев нарисованы, но в них ещё не вдохнули жизнь. Я ожидал большего от своего любимого актёра Владимира Зайцева. На сцене только два полюса, их образуют два движителя, два сильных актёра – Виталий Игнатенко и Николай Парасич. Тётка Атуева теряется ввиду своей пресности, у Расплюева-Леонова лучше получаются комические нотки, нежели драматические, а ведь должно быть наоборот. (С чего холодному светскому красавцу связываться с клоуном? Какие дела тот станет за него решать?) Очень хорош помещик Нелькин – Олег Марковкин: угрюмый влюблённый как раз придаёт женитьбе яркость и убедительность, усиливает драматизм происходящего обмана.
Если говорить о маленьких ролях, то на сцене потрясающе держится Павел Пирожков – тот самый купец Щебнев, что желает занести Михайло Василича в "книжечку". Павел очень органичен. Он привносит лёгкость, кураж, водевильность. У Павла ещё одна маленькая роль – безымянного мужика из людской. Он и тут ярок и искромётен. Расплюев растолковывает "мужикам" фокус с булавкой, а те, стоя спиной к залу, гогочут и дивятся – вот блеск! Один из этих простаков – Павел.
Вот, собственно, ради таких встреч и открытий и стоит ходить в театр! Кстати, на премьеру пришла замечательная публика, хоть и не было аншлага, – чуткая, умная, любящая театр.
Виталий Игнатенко в новой роли брутален, загадочен, гладок, импозантен. Дамы в задних рядах вздыхают, когда он гордо поднимает голову и начинает расхаживать по сцене в своей шинели. Его взгляд затуманен, он видит дальше нас всех, в нём присутствуют харизма и сила – такой способен увлечь кого угодно. Этакий дуче.
Демонически хорош в "полицейском" эпизоде Артём Быстров, как всегда, импозантен Денис Кулешов (его ростовщик и спас судьбу главной героини). Чудо как трогателен патриарх Камерного Николай Петрович Парасич, ему можно смело вручать премию от аграриев за разработку темы любви к земле. Настоящую классическую инженю сыграла Валентина Родницкая… Остроумное решение сценического пространства, замечательные костюмы На¬тальи Зубович, прекрасная деталь – шапки, вот уж действительно с головой выдающие провинциальность героев. Странную музыку подобрал Влад Макаров, временами кажется, что вот-вот запоёт Том Вейтс.
В заключение – как я понимаю авторское название. (Пусть режиссёр просит мне эту импровизацию.)
Дремучая малограмотная страна мечтает о лидерах, чьи сильные руки вытянут её из трясины. Заработал себе – заработает и нам, грезят обыватели. (На деле же ограбил вас, ограбит и ваших детей.) "Кречинского!" – ревут развалившиеся от старости стадионы и выродившиеся толпы. "Кречинского!" – требует Россия и как будто готова играть в предлагаемые игры, будь то нанотехнологии, поддержка банковской системы или военная реформа.
Явившегося прохвоста любят почти все, кроме угрюмого девственника-соседа. Даже искушённого агрария Муромского Михаил Васильевич взял за фалды. Все рады обманываться. В такой ситуации их может спасти от ещё большей беды очевидное зло, вроде вскрывшего заклад ростовщика – на ум, порядочность и добродетель рассчитывать больше не приходится. Такая вот трагикомедия.
Подводя черту, хочется сказать, что Камерный театр – живой, он развивается, и ему под силу решать новые сложные задачи.