Итоги месяца спецоперации: мнения военных экспертов
Исполнился месяц со дня начала российской военной спецоперации на Украине. Сегодня некоторые аналитики диванных войск, упражняясь в остроумии, вспоминают высказывание герцога из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»: «Война – это не покер», печально констатируя, что «мы не готовы к войне»…
Полноте, господа! Прошедший месяц показал, что наша армия реально является одной из лучших армий мира. И, несомненно, – самой гуманной армией.
Или вы ожидали блицкрига в три – пять дней, чтобы можно было победно рапортовать о полной демилитаризации и денацификации Украины? Так этого изначально никто и не обещал, потому что было ясно, что нашим войскам предстоит тяжелейшая и, не побоюсь этого сравнения, филигранная работа по зачистке украинских городов и сёл от нацистской нечисти.
О нашем враге
Что я имею в виду? У нас почему-то до сих пор стесняются говорить, что до начала событий 24 февраля украинская армия являлась второй по величине армией в Европе, уступая только Вооружённым силам Российской Федерации.
По состоянию на ноябрь прошлого года армия Украины являлась «одной из мощнейших военных организаций стран Европы. В Старом Свете наши соседи отметились третьим местом по величине процентной доли ВВП, выделяемой на оборонные расходы. Военный бюджет Украины на 2021 год, со ссылкой на Global Firepower – 2021 World Military Strength Rankings, составляет 5,22 миллиарда долларов США».
Как утверждают военные эксперты, на ноябрь прошлого года «вооружённые силы Украины насчитывали 1 245 000 человек, что составляет 2,8% от общей численности населения. Из этого количества непосредственно вооружённые силы состоят из 255 000 действующих военнослужащих, 900 000 содержатся в резерве, и 90 000 человек проходят службу в военизированных формированиях».
Украинская армия была третьей по численности армией Европы после российской и турецкой армий.
Задолго до событий конца февраля соседняя с нами страна была, что называется, под завязку напичкана оружием. По данным militarist-info, на суше «незалежная» содержала мобильные силы из 2 430 танков. Бронетехника, а именно бронетранспортёры, боевые машины пехоты и бронеавтомобили, – 11 435 единиц. Самоходные артиллерийские установки – 785 штук, полевая артиллерия – 2 040 стволов. Ракетные установки залпового огня (преимущественно системы «Град») – 550 единиц.
Авиация «жёлто-голубого цвета» включала в себя 285 самолётов общего назначения, 42 истребителя, 111 вертолётов, 34 боевых вертолёта, 71 учебная авиационная единица, 31 транспортный самолёт, 25 штурмовиков, 5 самолётов специального назначения.
Флот Украины составлял более 50 боевых и десантных кораблей, катеров, вспомогательных и специальных судов. Флагманом являлся фрегат «Гетман Сагайдачный».
Плюс к этому нынешняя украинская власть, фактически не скрываясь, разрабатывала ядерное и биологическое оружие.
Не будем забывать и о том, что за минувший месяц только США поставили на Украину оружия на 2 млрд долларов.
Ничуть не пиарю военную мощь нашего противника, но совершенно очевидно, что недооценивать её было для нашей страны смертельно опасно. Недаром президент прямо обозначил одной из двух главных целей военной спецоперации демилитаризацию Украины.
Принципиальные моменты
Что мы имеем на сегодняшний день? Давайте прежде всего обозначим несколько принципиально важных моментов.
Первое. Российская армия за этот месяц продемонстрировала высочайший моральный и боевой дух. У России действительно высокопрофессиональная и мощная армия, которой страна может гордиться и которая способна реально защитить интересы Отечества.
В кратчайшие сроки, отмечают специалисты, «было завоёвано господство в воздухе, несмотря на то что украинские ВВС и ПВО по факту управлялись и наводились подразделениями НАТО из Польши. Достижение превосходства в воздухе стало одной из важнейших чисто военных побед, и недаром всё это время Киев требует от НАТО установить «бесполётную зону».
Выполнено большинство из поставленных задач, а на некоторых участках фронта продвижение опережало сроки. Прекрасно показало себя применение дальнобойного высокоточного оружия, тем более что в условиях плотной городской застройки это было критически важно».
Второе. Была продемонстрирована всем нашим врагам и «партнёрам» реальная мощь новейших вооружений Российской армии. «Россия продемонстрировала поистине выдающиеся возможности своих особых военных инструментов так называемой длинной руки: «Дальнобойные высокоточные средства поражения, в частности ракеты «Калибр», стали главной ударной силой в ходе спецоперации. Выяснилось, что в распоряжении российских Вооружённых сил таких ракет – тысячи. Без применения такого рода вооружений чисто военные результаты операции на данный момент могли быть гораздо более скромными.
Впервые в истории зафиксировано боевое применение гиперзвукового оружия – знаменитой ракеты «Кинжал», и это стало очень прозрачным намёком нашим западным партнёрам. Даже президент США Байден лично отметил это событие, признав, что «Кинжал» «невозможно перехватить».
Широчайшее применение в данном военном конфликте нашли и российские беспилотники. Можно сказать, что на наших глазах рождаются новые принципы, новая тактика применения российских Вооружённых сил, и тактика эта прямо связана с искусством массового использования беспилотных летательных аппаратов.
