Всегда нужны людям
ЗАГС – это сокращённое название органов записи актов гражданского состояния. И сталкиваемся все мы с ними на протяжении жизни неоднократно. В этих органах можно не только узаконить отношения, но и зарегистрировать рождение или смерть, расторгнуть брак, сменить имя, получить справки и дубликаты некоторых свидетельств. О том, как работают ЗАГСы нашего региона, рассказывает начальник Главного управления ЗАГС Смоленской области Галина ПЕТРОВА.
Работу не прекращали
– Галина Дмитриевна, насколько сегодня, в условиях пандемии, ЗАГСы ограничены в своей работе, насколько вы можете обеспечить потребности жителей нашего региона в тех или иных запросах?
– Пандемия, конечно, внесла свои коррективы и в работу государственных органов, и в жизнь каждого человека. Не могла она не затронуть и нас, но ЗАГС работал и продолжает работу, потому что жизнь остановить невозможно, и услуги органов ЗАГС относятся к первоочередным государственным услугам. Это не наше мнение о себе, это – определение правительства. Поэтому мы по-прежнему принимаем граждан. Но, в соответствии с указом президента и указом нашего губернатора, когда был объявлен локдаун, эти ограничения нас тоже коснулись: мы по-прежнему принимали граждан, но только не по всем вопросам. Регистрация рождений и смертей как производилась, так и производится, потому что от документов, которые выдаются в связи с этими событиями, зависит решение очень многих вопросов для граждан, в том числе получение пособий, выплат, – все эти меры государственной поддержки тоже немаловажно обеспечить.
Производили мы и регистрацию заключения и расторжения брака по ранее поданным заявлениям, когда у граждан даты были назначены. Мы не принимали пары, которые регистрировали брак с большим количеством гостей, регистрация производилась только с участием лиц, вступающих в брак, и работником ЗАГСа. Полностью же мы никогда свою работу не прекращали. Мы выполняли объёмную работу, сроки которой были определены нормативными документами правительства и сроки которых приходились на период пандемии. Эту работу мы закончили в декабре 2020 года. Я говорю о создании реестра записей актов гражданского состояния. Мы формировали единую федеральную базу, эту работу проводили все органы ЗАГС Российский Федерации. Что касается нашего региона, то мы оцифровали и загрузили в систему более пяти миллионов записей. Это был очень большой, кропотливый труд. И когда государством были приняты меры по дополнительной поддержке граждан в период пандемии, особенно семей с детьми, мы должны были ускориться, и от этого нагрузка на работников ЗАГСа ещё больше увеличилась. Мы работали в очень напряжённом графике, у нас не было ни выходных, ни праздников, но мы понимали важность и необходимость этой работы. Органы ЗАГС успешно справились с этой работой, за что получили благодарность нашего министра юстиции и нашего правительства.
– Большинство органов власти сейчас работают на «удалёнке» при помощи электронной почты, каких-то виртуальных общений с клиентами. А в ЗАГСе «удалёнка» применяется?
– С 1 октября 2018 года мы начали работать в единой федеральной системе, а она подразумевает специальное оборудование. На дому мы не можем организовать удалённые рабочие места, потому что это сопряжено с большими техническими нюансами. Должны быть защищённые каналы связи, поэтому работа на «удалёнке» для нас невозможна. Подать заявление можно через портал государственных услуг, а совершить акт гражданского состояния удалённо не представляется возможным.
Планы – амбициозные
– А если вдруг так сложатся обстоятельства, то насколько Смоленский ЗАГС будет готов к тому, чтобы виртуально регистрировать браки?
