Быть или не быть учителем – вот в чём вопрос…
Новости

Быть или не быть учителем – вот в чём вопрос…

17 марта 2022 года в 17:50

Вопрос нехватки педагогических кадров остаётся острым на протяжении уже многих лет и характерен для большинства регионов России, не только для Смоленской области. Учителя отмечают, что с каждым годом работать в школе всё труднее, говорят о сравнительно невысокой заработной плате в совокупности с большой нагрузкой. Мы не отрицаем наличие проблемы, но в этой статье нам хотелось бы рассказать о позитивном и даже вдохновляющем опыте работы. Мы встретились с молодым учителем русского языка и литературы средней школы № 24 города Смоленска Ольгой ЧЕРНЫШЕВОЙ. Девушка является студенткой 4-го курса филологического факультета СмолГУ и успешно совмещает работу и учёбу.

Не всё равно

– Здравствуйте, Ольга! Приятно видеть такие юные лица среди преподавателей. Скажите, почему вы решили стать учителем?

– Любовь к литературе мне привили родители. И, читая произведения, я всегда обращала внимание на логику языка: например, почему та же запятая ставится именно здесь, а не в другом месте. Если честно, изначально я не собиралась поступать на педагогическое направление, хотя многие мне говорили: «Дети к тебе тянутся, это твоё!» Мне хотелось стать актрисой, но судьба распорядилась иначе, и я попала на заочное отделение филологического факультета Смоленского государственного университета. Абсолютно уверена, что для меня это был самый лучший исход.

В конце мая 2021 года мне стало известно, что моей родной 24-й школе требуется учитель русского языка. Зная, что я учусь на филологическом, директор пригласила меня на собеседование. Мне было очень страшно идти работать: я такой человек, что если что-то делаю, то мне нужно сделать максимально хорошо, насколько это возможно, и даже лучше. И для меня самый главный страх был – не научить детей. В голове крутилась мысль: «Я молодая, двадцать лет, чему я их могу научить?» Директор сказала: «Раз боишься, значит, тебе не всё равно, значит, всё будет хорошо».

– Ваши страхи оправдались?

– Мне дали тридцать часов в неделю. Это довольно много для начинающего учителя. Кроме того, помимо пятых и шестых классов мне достались восьмые и девятые. А это ребята, которые хорошо помнят меня ещё школьницей, и к страху «не научить» добавился страх, что меня не будут воспринимать как учителя.

Но, оказалось, я абсолютно зря боялась. Я смогла найти общий язык и с маленькими детьми, и с детьми постарше. А если мне не хватает знаний по какому-то вопросу, я обращаюсь к своим коллегам, иногда советуюсь с одногруппниками. Со мной вместе учатся девочки, которые уже со второго курса преподают.

Тепличные условия

– Когда студенты проходят педагогическую практику, у них есть учителя-кураторы, которые присутствуют на уроках, могут в нужный момент поддержать или подкорректировать. Но, насколько я понимаю, вы пришли в школу ещё до того, как у вас была практика в университете. Каково это?

– Наверно, то, что я не проходила практику, а сразу пошла преподавать, даже лучше, потому что во время прохождения практики для студента создаются тепличные условия: его подстрахуют, спасут, всё будет идеально. И поэтому многие относятся к ней немножко расслабленно. Это похоже на дни самоуправления в школе: да, через них ты лучше начинаешь понимать особенности педагогической деятельности, но на следующем уроке учитель всё равно будет заново объяснять этот материал.

Когда ты уже сам учитель, становится понятно, что никто за тебя и после тебя ничего объяснять не будет. Ты «без страховки». Ты и только ты ответствен за то, чтобы дети получили знания. И поэтому изначально нужно держать себя в форме.

– Одно дело самому грамотно писать, и совсем другое доступно объяснить школьнику, почему в данном случае пишется именно так. Вы ещё не закончили обучение в вузе, и, получается, чтобы работать с детьми, многие вещи вам нужно изучать самостоятельно. Ведь не скажешь же детям: «Мы это не проходили». Как вы справляетесь с этой задачей?

– Заочники – это, в принципе, люди, которые самостоятельно изучают материал. Беру книги и разбираюсь. Какие-то моменты могу спросить у своего преподавателя Екатерины Сергеевны Луньковой. На данный момент ещё ни разу не было такого случая, чтобы я не знала ответа на вопрос ученика.

– Пятый и шестой классы – это ежедневные проверки тетрадей. А когда в классе много учеников – это большой объём работы. Как вы с этим справляетесь?

– Проверять каждый день нужно много, это правда. Но сама проверка тетрадей для меня не является чем-то трудным. По-настоящему сложным для меня поначалу было поставить «тройку». Рука не поднималась. Я просто вспоминала себя в пятом классе. Для меня «тройка» была чем-то ужасным! И будучи уже учителем, я всеми силами пыталась натянуть ученику эту «четвёрку», закрывала глаза на недочёты. Так хотелось, чтобы у детей были хорошие отметки. Но потом пришло осознание, что это несправедливо по отношению к ребёнку, который заслуженно получил «четыре». И вообще, оценка – это не приговор. Поэтому сейчас стараюсь включить холодную голову. «Три» – значит, «три». Лучше я тихонечко подзову школьника и объясню ему его ошибки, скажу, что нужно подтянуть. «Тройка» – это стимул выучить, постараться, подготовиться.

Ожидание и реальность

– Как вы думаете, хорошая ли эта идея – разрешить работать в школе студентам? Может быть, стоит подпускать к работе только дипломированных специалистов?

