От активного краеведения – к активным гражданам
Новости

От активного краеведения – к активным гражданам

17 декабря 2021 года в 12:52

Конец года принёс хорошую новость: журнал «National Geographic Traveler» подвёл итоги масштабного онлайн-конкурса «Сокровища России», призванного оценить туристические возможности нашей страны. Национальный парк «Смоленское Поозерье» стал одним из победителей в номинации «Природный объект», заняв второе место в голосовании.

Маршруты Поозерья

Поздравив коллектив национального парка с заслуженной победой, губернатор Алексей ОСТРОВСКИЙ отметил:

«В последние годы в условиях пандемии коронавируса экологический туризм приобретает всё большую популярность. В связи со сложившейся тенденцией одной из ключевых точек привлечения туристов и инвесторов в данную сферу у нас является особо охраняемая природная территория федерального значения – Национальный парк «Смоленское Поозерье». О её востребованности говорят и статистические данные: за 11 месяцев этого года национальный парк уже посетили свыше 33 тысяч туристов. Это стало во многом возможным благодаря той системной работе, которая проводится в данном направлении.

В прошлом году проект «Смоленское Поозерье. Истоки России» одержал победу во Всероссийском конкурсе на создание туристско-рекреационных кластеров и развитие экотуризма, проводимом при поддержке АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», заняв 11-е место. Достаточно добавить при этом, что на конкурс было подано 122 заявки из 68 регионов. Столь убедительная победа позволила не только привлечь внимание туристов, но и получить инвестиции на дальнейшее развитие туристской и обеспечивающей инфраструктуры парка, в том числе 17 миллионов рублей из федерального бюджета.

В дополнение к этому на территории национального парка в рамках грантовой поддержки Ростуризма до конца нынешнего года при нашей поддержке будут реализованы ещё четыре инвестиционных проекта. Они направлены на возведение модульных домов и обустройство прилегающей территории комплекса «Конный двор в Пржевальском», приобретение оборудования для сплавов и велопрогулок, создание новой турстоянки на реке Ельша и др.

Если говорить о наиболее популярных туристических маршрутах, то безусловная пальма первенства – у военно-исторического маршрута «Вдоль линии фронта», отправной точкой которого является бывшая база партизанского соединения «Батя». Его общая протяжённость составляет 70 километров. Не менее востребованы и прогулки по экотропам (общая длина – более 15 километров). Ну а самым популярным интерактивом «Смоленского Поозерья», пожалуй, можно считать поездку в гости к зубрам, для того чтобы покормить их морковкой».


Одна из главных сфер

Внутренний туризм действительно в последние годы становится одной из главных сфер экономики Смоленской области. И это вполне закономерно: через неё проходят кратчайшие автомобильные и железнодорожные магистрали, связывающие Западную Европу с Центральной Россией. Смоленская область граничит с пятью областями Российской Федерации: на севере – с Псковской и Тверской, на востоке и юго-востоке – с Московской и Калужской, на юге – с Брянской и двумя областями Республики Беларусь – Витебской на северо-западе и Могилёвской на юго-западе. Уникальность географического положения Смоленщины заключается в том, что она, с одной стороны, является приграничным регионом, с другой – близко расположена к крупнейшему мегаполису нашей страны и столице Российской Федерации городу Москве.

На территории Смоленской области расположено более 4 тысяч объектов культурного наследия, 47 музеев, более 2 тысяч памятников истории, археологии, монументального искусства, национальный парк «Смоленское Поозерье», природный парк «Гагаринский», большое количество памятников природы регионального и местного значения.
Словом, нам есть что показать. На Смоленщине активно развиваются такие виды туризма, как культурно-познавательный, событийный, религиозный, экологический, военно-патриотический.

В последние годы всё большее внимание туристов привлекают древние православные храмы и святыни нашего края. Они способствуют привлечению всё большего числа паломников из разных субъектов Российской Федерации. Главными центрами паломничества являются города Смоленск, Вязьма, древний Герасимо-Болдинский монастырь в Дорогобужском районе. Всего в Смоленской области находится около 200 памятников истории и культуры – объектов религиозного назначения.

