Современная школа
В 2021 году Починковская школа-интернат стала участницей регионального проекта «Современная школа», входящего в национальный проект «Образование». Получив средства в размере 7,4 млн рублей, к которым дополнительно было выделено 750 тыс. рублей из областного бюджета, здесь капитально обновили и модернизировали материально-техническую базу для обеспечения качественного образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. С условиями, созданными в учреждении после его модернизации – работы были завершены к 1 сентября, ознакомились журналисты районной газеты.
– Мы готовы принимать воспитанников в обновлённых помещениях и проводить качественную подготовку по профессиям, а также оказывать социально-реабилитационную и психологическую помощь на новом, более современном уровне, – подчёркивал на празднике, посвящённом Дню знаний, директор школы-интерната Игорь ЧЕПУРЫШКИН. И от всего коллектива выразил признательность учредителям – администрации Смоленской области и департаменту по образованию и науке – за помощь в решении организационных вопросов для участия в региональном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование».
В середине сентября в Починковской школе-интернате по поручению губернатора Алексея Островского побывала заместитель главы региона Вита Хомутова. Внимательно осмотрев обновлённые учебные мастерские и кабинеты, побывав на занятиях с использованием нового оборудования, она, в свою очередь, поблагодарила руководство и коллектив образовательного учреждения за требовательность и творческий подход при освоении выделенных по нацпроекту средств и выразила уверенность, что современные технологии и разработки помогут воспитанникам школы и детям, занимающимся в ресурсном центре «Радужный зебрёнок», компенсировать недостатки и пробелы в знаниях и получать более эффективную реабилитацию.
«Радужный зебрёнок» приглашает
Официальное открытие ресурсного центра психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Радужный зебрёнок» состоялось в декабре 2019 года (до этого в течение нескольких месяцев он работал в тестовом режиме).
Отметим ещё раз, что создавался центр исключительно по инициативе и стараниями дирекции и сотрудников Починковской школы-интерната, с привлечением финансовой помощи спонсоров и благотворителей.
В штате – педагог-дефектолог, педагог-психолог и логопед. Основные направления деятельности: организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в форме обследования и проведения коррекционно-реабилитационных занятий (в том числе профилактической направленности). Центр рассчитан на обслуживание пациентов как из Починковского, так и из соседних районов – сюда приезжают дети и родители из Хиславичей, Монастырщины, Ельни и даже из Верхнеднепровского. Специалисты также выезжают на дом – если речь идёт об оказании помощи тяжело больным детям, прикованным к инвалидной коляске.
Учитывая, что в общеобразовательных школах, за редким исключением, нет психологов, дефектологов, логопедов, по договорённости с отделом образования специалисты «Радужного зебрёнка» проводят занятия и с учащимися из школ района.
В настоящее время ресурсный центр посещают около трёх десятков детей, нуждающихся в коррекции, из них 16 человек – из Починковского района.
– Учитывая востребованность и важность психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами здоровья и поведения, планируя участие в проекте «Современная школа» нацпроекта «Образование», мы сделали всё возможное, чтобы по максимуму переоснастить ресурсный центр «Радужный зебрёнок», – отметила заместитель директора школы-интерната Людмила КОНОПЕЛЬКИНА, курирующая данное направление работы.
Учитель-логопед Юлия ЖЕЛЕЗНОВА с удовольствием продемонстрировала, насколько удобнее и эффективнее теперь проводить диагностику и коррекцию речевых нарушений у детей с использованием интерактивного логопедического стола со специальными компьютерными программами, разработанными ведущими специалистами в данной области – АНО «Амалтея». Также в рамках нацпроекта школа-интернат получила удобный сенсорный экран, разнообразные комплекты прикладных материалов и, что очень важно для коррекции речи, аппарат для постановки дыхания.
– Неправильное произношение звуков и слов, слишком маленький словарный запас, неумение говорить предложениями – это лишь самые распространённые речевые нарушения у детей, требующие обязательной коррекции. Они влияют на качество успеваемости в школе, а следовательно, и на дальнейшее качество жизни ребёнка, – пояснила Юлия Анатольевна. – Поэтому мы нацелены на оказание реабилитационной помощи как можно большему числу детей. В частности, у нас занимаются учащиеся из школ Починка и близлежащих сельских, а также из Ельнинского, Хиславичского районов. Главное условие – доставку и взрослое сопровождение в центр обеспечивают родители. Мы работаем в основном с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, представляющими так называемое «цифровое поколение», и использование самого современного оборудования, которое получили по нацпроекту «Образование», для них является дополнительным стимулом к обучению.