– Смоленский ЗАГС будет готов, конечно, если будет поставлена такая задача и это будет предусмотрено нормативно-правовыми документами. Тогда, естественно, мы будем работать в таком режиме. Но пока у нас заявления подавать можно, а что касается самой регистрации и получения документов как таковых, то в ближайшей перспективе виртуальный формат пока невозможен. Хотя мы движемся вперёд. В связи с внедрением единой государственной регистрационной системы повторные документы можно получить в любом органе ЗАГС – неважно, где вы находитесь, где вы прописаны, где совершался акт гражданского состояния. Раньше обязательно нужно было направлять запросы по месту нахождения бумажных документов. Теперь, допустим, вы родились в Новосибирске, там жили ваши родители, там вас зарегистрировали, а судьба вас привела в город Смоленск, вы приходите в любой орган ЗАГС по вашему выбору и получаете свои повторные документы. Это очень удобно, причём это делается в момент обращения гражданина. Мы входим в единую базу и здесь же готовим документы и выдаём их гражданам. Буквально в сентябре этого года был запущен на ЕПГУ сервис, где граждане могут получить сведения о себе и своих несовершеннолетних детях. Для этого нужно зарегистрироваться на ЕПГУ и через ЕПГУ получать такие сведения. Со следующего года у нас будут запускаться суперсервисы, которые создадут удобства для граждан, меньше нужно будет ходить по всевозможным инстанциям за получением бумажных документов. Там несколько этапов, и в первую очередь это услуга по регистрации рождения и утрате близкого человека, то есть эти акты регистрируются на основании медицинских документов, поэтому автоматически из медицинских учреждений документы будут попадать в базу, находиться там в дремлющем состоянии, а когда у гражданина появится необходимость зарегистрировать рождение или смерть, он выбирает ЗАГС, выбирает удобное время, приходит к нам, и мы берём из базы медицинские документы и производим регистрацию акта. Сейчас мы выдаём свидетельства, которые изготавливает Гознак, это документы строгой отчётности, а в перспективе этих свидетельств не будет, человек сможет из базы сам распечатать эти документы, но не на того, на кого хочет, а только в отношении себя и своих несовершеннолетних детей.
– Что значит «в перспективе» – сколько этого ждать?
– Это запланировано на 2023 год, недалёкая перспектива по времени. Потому что масштабы очень большие, планы тоже достаточно амбициозные ставятся. Мы движемся вперёд и развиваемся.
Защита для семьи
– Сейчас молодые люди скептически относятся к институту брака. Они считают, что совсем не обязательно заключать официальный брачный союз. Да и противоэпидемические ограничительные мероприятия не позволяют проводить пышные свадьбы, как это принято. Насколько всё это вместе взятое сказалось на количестве браков, которые заключают смоляне в этом году?
– В прошлом году был спад, люди откладывали решение этих вопросов, а в этом году у нас, наоборот, бум, возросло количество браков по сравнению с прошлым годом. В сентябре были очень востребованы акты по регистрации брака.
– Для чего нужна вообще регистрация брака?
– Государственная регистрация брака даёт определённую защиту для семьи. Не только для мужа и жены, но и для их детей. Наше государство признаёт только официальный брак. А то, что люди без регистрации живут вместе, – это сожительство. Пусть это слово не совсем корректное, но это факт. Государство признаёт семью, которая имеет официальный статус. Отсюда и меры защиты, и поддержка государства. Семья – это союз мужчины и женщины, т. е. мы за традиционные ценности. Поэтому каждый человек, особенно женщины, чувствует себя более защищённым и более уверенным в жизни, если брак оформлен официально. Официальный брак лучше сохраняет семью, является сдерживающим фактором, который заставляет людей не совершать резких, необдуманных поступков.
– Может ли один из новобрачных прийти и подать заявление?
– Есть у нас волшебное средство, которое называется «Портал государственных услуг». Либо один из вступающих в брак может пойти к нотариусу, или на нашем сайте Главного управления ЗАГС есть образцы, взять их, заполнить заявление, заверить у нотариуса подпись человека, который действительно поставил её под этим документом. А вторая половина может уже самостоятельно отослать заявление в ЗАГС, где они планируют регистрировать брак, либо сходить в ЗАГС, который поблизости.
– Насколько изменился возраст вступающих в брак?
– Возраст вступающих в брак стал старше. Сейчас это плюс-минус 30 лет. Если раньше, скажем в 80-е годы, этот возраст у женщин был 18–21 год, по мужской части постарше – 24–25 лет, то сейчас стал выше. Время такое, люди должны встать на ноги, ценности в обществе стали немножко другие.