Огромную роль в развитии паломнического туризма в Смоленской области сыграло то, что в течение четверти века митрополитом Смоленским и Калининградским являлся святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Разработаны даже туристские программы, включающие в себя в том числе посещение иконописной мастерской и мастерской лицевого шитья.

Практически каждый район Смоленской области обладает теми или иными туристскими ресурсами и конкурентными преимуществами, такими как природно-географический потенциал, экологический потенциал (экологически чистые природные зоны), культурно-исторический потенциал, нематериальное наследие (традиции и умения, устное творчество, ярмарки, промыслы и ремесла).

Кроме того, на Смоленщине родились и жили такие известные люди, как Юрий Гагарин, Александр Твардовский, Михаил Глинка, Николай Пржевальский, Григорий Потёмкин, Павел Нахимов, Михаил Тухачевский, Василий Докучаев, Александр Беляев, Михаил Исаковский, Сергей Конёнков, Борис Васильев, Николай Рыленков, Михаил Егоров, и многие другие. Это служит основой для создания и дальнейшего продвижения тематического туризма.

Словом, нам есть что показать и о чём рассказать. Вниманию туристов наш регион предлагает немало маршрутов, рассчитанных на любой круг интересов: поклонники спорта могут посетить автодром «Смоленское кольцо» с циклом уникальных соревнований, а любители животных – национальный парк «Смоленское Поозерье»; увлекающихся историей привлекает культовое для всех исследователей раннего средневековья место – Гнёздовский археологический комплекс; туристы, интересующиеся военной тематикой, посещают мемориальный комплекс «Катынь» и Старую Смоленскую дорогу.
А самыми знаменитыми достопримечательностями Смоленской области являются Смоленская крепостная стена, кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, три храма середины XII века, Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (село Новоспасское), историко-архитектурный комплекс «Теремок» во Флёново.

Имеет наша область и все возможности для развития сельского туризма, основанного на размещении туристов в гостевых домах в сельской местности и позволяющего горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей. Очевидным преимуществом такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения.

Стратегия развития

За последние годы статистика фиксирует постоянный рост числа туристов на Смоленщине: если в 2010 году их было чуть более 200 тысяч человек, то в допандемийном 2019 году область, по официальным данным, посетили около 350 тысяч гостей. В 2020-м по понятным причинам турпоток снизился примерно на 30 процентов, но с учётом коронавирусных ограничений такой показатель можно считать неплохим результатом, – отметил губернатор Алексей Островский в своём прошлогоднем интервью агентству РБК. В то же время, как сообщил губернатор, на отдельных эко-территориях поток туристов вырос на 4 процента.

Как сообщил глава региона, в ближайшие несколько лет планируется значительно увеличить количество туристов. По предварительным прогнозам, в 2025 году Смоленскую область должны посетить около 700 тысяч человек.
Алексей Островский также подчеркнул, что, планируя развитие туризма, регион опирается в том числе на аналитику больших данных, позволяющую лучше узнать гостей и их потребности.

«Важным для нас показателем были возрастные характеристики туристов. Мы много работали над тем, чтобы в регион начали приезжать не только туристы категории 45+. Данные аналитики показали, что в 2020 году гости в возрасте от 25 до 44 лет составили 54 процента от общего числа туристов.

В прошлом году мы запустили совместные масштабные рекламные кампании с несколькими городами, где мы видим наибольший потенциал с точки зрения привлечения туристов. В результате количество гостей из Москвы и Подмосковья выросло на 23 процента, из Санкт-Петербурга и Ленобласти – на 21 процент, из Пскова – на 17 процентов», – отметил Алексей Островский.

В 2020 году туристы потратили в Смоленской области 1,2 миллиарда рублей. И это, безусловно, большое подспорье для экономики региона.

