Научить быть Человеком
Новости

Научить быть Человеком

13 марта 2022 года в 10:20

«В деревенской избе играло солнце. Варвара Николаевна, возясь у печи, не услышала, как дочь Люда вошла в дом и села на лавку. Неожиданно раздались рыдания девочки: «Мама, почему так? У подружки (она назвала её имя) новая кофта, такая красивая, розовая с рукавчиками-фонариками. А я хожу в обносках, у меня всё из старья перешивается!»

Варвара Николаевна, бросив ухват, подошла к дочери и наотмашь ударила её по щеке. Потом запричитала: «Прости меня, Господи! Какое несчастье: моя дочь – завистница!» И заплакала.

Казалось, солнце зашло за набежавшую тучу, в избе потемнело. А мать продолжала: «Я тебя ни разу в жизни пальцем не тронула. Ты ведь не пришла и не сказала: «Мама, какая радость – у подружки новая кофта! Ты не порадовалась, ты позавидовала! Какое несчастье!» Они обе стояли на коленях друг перед другом – мать и дочь. Потом просили друг у друга прощения. И солнечные зайчики вновь забегали по стенам избы. Девочка поклялась: никогда никому в жизни не завидовать…

Она прожила долгую жизнь. И слово своё, данное матери там, в Жибрикове, на своей малой родине, сдержала».

По заветам мамы

Этот драматический эпизод – не выдумка (за исключением, может быть, солнечных зайчиков, хотя кто знает…), он взят из жизни. Я и студенты актёрского курса Смоленского института искусств (2004–2008 гг.) услышали его от Людмилы Ивановны Касаткиной, народной артистки СССР, актрисы театра и кино, легенды нашего отечественного искусства. В те годы она и её муж Сергей Николаевич Колосов, народный артист СССР, выдающийся режиссёр и педагог, являлись профессорами-консультантами этого первого курса СГИИ – будущих актёров театра и кино.

Всё, что случилось в детстве с великой актрисой, студенты слышали из её уст. Она, не скрывая своих ошибок, откровенно рассказывала о них своим питомцам-цыплятам, предостерегая их от негатива в жизни, переживая за их судьбы, наставляя и помогая преодолеть сложности, соблазны, компромиссы, которые неизбежны в творчестве и искусстве, особенно в актёрской профессии.

Людмила Ивановна учила ребят признавать свои ошибки, стараясь не унывать, а исправлять их. Она умела просить прощения и умела прощать – и студентов учила тому же. Ненавидела ложь. Помню, как она неоднократно повторяла:

«Благодарите своих врагов и недоброжелателей – они вам скажут больше правды, чем друзья, которые побоятся огорчить, расстроить (просто, любя вас, будут необъективны)». Учила мужественно принимать замечания (особенно в профессиональной деятельности), уметь проигрывать. Не любила лести.

Начав свою заметку с эпизода, связанного с детскими годами Л.И. Касаткиной, добавлю: она до конца своих дней помнила жизненные уроки своей мамы. «Я никогда не обижалась на родителей, – говорила актриса. – Моя мама была простой деревенской женщиной, но сумела вложить в меня те жизненные принципы, ценностные сокровища, без которых человек не может стать Человеком. Благодаря маминой «науке», её советам, её поведению в жизни моё сердце всегда открыто для сострадания, милосердия, жалости. Это мама научила меня чувствовать чужую боль как свою, научила быть терпеливой, никогда не жаловаться, приходить на помощь к тому, кто нуждается в этом. И приучила меня к труду».

Гроздь винограда и халва

Отношения Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича были всегда трогательными, гармоничными, красивыми.
Вспоминается рассказ актрисы об оригинальном букете, который она получила от тогда ещё студента режиссёрского факультета ГИТИСа Сергея Колосова, – это была гроздь винограда! «Букет» был необычным, а потому памятным и запечатлелся в сердце на всю жизнь.