– За эти годы, по наблюдениям работников ЗАГСов, насколько изменилась брачная мода, внешний облик новобрачных?
– Брачная мода была всегда, для этого существует индустрия моды, фирмы, которые специализируются на этих вопросах – на моде, на предоставлении услуг. Меняется и оформление свадебных кортежей. У нас, кстати, принят даже нормативный документ о том, как человек должен выглядеть в органах ЗАГС, по этому поводу есть рекомендательное письмо Минюста. Если человек пришёл в органы ЗАГС, а это официальное учреждение, оно требует определённого этикета, то нужно уважительно относиться и к себе, и к окружающим и не превращать поход в официальное учреждение в некий фарс.
– А сбегали когда-нибудь жених или невеста с регистрации?
– Сбегали. Это жизнь. Это не происходит часто, но такие факты были и в моей практике.
– Отличаются новобрачные, вступающие в брак впервые, от тех, которые вступают в брак повторно?
– Во-первых, это люди разновозрастные. Впервые вступающие – это люди молодые, у них больше играют роль чувства в решении вопроса. А люди, которые повторно приходят регистрировать брак, по-другому взвешивают это решение. Мне всегда приятно смотреть на этих людей.
– А могут новобрачные выбрать того человека, кто будет вести их торжественную церемонию?
– Если они были на церемонии бракосочетания у друзей, у родственников, и им кто-то понравился, и если это работник ЗАГСа – в принципе, они могут обратиться с такой просьбой.
– Законом запрещено распивать спиртные напитки в общественных местах. Как часто наши молодожёны на фоне праздничных событий этот запрет нарушают?
– У нас в ЗАГСах запрещено распитие шампанского. Это была традиция, это было. Но когда вышел соответствующий закон, мы, конечно, запретили в органах ЗАГС распитие спиртных напитков. Мало того, что это общественное место, это отдел, который входит в структуру исполнительной власти, поэтому у нас нельзя теперь это делать. А то, что происходит за стенами ЗАГСа, это личное дело каждого.
– За годы работы остаётся хотя бы какое-то ощущение праздника или это рутина, конвейер?
– Остаётся всегда. И много пар бывает, но всё равно это не рутина. Разве можно привыкнуть к какому-то чужому переживанию, чужой боли, радости? Это ведь невозможно. Всё равно людям сопереживаешь. Каждая пара приходит, и это их праздник. Эти глаза, лица, улыбки… И стараешься, чтобы людям было приятно после посещения. Каждый ЗАГС старается, если это торжественная регистрация брака, чтобы это был праздник для новобрачных.
– Работники ЗАГСа уполномочены проводить какую-то работу с теми, кто пришёл для того, чтобы подать заявление о разводе, с целью сохранения их семьи?
– Это очень тонкий момент. Развод – часть личной жизни каждого человека. Она у нас охраняется Конституцией. Наверное, это не очень правильно, если работники ЗАГСа будут, пользуясь своим служебным положением, проникать в личную жизнь каждого гражданина. Такая работа ведётся немного в другом формате
Проявить такт и выдержку
– Мы говорим про эмоции. Понятно, что свадьба – это праздник. А ведь сотрудники ЗАГСа выдают ещё и свидетельства о смерти. Это печальное событие. Люди приходят с очень сильными эмоциями. Каково вашим женщинам, которые выдают эти бумаги?
– Сложно. Умирают люди в разном возрасте. Мы тоже реально всё это понимаем и осознаём. Здесь надо проявить такт, выдержку, чтобы помочь людям решить все эти их вопросы и не вызвать какого-то негатива.
– Люди умирают каждый день. И часто это печальное событие приходится на выходные. Соответственно, оформить документы в субботу и воскресенье не представляется возможным?
– Да, в субботу и воскресенье у нас выходной. В области это делают отделы ЗАГС, а в Смоленске есть специализированный отдел, который находится на улице Дзержинского. Там всего три человека работают, и на них тоже распространяется Трудовой кодекс, поэтому суббота и воскресенье для них выходные дни. А когда длинные праздники – например, новогодние каникулы или майские праздники, – то работники ЗАГСа в какие-то дополнительные дни выходят и работают.