Понимая это, администрация региона разработала и утвердила стратегию развития туристского кластера Смоленской области. Теперь все запланированные меры можно выстроить в единую согласованную цепочку действий благодаря новому федеральному национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства».

Основные цели развития туризма в Смоленской области предполагают создание условий для развития современной высокоэффективной, конкурентоспособной туристской индустрии, обеспечивающей широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, повышение занятости и уровня доходов населения, что способствует экономическому росту Смоленской области.

Работы стало больше

Как сообщает «Вестник АТОР», туроператоры обеспечили половину посткарантинного турпотока в Смоленскую область. Лишь 30 процентов турпотока в Смоленскую область в предыдущие годы приходилось на клиентов туроператоров. В этом году, после снятия ограничений, связанных с пандемией, доля организованного сегмента подросла до 50 процентов.

Сейчас, по данным отдела туризма департамента инвестиционного развития Смоленской области, в регионе работают 17 туроператоров, 125 коллективных средств размещения и порядка 700 объектов общественного питания.

О том, как на сегодняшний день складывается ситуация с туризмом, в эфире радио «Смоленская весна» рассказали гиды по Смоленску и основатели «Экскурсионного бюро Ефимкиных» Михаил и Ольга ЕФИМКИНЫ.

– Как пандемия сказалась на туристском потоке в нашу область?

– В целом у нас работы стало больше, хотя это может в данной ситуации прозвучать странно. С одной стороны, туризм в классическом понимании, когда едут группы поездами и автобусами, он, конечно, значительно просел. Объективно групп стало меньше. Организованных групп стало меньше. Но наш плюс в том, что мы всегда работали с индивидуальным сегментом. В принципе, в пандемийные годы он стал расти, что вполне естественно: люди хотят меньше ездить большими группами. Хотят больше ездить со своей семьёй, с друзьями. Даже чисто в целях противоэпидемической безопасности. А с другой стороны, мы в этом году продолжаем наращивать темпы работы с местными жителями. И этот сегмент тоже неплохо растёт, и это очень отрадно, что смоляне начинают ходить на экскурсии в родном городе, интересуются его историей. Потому что, условно говоря, в лондонах, парижах, мадридах местные жители на экскурсии не ходят вообще. Там доминирует туризм в классическом понимании – приехали, погуляли, уехали. Начался этот тренд с Москвы, Питера и с крупных городов, а затем плавно стал распространяться и по всей России. И смоляне в этом смысле показывают очень хороший пример, – сказал Михаил Ефимкин.

Смоленск – познавательный город

– А среди смолян кто больше интересуется экскурсиями?

– В большинстве своём это женщины самых разных возрастов как наиболее активная и деятельная часть общества. Когда мы только начинали, на экскурсии ходили люди более возрастные, а теперь идут люди совершенно разного возраста, молодёжь идёт тоже, и с каждым годом её всё больше, – отметила Ольга Ефимкина.

– Гости из других регионов, что к нам приезжают, кто они? Те, кто не смог поехать в Турцию по эпидемическим причинам, или же кто-то другой?

– Нет, конечно. Прежде всего это те люди, кто интересуется познавательным туризмом. А Смоленск – это познавательный город, развлечений как таковых здесь явно не хватает. Скажем, объездили они Подмосковье, «Золотое кольцо», Казань, Алтай. И теперь вот дошла у них очередь и до Смоленска. И, повторюсь, количество групп уменьшилось, но стало много индивидуальных туристов. Много и тех, для кого экскурсия была первый раз в жизни. Мне кажется, современный туризм вообще довольно личная история. Есть люди, которые хотят, чтобы их индивидуальный запрос реализовали. Общество так поменялось, появился такой запрос и интерес, и стали появляться такие люди, – считает Михаил Ефимкин.

Об активном краеведении

– Если вернуться к смолянам, то что является причиной повысившегося их интереса к родному городу?