Третье. Наша армия показала как мужество и массовый героизм военнослужащих, так и чёткое умение планировать оперативные боевые действия. Яркий пример тому – дерзкий захват и оборона Гостомеля (аэродрома компании «Антонов») силами ВДВ России, в ходе которого 200 десантников мастерски совершили скрытное десантирование на аэродром в светлое время суток и удерживали его в течение 24 часов, ведя бой с противником, в несколько раз превышающим их по численности. Все военные специалисты в один голос говорят, что Гостомельский десант войдёт в военную историю и военные учебники.
Четвёртое. Наши военные выполняют буквально филигранную, очень бережную, насколько это возможно в условиях боевой операции, работу. Они максимально берегут мирных жителей украинских городов и сёл.
Не будем забывать и то, что именно благодаря слаженным и умелым, чётко выверенным действиям наших военных удалось предотвратить попадание в руки озверевших нацбатов ядерных объектов на Украине. А ведь там, на Украине, работают сегодня четыре атомных электростанции с 15 энергоблоками!
Военные аналитики по итогам этого месяца спецоперации отмечают: «Изначальный план, направленный на окружение крупных украинских группировок и блокаду городов, подтвердил свою достаточность. По ходу боевых действий в ряде случаев пришлось менять тактику и даже стратегию поведения на отдельных участках фронта, что называется, «учиться по ходу». Возможно, часть таких тактических корректировок связана с политическими, а не с чисто военными обстоятельствами, и они могут ещё корректироваться не один раз.
Ещё один важный результат чёткой и успешной работы нашей армии: ликвидирована шестилетняя водная блокада Крыма, которую устроили украинские нацисты, перекрыв Северо-Крымский канал.
Немалые успехи достигнуты и на Донецком направлении. Практически полностью освобождена Луганская Народная Республика. «На участке ДНР сложнее в силу того, что именно на этот отрезок приходилось большинство из 120-тысячного контингента ВСУ и нацбатов», – отмечают военные обозреватели. Говорят, что и освобождение Мариуполя – это вопрос нескольких дней: «Проблема Мариуполя не только в его площади (один только завод «Азовсталь» – почти 11 кв. км) и численности гражданского населения, но и в его символическом значении. Между тем окончательное освобождение города позволит открыть прямое транспортное сообщение Донбасса с Крымом».
Им надо воевать, а не жить…
А что же украинская сторона? Военный историк, специалист по вооружённым конфликтам на постсоветском пространстве Евгений Норин так прокомментировал ход военной спецоперации порталу Украина.ру: «Да, у нас, у России армия сильнее, но противник нас превосходит в численности за счёт мобилизации и нагнанной территориальной обороны. Так что группировка противника очень большая, и её физически трудно убить». При этом противник, пояснил эксперт, действует по принципу «нам надо воевать, а не жить»: вовсю использует гражданское население и гражданские объекты для прикрытия. Да, Украина слабее, признал Норин, но, в отличие от России, она реально ведёт тотальную войну. Войну на уничтожение, в том числе – и своего мирного населения, которое стало заложником озверевших нацистов.
А вот мнение военного эксперта Владислава Шурыгина: «Мы сами взяли на себя несколько обязательств. Главное из них – сохранить жизни мирных жителей. Украинская армия, напротив, взяла на себя повышенные обязательства по уничтожению гражданского населения, например, в Донецке. Плюс ВСУ использует мирных жителей как живой щит. Все крупные города, которые нами блокированы, превращены в концлагеря, где вооружённые силы Украины выполняют роль СС-охраны, не выпуская никого. Простой пример – Мариуполь. Когда наши войска уничтожили блок-посты на выходе из города, всего за день оттуда выехало больше двух тысяч человек. А перед этим в течение недели кое-как выбирались по 10–15 человек. Как говорится, почувствуйте разницу!».
И ещё мнение этого военного эксперта: «Надо понимать, стремясь сохранить жизни и военных, и гражданских, мы никуда не торопимся. Ещё один важный фактор: мы действуем ограниченным контингентом – около 150 тысяч человек контрактников и офицеров. И эти силы вполне сопоставимы по численности с украинской армией. Да, у нас есть существенное техническое превосходство, но нет существенного превосходства численного. Между тем, согласно военной науке, численность атакующих должна быть минимум втрое выше численности обороняющихся. У нас такого перевеса нет, потому что это не война, а именно спецоперация. И она вполне успешна. Мы не только уничтожили большую часть военной инфраструктуры Украины, но и обездвижили ВСУ. Украинские части просто не в состоянии организовать контрнаступление. Сейчас мы «расковыриваем» донбасскую группировку противника, которая восемь лет окапывалась, и берём Мариуполь. Это две главные задачи. Выполнив их, можно приступить к выполнению следующих».
На поле боя родились солдаты
И в завершение этого обзора – ещё одно принципиально важное мнение опытного военного аналитика: «Скажу в итоге одно, после месяца боевых действий появилось самое главное: на поле боя родились солдаты, которым нравится воевать. Подобные бойцы – основа основ любой воюющей, а не парадной армии. Их не воспитать в мирных казармах, на парадах или учениях, такие солдаты рождаются только на полях сражений». И потому можно не сомневаться, что победа будет за нами. Тем более, что наше дело – правое!
Коллаж: Сергей Мирошниченко
Игорь Красновский