68 лет на сцене
26 февраля исполнилось 75 лет Анатолию ПОЛОЗЕНКО – заслуженному артисту России, танцовщику, балетмейстеру, педагогу, человеку с интересным и насыщенным жизненным путём. Несколько лет он работал преподавателем-хореографом в училище вьетнамского Хошимина, в 2004 году, по возвращении в Смоленск, который к тому времени уже стал родным, основал шоу-балет «Золотые купола» при культурном центре «Губернский», а в 2010 году – студию чечётки «MixTap». О секретах профессионального успеха, своей творческой судьбе и знакомстве с Владимиром Путиным Анатолий Полозенко рассказал «Смоленской газете».
У истоков профессии
– Когда и как вы начали свой путь танцора?
– В первом классе – у нас в школе организовали кружок, где я и начал заниматься танцами. С девяти лет пошёл в Дом пионеров, до четырнадцати лет занимался там, а потом меня пригласили во взрослый танцевальный коллектив. В восемнадцать лет я ушёл в армию, служил в Тирасполе, и через полгода туда с концертом приехал Краснознамённый ансамбль песни и пляски Одесского военного округа. Я подошёл к балетмейстеру, рассказал, что всю жизнь занимаюсь танцами, показал ему все свои таланты. Через пару месяцев пришёл приказ откомандировать меня в этот ансамбль, и в общем я протанцевал в военных ансамблях 25 лет. Был солистом, затем начал делать свои постановки.
– Какие эмоции вы испытывали от первых занятий?
– Волнение отсутствовало, было очень интересно. Я понимал, что такое танец, и с каждым разом набирался всё больше материала, опыта, движений, совершенствовался. Когда подрос, начал отрабатывать сложную технику. Подготовка была получена хорошая, и балетмейстер профессионального ансамбля увидел, что меня стоит взять в коллектив. Там, конечно, другие требования: ребята – профессионалы. Смотрел, как мастера работают, старался всё впитать и перенять. Сейчас можно видео посмотреть, что-то скопировать, а в то время ещё и телевизоров не было, не то что видео, – опыт передавался из рук в руки.
– Что для вас сцена? Что вы чувствовали раньше и чувствуете сейчас, когда на неё выходите?
– Бывает по-разному. Иногда переживаю, волнуюсь, чтобы не ошибиться. У каждого артиста так. Если номер не очень отработанный, можно плохо станцевать. Стараюсь всё отрабатывать. Сцена – это работа. Нужно выйти, отстучать, чтобы было чётко. Публика меня любит – слышу аплодисменты, и это приятно. Но когда танцую, не особо обращаю внимание на публику, потому что сосредоточен на танце.
Встреча с будущим президентом
– Когда вы были балетмейстером ансамбля дрезденского гарнизона, вы были знакомы с Владимиром Путиным. Каким он вам запомнился?
– Худой, ниже меня ростом, в длинном чёрном кожаном пальто. Немецкий КГБ на праздники приглашал наших чекистов на фуршет. Организовывались шахматные матчи. У наших чекистов не хватало шахматистов, а так как я неплохо играл, меня привлекали к мероприятиям. Мы собирались, на торжество нас вёл Путин, хотя к нашему штабу он не имел отношения – был свободным агентом.
Переезд в Смоленск
– Как вы оказались в Смоленске?
– Хормейстер нашего ансамбля был из Смоленска. Тогда начали вывод войск из Германии, я отслужил – надо было выходить на пенсию. Ехать на Донбасс, туда, где я рос, было невыгодно, там не было работы. Меня приглашали в Ригу, в другие советские города, а хормейстер предложил поехать в Смоленск. Так я попал сюда – в институт искусств. Начал с утра до вечера работать, создавать новые танцевальные программы. Изначально не было театра народной песни и танца – он был создан с моим участием.
– Стал ли для вас Смоленск по-настоящему родным городом?
– Конечно! У меня был театр народной песни и танца в Смоленском институте искусств. После поездки во Вьетнам меня пригласили в «Губернский», где я создал шоу-балет «Золотые купола». Фактически это был лучший коллектив Смоленска! Нужно было создавать новые танцы разных жанров: часть публики желает одной программы, молодёжь – другой, более современной. Надо было учиться, интересоваться современными движениями. Неотъемлемой частью моей жизни в этом прекрасном городе стал степ.
– Во время вашей преподавательской деятельности в Смоленском колледже искусств театр песни и танца объездил всю Европу с гастролями. Как это получилось и какие эмоции испытывали вы и ваши ребята во время тура?
– Это было интересное время. Дело в том, что я только пару раз с ними съездил в Германию. Театр поднялся потом, когда я уже уехал во Вьетнам, – ребята начали ездить в Испанию, Бельгию, Францию. Денег им особо не платили, но кормили и оплачивали отели… Огромные переезды в тысячи километров. Безусловно, сложно. В Испании была жара под сорок градусов – танцевать невозможно. Интересный период в истории театра – это был пик, подъём! Ребята получили очень хорошую школу, и сейчас многие работают в лучших коллективах Москвы – в военных и народных ансамблях, ансамбле танца «Берёзка», у звезд шоу-бизнеса. Все нашли своё место.
– Какое место в вашей жизни занимал проект «Золотые купола»?