– Из того, что кажется очевидным: мы же страна с самой непредсказуемой историей, она у нас много раз менялась, и в ХХ веке людям не раз приходилось напрочь забывать то, что было раньше. А вот сейчас настало время, когда людям хочется понять: где я живу, кто мои предки? Сейчас в архивах сидят множество людей, которые интересуются генеалогией. Да, есть такие люди, которые кружат по всей стране и заказывают генеалогические древа. И это стало интересно. Это сочетается и с интересом к урбанистике.

Наверное, мы достигли такого среднего уровня жизни, когда тебе уже, в принципе, более или менее на жизнь хватает, ты устроен, близок к какому-то среднему классу. У тебя есть свободное время, и ты хочешь потратить его по уму. И ещё наступает какое-то время сознательности, когда хочется понять, а где я живу и что я могу для этого места сделать. И если мне что-то не нравится, как я могу это поменять? Как правильно это изменить с исторической точки зрения? Это движение возникает почти во всех наших городах. Движение это я бы назвала активным краеведением. Когда люди кроме того, что ходят на экскурсии, с увлечением читают какие-то исторические и краеведческие книги, пытаются что-то интересное выискать. У нас есть такие экскурсанты, которые нас заткнут за пояс в определённых вопросах!

Если говорить об активном краеведении, то это ещё и желание улучшать жизнь вокруг. Если ты видишь какую-то проблему, то надо понять, а можешь ли ты её поправить своими руками. Мне очень нравится этот тренд. Если в советское время у людей была иждивенческая позиция по отношению к государству, то теперь, пройдя через сложные исторические перипетии, мы начинаем осознавать, что никто нам ничего просто так не даст. Много чего государство должно, но где-то оно не справляется, где-то оно не замечает в силу своей огромности проблему, и иногда проще, образно говоря, пойти и руками самому поправить. Лежит камень не на месте – подойди и положи его на место. Видишь, что какой-то интересный объект в городе грязный и заросший травой, пойди и сам почисти, и будешь потом там гулять и наслаждаться тем, что ты это сделал сам. Причём люди это делают не со злостью, а с удовольствием. Получается так, что они не грязь убирают, а дарят чистоту.

Не обо всех памятниках государство может успеть позаботиться, ему на это не хватает денег. Не всегда находится и бизнес, который может на себе это вытянуть. Какой-то памятник привести в порядок из полуразрушенного состояния, добиться окупаемости – это очень сложно, и не каждый бизнес готов выкладывать деньги на это. Обнаружился такой сегмент памятников, которые не стоят на учёте как памятники культуры, истории, архитектуры. Просто то, что называется «средовая застройка». Вот, например, канализационные люки. Это те объекты, с которыми мы как экскурсоводы активно работаем. Некоторые крышки от этих канализационных колодцев очень старые. Это такое наследие максимально демократичное, находящееся под ногами, с которым можно взаимодействовать. И это тот вид познания истории родного города, в котором можно призвать участвовать всех горожан.

Ещё такой момент, с которым мы начали в этом году работать, – кладбищенские памятники. Потому что кладбищенский памятник – это малая архитектурная форма. Естественно, они не стоят на каком-то учёте, то есть волонтёр может с ними работать. Потому что если это памятник, то какое-то несогласованное действие по отношению к нему – это нарушение закона. Нужно разрешение, но волонтёр не получит его никогда, потому что с памятником работать должны реставраторы. А если это не официальный памятник истории и ты понимаешь, что в силах с него счистить мох, то почему бы не сделать это. Многим нашим старинным надгробиям в Смоленске нужна такая помощь волонтёров, – убеждена Ольга Ефимкина.