Однажды Людмила Ивановна, будучи в Смоленске, попросила меня помочь ей купить подарок для Сергея Николаевича. Мы отправились... в Пушкинский гастроном. Продавцы, увидев знаменитую актрису, не верили своим глазам: «Это вы?!» Она отвечала просто: «Это – я». «Что вы хотите?» – следовал вопрос. Ответ Людмилы Ивановны приводил в недоумение: «Мне нужно любимое лакомство моего мужа, в Москве его не достать, – простая подсолнечная халва». Как она ликовала, получив просимое: «Порадую Сергея Николаевича!»

Наверное, сегодняшние молодые люди отнесутся с иронией к моим рассказам: «Ну и что? Ну халва. Её так сейчас много – и с арахисом, и с изюмом, и с тмином…» А поколение Людмилы Ивановны и Сергея Николаевича меня поймёт. Не сомневаюсь.

Эти эпизоды вызывают восхищение, уважение, настраивая на лирический лад, о чём сказал поэт: «Продлись, продлись очарованье!»

«Мужу нужно уступать»

Помнятся студенческие репетиции сцены из комедии Шекспира «Укрощение строптивой». Людмила Ивановна и Сергей Николаевич советовали исполнителям ролей Катарины (Настя Клецова) и Петруччио (Олег Кудрявцев) сочинить биографию героев, тогда легче будет выстраивать их «схватку». И, конечно, ни в коем случае в данном отрывке нельзя применять грубые физические действия: ударить, повалить на пол, дойти до драки, – это не та эпоха, тогда преклонялись перед женщиной! «Из этой пьесы я вынесла то, что мужу нужно уступать», – призналась Людмила Ивановна (когда-то она великолепно сыграла роль Катарины в фильме С.Н. Колосова «Укрощение строптивой», получив главный приз международного кинофестиваля).

Однажды она поделилась с нами одним потрясшим её диалогом: «Представляете, мне задают вопрос: неужели вам никто из мужчин, кроме Сергея Николаевича, не нравился?» «Нет», – последовал ответ Людмилы Ивановны. Собеседник был разочарован: «Так вам перед смертью и вспомнить будет не о ком». Она не обиделась, а, улыбнувшись, сказала: «Но почему же? Я буду вспоминать о Серёже».

Они и ушли в мир иной почти одновременно: 11 февраля 2012 года – Сергей Николаевич, а через 11 дней, 22 февраля, – Людмила Ивановна. Удивительно, она покинула этот мир вслед за своим драгоценным мужем накануне любимого ими праздника – Дня защитника Отечества. 65 лет (!) Людмила Ивановна прослужила в Театре Армии. Кстати, 1 декабря 2021 года выдающемуся режиссёру С.Н. Колосову исполнилось бы 100 лет.

Каждая роль – ступенька

Следует сказать, что в творчестве Л.И. Касаткиной и С.Н. Колосова нет проходных фильмов, спектаклей, ролей. Нет халтуры, нет компромиссов, оправдывающих «случайные» названия в творческой биографии. «Каждая роль, каждый фильм или спектакль – ступенька к духовному возрастанию, к тому, чтобы стать Человеком» – это было твёрдым убеждением великих мастеров и педагогов Л.И. Касаткиной и С.Н. Колосова.

Тех же принципов придерживался и Виктор Леонидович Прокопов – руководитель актёрского курса и главный режиссёр драматического театра.

Перечитывая свои записи тех лет, вижу, как серьёзны были поиски драматургического материала, предполагаемого для постановки на сцене с участием студентов, как скрупулёзно шёл отбор литературной основы для дипломных спектаклей. Важно было не только выбрать интересный, оригинальный, эффектный материал, но (и это в первую очередь) чтобы в нём был обязательно воспитательный элемент, то самое нравственное начало, которое научит будущего актёра «быть Человеком».