– Это был самый известный мой проект. «Купола» существовали на средства спонсоров, которые обеспечивали деньгами и «Губернский», и рестораны, и многое другое. К сожалению, в 2008 году из-за финансового кризиса ресторан закрылся, дискотек не стало – полная тишина. Конечно, тогда «Купола» гремели: давали концерты, выступали для любой публики – и в ресторанах, и на дискотеках для молодёжи, показывали программы ветеранам. Не было бы «Куполов», я бы эти танцы и близко не создал. Я постоянно был в работе, в мыслях, постоянно придумывал номера, а когда номер получается, испытываешь необыкновенные эмоции. Задумываешь одно, а когда отработали, отрепетировали – совсем другие ощущения.
Вьетнамский этап
– Чем вам запомнилась ваша поездка во Вьетнам и почему вы решили вернуться в Смоленск?
– Дело в том, что там оставаться пожизненно нельзя: постоянная волокита с документами, всё временно, я и так задержался, потому и вернулся. Мне очень понравилось там работать – необычная, интересная страна! Я преподавал в хореографическом училище, меня приглашали на разные постановки, я делал вьетнамские шоу, ставил танцы в стиле джаза… В училище было комфортно, потому что и директор, и старшие преподаватели говорили по-русски, поскольку учились в Москве. Их язык безумно сложный, но благодаря помощи руководства я справился.
– Отличаются ли ученики во Вьетнаме от русских танцоров?
– Конечно. Вьетнамцы плавные, а наши – резкие, темпераментные. Они очень трудолюбивые, много учились, старались. Мне понравилось там работать.
О степе, достижениях и трудностях
– Как вам пришла идея создать группу степистов?
– Когда разваливались «Купола», я уже потихоньку начинал создавать коллектив: у меня была одна ученица, потом вторая, и так набралась группа, стал учить степу. Потом стало кубки ставить некуда – наград море! Например, одна из учениц, Катя Фалина, – четырёхкратная обладательница национальной премии в области культуры и искусства «Будущее России», победитель телевизионного проекта «Большие и маленькие» на канале «Культура». Сейчас ждём новое шоу на НТВ. Она вышла на очень большой уровень: когда она станцевала аргентинский танец, это увидела вся Россия и весь мир! Артём Буцык – трёхкратный чемпион России по степу, победитель чемпионата мира в Германии, призёр Кубка Европы в Праге. Сложнейший степ мирового уровня исполняют мои ученики! У меня группа небольшая – всего десять человек, но с каждым нужно заниматься индивидуально, потому что уровни и способности разные.
– Какими качествами должен обладать ваш ученик, чтобы добиться успеха в степе?
– Степист – сродни барабанщику в оркестре. Барабанщик отбивает сложнейшие ритмы палочками, всё то же самое степист бьёт ногами – носком и пяткой. Естественно, должно быть очень сильно развито чувство ритма. В каждый музыкальный размер нужно чётко попадать: в долю, мимо доли, всевозможные синкопы. Ритм, слух, конечно же, наработка стопы различными упражнениями – как у пианиста расставлены пальцы на клавиатуре, так у степиста должна быть расслаблена стопа. Не каждый профессиональный танцор может стать степистом, особенно из балетной плеяды, поскольку он не может расслабить ногу, у него всё время натянуты стопы.
– Трудно ли учить детей степу?
– Я бы не сказал, что это требует много сил. Мне это доставляет удовольствие. Я люблю показывать движения, когда ученик отрабатывает, люблю подсказывать, учить. С некоторыми тяжело работать. Если ученик очень неспособный, слабый, то его приходится постоянно тащить, а толку нет. Некоторые приходили, месяц-два занимались, чувствовали, что не их ремесло, и бросали. Это не каждому дано. Смотрят – на сцене вроде бы легко, нравится, а когда приходят сами попробовать, то для них это сложно, они не хотят прикладывать усилия. Сегодня молодёжь бывает очень ленивой – идут по пути наименьшего сопротивления. Все мало двигаются, и проблем много с этим. Но те, кто у меня добиваются успехов, доставляют незабываемое удовольствие.
Советы молодому поколению
– Какой совет вы дали бы тем, кто только начинает свой путь танцора?
– Любой танцор должен иметь подтянутую осанку, профессионал должен быть упорным, трудолюбивым. Сейчас очень мало коллективов народного танца, потому что народный танец требует много технических движений – дроби, верчения. Молодёжь любит хип-хоп, «колбаситься» по-своему. Открылось много студий, но не каждый руководитель будет добиваться синхронности, потому что это требует определённого «наезда» на ученика, чтобы он трудился. А если на него наедешь, он уйдёт. Отсюда хромает качество. У меня этого нет: у меня все ученики имеют свой потолок, но все они по-своему талантливые.
– Что бы вы посоветовали молодёжи в целом?
– Сейчас выросло совсем другое поколение. Они должны сами находить себя в жизни, тем более они сегодня очень продвинутые, умные – в наше время не было интернета, а у них сейчас всё под рукой… Не сдаваться, несмотря ни на что! Молодёжь, которая занимается у меня, мне очень нравится – всех люблю, доволен их результатами, молодцы! Дай бог всем в жизни продвинуться.
Фото: предоставлено КДЦ «Губернский»
Гордей ЖУРАВЛЁВ