От классики до авангарда

– К сожалению, приходится констатировать, что в Смоленске ещё очень много людей, которые не были во Владимире, Суздале, Новгороде или Пскове. Но, сравнивая нас по загруженности с работой коллег в Твери или в Пскове, я понимаю, что у нас потоки меньше, – говорит Михаил Ефимкин. – Мы не жалуемся, что у нас нет работы, у нас всё нормально, но потоки меньше. Даже с учётом того, что жители города сами стали больше ходить на экскурсии. А к жителям города, кстати, постоянно приезжают какие-то родственники, знакомые, партнёры по работе, и смоляне стали их всё чаще отправлять на экскурсии. За последний год у меня было очень много примеров, когда жители города говорят: давайте мы к вам родственников приведём на классическую экскурсию по городу. Хотя они приезжают к нам лет пятнадцать подряд, но как-то ни разу так и не были на экскурсиях. А теперь семья ходит к нам и понимает, что экскурсия по городу – это важная тема, и на неё нужно обязательно отправить родственников. А родственники делают для себя через 15 лет поездок в Смоленск открытие, что, оказывается, в нём много всего любопытного. А ещё очень радостно видеть, что люди на экскурсиях знакомятся, что они приходят на новые экскурсии и здороваются друг с другом, что-то обсуждают. Раньше были такие суперклассические маршруты, за которые никто не отступал. Идеи на этих экскурсиях закладывались государственные, хорошие идеи, но очень высокие. И у людей, по-моему, немножко выработалась на такие экскурсии аллергия. Экскурсии для местных жителей сделаны нами специально для того, чтобы горожане видели, сколько в городе всего интересного и замечательного, чтобы это идейно наполнило их жизнь.



Нужна система!

– Может ли, на ваш взгляд, Смоленск развивать туризм как основу экономики города?

– Если говорить о туризме как части экономики, то туризм – это транспорт, это гостиницы, это общепит, это туристические услуги: экскурсии и прочие развлечения. Ни в одной статистике мы не видим, сколько выручки сделали гостиницы только благодаря туристам. Нужно этим системно заняться, посчитать. Потому что сама экскурсионная деятельность мизерная. Прямо скажем, что в Смоленске цены низкие по сравнению со всей Россией. Можно посчитать гостиницы, можно прикинуть транспортные услуги и прочие посещения, такие, как магазины, музеи и т. д. И тогда картина будет более ясной. Нам ничего не мешает, собственно говоря, чтобы это стало важной частью экономики. Прелесть туризма состоит в том, что всё, что ты придумал, это всё твоё. Не нужно строить завод и вкладывать в него миллиарды, прежде чем что-то начать производить. В туризме можно всё сразу начать делать. Причём у нас есть столько исторического наследия, что с ним можно работать и работать! Нужно только научиться облекать рассказ о нём в разные формы. Не только, условно говоря, лекции. Сейчас время изменилось, и потребление информации изменилось. Здесь можно лекцию прочитать, а здесь можно что-то и руками поделать. Тут можно в игры поиграть, а тут можно песни спеть… Самое главное, что для развития туризма нужно, – это человек и его энергия. Но человек обязательно должен быть понимающий, для чего он всё это делает, и очень любящий то, что он делает. И, разумеется, чтобы у него была возможность получать с этого доход. Он должен быть целеустремлён и понимать, к чему он идёт. Как показывает наша небольшая пока практика, тогда всё работает. Если вкладываешь в дело энергию, то и видишь конкретную отдачу.

И, безусловно, развитие внутреннего туризма способствует, если можно так выразиться, улучшению качества граждан. Потому что хорошо знающие историю родного города граждане начинают следить, что происходит с тем местом, о котором они узнали что-то интересное благодаря в том числе и внутреннему туризму. И если на это место приходит застройщик и хочет что-то снести и сломать, то эти граждане выступают против, а раньше они бы это безобразие и не заметили. Они хотят активно участвовать в жизни города. Причём это не смутьяны какие-то, это просто люди, которые хотят благоустраивать свою малую родину. Они осознали, что их дом не заканчивается порогом квартиры. Есть люди, которые весь город осознают как свой дом, это всегда более отзывчивые люди, это уже не просто горожане, а граждане города.

Фото: визитсмоленск.рф, vk.com/ostrovskylive1

Максим КРАЙНОВ, Игорь КРАСНОВСКИЙ

В Смоленске прошел конкурс юных пианистов «Дебют – 2021»
18 декабря смоляне смогут украсить почтовую корреспонденцию специальным штемпелем