Когда-то великий К.С. Станиславский (автор знаменитой «системы») писал: «Ничто не может запечатлеть и передать потомству те внутренние ходы чувства, те сознательные пути к вратам бессознательного, которые одни только составляют истинную основу искусства театра. Это – область живой традиции. Это – факел, который может быть передан только из рук в руки, и не со сцены, а лишь путём преподавания, путём открывания тайн, с одной стороны, упорного и вдохновенного труда для восприятия этих тайн – с другой…»

На первый взгляд может показаться, что речь идёт лишь о сугубо специфических основах актёрской профессии. Но без воспитания человеческих качеств, без этических норм в формировании будущего актёра добиться этого невозможно.

Прочтите замечательную работу «Этика» К.С. Станиславского, великого режиссёра, актёра, реформатора русской сцены, – и вам многое станет понятным. Нельзя нести «грязь» на сцену, в театр, вообще в искусство. Константин Сергеевич даже считал, что зрителям нельзя пятки показывать, а входя в театр, грязную обувь советовал (более того – требовал!) оставлять за порогом. Как далеки те времена!

О «новой» нравственности

Вернусь к дипломным спектаклям. Сказка «Аленький цветочек» и водевиль «Беда от нежного сердца» сразу были приняты педагогами и студентами, репетиции шли довольно легко. Сложность возникла с третьим названием. Поиски затягивались, а время летело, стремительно диктуя свои права. И вдруг мне неожиданно вспомнился Борис Львович Васильев, творческая встреча с ним, организованная ещё в 80-х годах по линии Всероссийского театрального общества. Пронзительны были его воспоминания о довоенном Смоленске, рассказы, связанные с Великой Отечественной войной.

Стала перечитывать эти потрясающие произведения. И вот – повесть о юности «Завтра была война». И что удивительно: все образы героев, их характеры, особенности поступков – всё будто бы создавалось автором для наших ребят, студентов первого смоленского актёрского выпуска! Виктору Леонидовичу выбор пришёлся по душе. Сергей Николаевич и Людмила Ивановна были рады такому решению: Б.Л. Васильев – писатель, творчество которого они ставили очень высоко.

И мы вместе с ребятами погрузились в изучение биографии автора повести – нашего великого земляка Бориса Львовича Васильева, фото и видеоматериалы о довоенном Смоленске, газеты 1939–40 годов... Работая над спектаклем, мы сами становились другими, а иначе «диалог» с героями повести был бы невозможен. Большую помощь, конечно, оказали и воспоминания Сергея Николаевича и Людмилы Ивановны. В творческом дневнике 2007–2008 годов, периода наших репетиций, записано: «Сегодня часто можно слышать о «новой» нравственности. Какой? Основанной на эгоцентризме, уничтожении в человеке человеческого, на заманчивых призывах: «Ты лучший! Живи сегодняшним днём, расслабься, наслаждайся»?! Нравственность не может быть новой или старой. Она или есть, или её нет (тогда это безнравственность)».

В.Л. Прокопову при консультативной помощи С.Н. Колосова и Л.И. Касаткиной удалось создать потрясающий спектакль – почти без внешних эффектов, но твёрдый и проникновенный, надолго оставляющий щемящее чувство в душе. «Завтра была война» – спектакль-призыв к возврату нравственных ориентиров, без которых жизнь принимает уродливые формы, к возврату в современную жизнь такого понятия, как совесть, без которой не может быть выздоровления нации.

Небесный покровитель

Теперь немного о другом. Хотя, наверное, продолжение того же. Каждый раз, приезжая в Смоленск, Людмила Ивановна находила время для посещения смоленского Успенского кафедрального собора. Меня она всегда просила сопровождать её, что я делала с большой радостью. Она подолгу стояла в молитвенном настроении у «Одигитрии». «Наша смоленская «Путеводительница» – самая красивая в мире, – как-то сказала Людмила Ивановна. – Говорю даже не о внешней стороне, хотя это, безусловно, присутствует, а о внутреннем свете, который исходит от Неё. Она – живая, Она даёт жизненные силы».