В восторге от переоснащения учебной базы и учитель-дефектолог Анна КУКАЕВА.
Неумение ребёнка адаптироваться в коллективе, отсутствие интереса практически к любому виду занятий, замкнутость и проявление агрессивности, трудности в познавательной деятельности – эти и другие аналогичные проблемы сегодня довольно часто встречаются у детей. Одна из причин, как объясняет Анна Анатольевна, – недостаточное внимание со стороны родителей и слишком раннее приобщение детей к различным гаджетам.
– При этом большая часть перечисленных проблем, особенно если они не связаны с серьёзными отклонениями в здоровье, поддаётся коррекции, на что в первую очередь и направлена деятельность центра «Радужный зебрёнок», – подчеркнула она.
С новым оборудованием, по её мнению, результативность занятий может и должна значительно вырасти. В кабинете дефектолога теперь установлена мультимедийная образовательная система с авторскими программами диагностики и коррекции «Мультимайнд» (подобное оснащение до недавнего времени было доступно только для специалистов, работающих в крупных городах). Также получили самый «продвинутый» инструментарий для развития высших психических функций (например, тренажёр мозжечковой стимуляции, занятия на котором проходят в форме спортивно-интеллектуальной игры). Очень важна и интерактивная парта, поскольку, как отмечает педагог-дефектолог, комфортная поза во время тренинга способствует созданию хорошего рабочего настроения и чувства уверенности.
Педагога-психолога Елену КРИШТОП мы застали во время занятий: её маленький ученик с большим интересом осваивал межполушарную доску с геометрическим рисунком. Это упражнение в первую очередь направлено на концентрацию внимания, на воспитание усидчивости.
– В помощи или в сопровождении психолога в той или иной степени нуждаются большинство детей, – объясняет Елена Анатольевна. – Помощь в освоении образовательных программ, в повышении заинтересованности в учёбе, а также в самоопределении творческих интересов, наконец, помощь в социальной адаптации – всё это на разных возрастных этапах нужно как детям с ограниченными возможностями здоровья, так и здоровым.
По нацпроекту «Образование» кабинет психолога в «Радужном зебрёнке» пополнился компьютерным оборудованием новейших моделей, развивающим набором для рисования на воде и для песочной терапии, музыкальным креслом и воздушно-пузырьковой панелью для релаксации, другими устройствами.
Людмила Конопелькина обратила моё внимание на большой выбор наборов-конструкторов по профориентации:
– Это не привычные нам конструкторы типа «лего», хотя сделаны они по тому же принципу, а авторские лицензионные игровые наборы, с помощью которых учащиеся имеют возможность детально ознакомиться и примерить на себя разные рабочие профессии.
И с особой гордостью педагоги и руководители Починковской школы-интерната показывают гостям игровую комнату для воспитанников, оборудованную интерактивной стеной и интерактивным полом. С помощью этих новейших технологий удаётся вовлечь в коллективные игры и творчество даже деток с аутизмом и другими тяжёлыми диагнозами. А таких в школе-интернате сейчас почти треть (всего здесь в этом учебном году 96 учеников).
Профессиональное обучение: перезагрузка
Но главной целью участия в региональном проекте «Современная школа», как подчёркивает Игорь Чепурышкин, была модернизация базы для профессиональной ориентации и подготовки воспитанников. Тем более что трудовые мастерские в Починковской школе-интернате не переоборудовались фактически с прошлого века – с 70-х годов.
– Система общего образования, к которой относится и наше учреждение, призвана обеспечить такой процесс обучения – особенно детям с ограниченными возможностями здоровья, чтобы они захотели и смогли получить профессиональное образование, а затем и трудоустроиться, – отметил директор школы-интерната. – Поэтому при поддержке администрации Смоленской области и департамента по образованию и науке мы постарались сполна воспользоваться возможностями национального проекта для обновления оборудования трудовых мастерских и «перезагрузки» программы профессиональной подготовки.
Капитально отремонтированы и переоснащены 13 помещений: обувная, столярная, две швейные мастерские. Наряду с установкой станков, специальной мебели и оргтехники в кабинетах полностью заменили электропроводку, сделали современное освещение и вентиляцию. Даже декор стен продумали, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно.
В обувной мастерской, куда мы заглянули вместе с директором, мальчишки под руководством учителя труда Андрея КОВАЛЁВА пробовали на новых станках шить домашние тапочки. По оценке наставника, с заданием ребята вполне справились.