Детский вопрос
– Возвращаясь к семейным темам. Смоляне усыновляют и удочеряют детей. Насколько такая практика распространена в нашем регионе?
– Да, усыновление и удочерение имеет место в нашем обществе. Но у нас сейчас много и других дополнительных форм обустройства детей в семью – это и опека, и другие формы.
– В прошлом году в смоленских средствах массовой информации прошла волна сообщений о том, что в нашем регионе резко сократилось количество детей, рождённых в официальном браке, что всё больше рождается детей матерями-одиночками…
– Я бы так не сказала. Может быть, рождаются у матерей-одиночек, но у нас существует такая процедура, как установление отцовства. Если мама с папой не в браке, а папа признаёт себя отцом ребёнка, то он может установить отцовство в отношении своего малыша – тогда, несмотря на отсутствие брака, папа и мама становятся полноправными родителями. И ребёнок имеет полные права по отношению к своим родителям. То есть о том, что у нас сейчас засилье матерей-одиночек, я бы не сказала.
– А количество многодетных семей увеличивается?
– В последнее время в семье чаще всего не один ребёнок, а двое. И то, что второго ребёнка рожают, у нас есть такая тенденция. Девочек рождается меньше, здесь всегда побеждают мальчики.
– А как называют юных смолян? Вот в прошлом месяце было больше Артёмов, а в этом месяце больше Николаев...
– Всегда существовала мода на имена. Называли традиционными именами, потом пошла мода на имена с иностранным акцентом, типа Кристина или Анжела. Потом вернулись к нашим старинным славянским именам. А сейчас всё вернулось на круги своя. Сейчас детей называют традиционными нашими именами. Вот моё имя обыкновенное, наше, православное, по святцам, как говорится. Но, увы, в прошлом году ни одной девочки в области не назвали именем Галина, хотя в 50–60-годы это имя было очень модное. А если взять мужские имена, то Иван – это имя, которое у нас вне зависимости от времён всегда на первом месте. А, кстати, самое популярное мужское имя у нас в стране – Александр.
Работа как часть жизни
– ЗАГС ассоциируется у нас с праздником. А чего больше в вашей работе – праздника или документооборота?
– Конечно, документооборота, потому что праздник – это всего-то какая-то маленькая часть нашего рабочего времени, а основная работа – это документооборот. Работа с документами, с архивом, выдача повторных документов, запросы в другие государства по исполнению международных обязательств и так далее.
– Через вас проходит большой поток людей, а вы уже несколько десятков лет возглавляете Смоленский ЗАГС. Отношение людей к вашей работе и отношение людей к процессу заключения брака, рождению детей меняется?
– Здесь всё зависит от того, как каждый приходящий человек относится к своей жизни. Когда рождаются дети, это всегда праздник в жизни каждой семьи, он был, есть и остаётся. Папы, бабушки очень часто приходят регистрировать детей. Это очень трепетно и важно. Так же и регистрация брака. У меня в этом году сын женился. Я всю жизнь посвятила этой работе, но даже у меня слеза скатилась, хотя, казалось бы, столько прошло перед глазами судеб, пар, и всё равно настолько это было волнительно.
– Несомненно, что вас узнают на улице. А часто подходят люди, чтобы задать вопрос, проконсультироваться? И с каким внутренним ощущением вам приходится работать ещё и во внерабочее время?
– Да, бывает, что и узнают, здороваются, спрашивают, можно ли прийти, проконсультироваться. Работа становится частью жизни. Люди не просто же обращаются с вопросами, для каждого человека они имеют какое-то значение. Я никогда не отталкиваю людей. За это я и люблю свою работу, за то, что она приносит реальную пользу людям, помогает им, и в то же время она играет важную роль для государства. Моя мечта заключается в том, чтобы органы ЗАГС были всегда нужны людям.
Фото: journal.smolensk-i.ru
Александр ЕРОФЕЕВ, Игорь КРАСНОВСКИЙ