По просьбе Людмилы Ивановны настоятель собора о. Михаил Горовой выносил из алтаря икону святого равноапостольного Николая, архиепископа Японского (теперь этот образ находится на солее) – к нему у неё было особое отношение. Людмила Ивановна благоговейно прикладывалась к святыне. Однажды она сказала мне о том, что святитель Японский бережно хранил икону Божией Матери «Одигитрия Смоленская» как память о родине, её благословение. Когда святого в 1912 году провожали в последний путь, перед гробом несли смоленскую святыню – «Путеводительницу». «Мне об этом рассказывали японцы», – пояснила Людмила Ивановна. А потом добавила: «Как они меня тепло принимали, как родного человека…» Тогда я подумала: ничего удивительного, ведь Л.И. Касаткина – известная личность, фильмы с её участием с успехом идут во всём мире.

В последний приезд в Смоленск Людмила Ивановна долго не хотела уходить из собора. Приложилась к образам, потом села на лавочку напротив иконы «Одигитрия». Звучало трогательное пение – шла лития. Встав, Людмила Ивановна подошла к чудотворной иконе св. прп. Серафима Саровского и, прислушиваясь к молитвам, тихо сказала: «Вы знаете, Людмила Степановна, почему я так долго живу? За меня молится ТАМ мой Небесный покровитель – святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, мой дальний родственник по отцовской линии…» Ещё она добавила, что мечтает о составлении родословной Касаткиных.

И меня будто обожгло: ведь святой просветитель Японии – в миру Иван Дмитриевич Касаткин! Я же читала о нём. Он уроженец села Берёза Бельского уезда Смоленской губернии (теперь это Тверская область). В 1860 году будущий святой принял постриг с наречением ему имени «Николай», вскоре был посвящён в иеромонаха и стал иноком-миссионером.

Позже Святейший Синод принял решение о создании Русской Духовной миссии и назначил её начальником о. Николая, возведённого в сан архимандрита. А в 1880 году в Петербурге в Александро-Невской лавре состоялась его хиротония во епископа Токийского.

«Звёзды – на небе!»

…Людмила Ивановна Касаткина родилась в дер. Жибриково, Новое Село, в десяти километрах от Вязьмы. Когда-то там был дивный храм во имя Рождества Христова, построенный в 1786 году С.Н. Салтыковым. Возможно, в нём и крестили Люду Касаткину. В 1942-м храм уничтожили. Он сохранился лишь на картине художницы С.А. Голенищевой-Кутузовой. Людмила Ивановна любила свою малую родину, гордилась ею, часто повторяла: «Меня вяземская земля родила!»
…Более десяти лет прошло с тех наших встреч с Людмилой Ивановной и Сергеем Николаевичем, но всё хранится в памяти, словно было вчера…

Когда Людмиле Ивановне сообщили, что планируют в рамках смоленского кинофестиваля напротив кинотеатра открыть «звезду» её имени, она была категорически против: «Что? По мне будут ходить? Нет! Звёзды – на небе!»
Село Берёза, где родился св. равноапостольный Николай Японский, и Новое Село, где появилась на свет Л.И. Касаткина, будущая легенда отечественного искусства, находятся недалеко друг от друга. На месте первого теперь стоит пятиметровый крест с надписями на русском и японском языках, а недалеко от деревни Берёза, в п. Мирный, возведён двухъярусный храм. На месте второго – поле… А над всем этим – бескрайнее небо России.

Фото: из архива Людмилы Лисюковой и Анастасии Клецовой

Людмила ЛИСЮКОВА, заслуженная артистка России,

в 2004–2008 гг. куратор курса и преподаватель

актёрского мастерства СГИИ

У компании VK готовы все инструменты для запуска и развития бизнеса онлайн
Минобороны: Авиация и ПВО ВСК России сбили украинский Су-24 и два беспилотника