– Во время обучения в университете у студентов складываются довольно абстрактные представления о школе, они плохо понимают свою будущую профессию.

Ребята учатся пять лет, приходят в школу, и у них шок: «а… это вот так вот, что ли?» У многих рушится мир. Оказывается, что они воспринимали работу учителя совсем иной и не готовы к реальности. Наиболее адекватно воспринимать деятельность учителя ты можешь, только если взаимодействуешь с детьми в течение всего периода обучения в университете. Поэтому здорово, если студентов будут отправлять вожатыми в детские лагеря. Может быть, было бы неплохо, если уже с первых курсов будущие педагоги проходили бы практику в качестве старшего вожатого или помощника классного руководителя. Взаимодействие на всех этапах обучения очень важно – это точно.

Многие мои знакомые говорят: «Ай, ну что там учителем работать – это ж легко! Полдня поговорил и потом отдыхаешь». Но работа учителя не заканчивается с окончанием уроков, она продолжается и дома. Та же подготовка к урокам, те же проверки тетрадей, то же самообразование. А учитель обязательно должен развиваться!

Учителем быть так же тяжело, как инженером или врачом. Ты постоянно отдаёшь детям свою энергию – не можешь не отдавать. И хорошо, если обратно получаешь. Мне, наверно, повезло в том плане, что я смогла наладить с детьми обратную связь: я им отдаю и взамен тоже получаю.

Я иногда прихожу в школу с ужасным настроением, ничего не хочется. Но захожу в класс – и куда-то всё улетучивается.

– Помогает ли вам театральный опыт на уроках?

– Разумеется! Опыт выступлений очень помогает: отсутствует боязнь стоять перед детьми, нет трясущихся коленок. Я разговариваю с девочками, которые тоже только пришли работать в школу первый год, и они рассказывают о неуверенности в себе, дрожащем голосе и растерянности перед таким количеством учеников. А для меня урок как спектакль, только выступаю я не с литературным произведением, а с теоретическим материалом.

Когда ты на сцене, тебе нужно до зрителя донести все эмоции через проживание героя. В театре публика всегда разная. В школе же публика каждый день одна и та же, но тебе всегда нужно быть интересным. И всегда нужно держать внимание на себе. Здесь ты не должен проживать роль, затрагивать какими-то переживаниями, но нужно удивлять детей подачей материала, методами, применяемыми на уроке.

Не навреди

– Когда вы почувствовали себя настоящим педагогом?

– В первый месяц я приходила в школу с мыслями о том, что я ужасный учитель и мне нечего делать в школе. Но однажды дети спросили: «Ольга Сергеевна, вы же от нас не уйдёте? Вы же нас до одиннадцатого класса доучите?» Вот эта фраза дала понять, что я на правильном пути, что я могу быть педагогом, что всё хорошо. Наверно, осознание того, что ты находишься на своём месте, это самое важное событие в жизни начинающего учителя. Я даже думала, что если решу уходить, мне будет очень сложно это сделать именно из-за детей. Потому что я к ним уже очень привязалась.

– Думаете, работать в школе – это ваше призвание?

– Я думаю, что не стоит планировать наперёд. На данный момент мне интересно в школе, мне действительно нравится. Но я боюсь, что настанет день, когда работа перестанет доставлять мне удовольствие и моё неудовлетворение начнёт выливаться на детей. Старейший принцип медицинской этики «Не навреди». Я думаю, учителей это тоже касается. Мне бы очень не хотелось навредить детям. Ведь важно не только знания дать, но и воспитать гармоничную личность. Дети мне стали настолько дороги за эти несколько месяцев. Я могу на них ворчать, говорить, что они двоечники, но как их не любить?

Вместо эпилога. Учитель об учителе

После такой позитивной беседы с Ольгой Чернышевой нам захотелось узнать, а что же думают опытные учителя о молодых коллегах. И мы побеседовали с директором школы № 24 Еленой Владимировной БОТУЛЕВОЙ.

– Когда к нам приходят на работу молодые специалисты, это как новая волна, как глоток свежего воздуха. Студенты, которые оканчивают Смоленский государственный университет, получают достаточно хорошие теоретические и практические знания и успешно применяют их в работе. Тесная связь между школой и вузом очень важна, потому что запросы школы и теоретическая подготовка студентов всегда должны быть взаимосвязаны, без этого диалог невозможен. К нам на практику приходят много студентов с естественно-географического, филологического и психолого-педагогического факультетов. Мы всегда очень рады их приходу, потому что совместная работа опытного педагога и педагога начинающего позволяет увидеть, что нового можно реализовать, это сотрудничество позволяет добиться хороших результатов. И очень приятно, когда выпускники нашей школы приходят к нам работать. Это говорит о том, что школа воспитала определённые нравственные качества, которые позволяют выбрать профессию педагога, выбрать направление деятельности, связанное с работой с детьми. Ольга Сергеевна Чернышева пришла к нам работать в этом учебном году. Видна её целеустремлённость, заинтересованность, видно, что у неё получается найти контакт с учениками. Я думаю, что это позволит ей и успешно окончить СмолГУ, и в то же время накопить опыт педагогического мастерства, вырасти в профессиональном плане.

Фото: из архива Ольги ЧЕРНЫШЕВОЙ

Мария ЛЕДОВСКАЯ

В Смоленске пройдет концерт, посвященный принятию Крыма и Севастополя в состав России
Владимир Путин проинформировал президента Турции о ходе переговоров с Украиной