– И даже если не станут профессиональными сапожниками, подлатать ботинки себе наверняка смогут, – так сформулировал Андрей Владимирович задачу-минимум свою и учеников.
В швейной мастерской нас встретила преподаватель Марина НОВИКОВА. В светлом просторном помещении продумано всё до мелочей: современное швейное оборудование, гладильное, удобная мебель и всё необходимое для рукоделия и дизайна одежды. А в качестве подтверждения умения своих учениц Марина Юрьевна продемонстрировала оригинальные новогодние сувениры, которые они сделали своими руками в подарок новым друзьям Починковской школы-интерната из Смоленского филиала компании МТС.
В столярном классе учитель труда Эдуард ЛИЗУНКОВ вместе с восьмиклассником Димой с удовольствием показали нам, как работает суперсовременный столярный станок с компьютерной «начинкой».
– На таком станке, да ещё с использованием дополнительного цифрового оборудования, установленного у нас в мастерской тоже по нацпроекту, можно делать эксклюзивную мебель, – рассказал преподаватель. – У ребят глаза горят от таких возможностей, учатся с удовольствием.
А Дима тут же обратил наше внимание на табуретку, которую сделал сам.
Впервые по нацпроекту получили оборудование для картонажной мастерской. Пока в рамках дополнительного образования, но если дети проявят интерес и способности к переплётному делу, можно будет перейти и в этом направлении на уровень профессиональной подготовки.
Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности из-за ментальных нарушений, создано новое направление профессионально-трудового обучения – «Подготовка младшего обслуживающего персонала»: уборщик помещения, санитар, прачка. Данная мастерская оснащена оргтехникой (компьютер, интерактивная доска, проектор), бытовой техникой и соответствующим инвентарём. Здесь же установили эллипсоидный тренажёр, который ранее интернату подарили спонсоры.
– Чтобы между обучением основам прозаичной нелёгкой работы ребята могли отвлечься на расслабляющую и весёлую физминутку, – счёл важным пояснить принцип занятий с этой группой учеников Игорь Чепурышкин.
Особо отметил Игорь Петрович важную роль в реализации нацпроекта главного бухгалтера школы-интерната Натальи Батютенковой. Для освоения выделенных средств в установленные довольно жёсткие сроки она сумела грамотно и чётко провести сорок аукционов и более десятка малых закупок. В результате смогли не только качественно отремонтировать и переоснастить помещения по первоначально заявленному плану, но на сэкономленные средства выполнили ремонты ещё в нескольких классах, закупили функциональную мебель для детей с тяжёлыми диагнозами, а также более современную бытовую технику для «мастерской повара», где все воспитанники приобретают навыки домоводства, которые необходимы во взрослой самостоятельной жизни.
Ежегодно выпускники Починковской школы-интерната поступают для продолжения профессионального обучения по вышеперечисленным специальностям в Касплянский филиал техникума отраслевых технологий, в Смоленский строительный колледж, в другие средние специальные учебные заведения. Часть выпускников трудоустраиваются сразу по окончании школы: девочки работают на Починковской швейной фабрике, парни – подсобными рабочими в сфере торговли.
– Главная задача для нас – чтобы все выпускники смогли найти своё место во взрослой жизни, и правильный выбор профессии является основой для этого. Надеемся, что проведённая в рамках нацпроекта «Образование» модернизация материально-технической базы будет способствовать более результативной работе в данном направлении, – обозначил стратегию своего учреждения Игорь Чепурышкин.
Игорь Чепурышкин:
– Обучать «особенных» детей школьным дисциплинам и основам жизни в обществе под силу далеко не каждому. Но в нашем образовательном учреждении трудится единая команда, настоящая сплочённая семья из профессионалов своего дела – учителей, воспитателей, медиков, логопедов, психологов, работников социальной службы. Они оказывают ребятам психолого-педагогическую и медико-социальную помощь, создают наиболее благоприятные условия жизни, работают над оптимизацией учебного процесса и совершенствованием социально-трудовой и бытовой адаптации своих подопечных. Благодаря слаженной общей работе и помощи всех неравнодушных людей нашим детям удаётся найти своё место в жизни: пройдя обучение в системе начального профессионального образования, они добросовестно работают в строительстве и сельском хозяйстве, в других отраслях.
Фото: Ирина ГУЛЕНЦОВА
Ирина ГУЛЕНЦОВА, газета «Сельская новь»
По материалам портала «Уездные вести»