Татьяна Ковалёва: «Учитель – это тот, кто понимает детей»
Вот уже 25 лет Татьяна КОВАЛЁВА работает учителем русского языка и литературы в средней школе № 24 города Смоленска. За годы работы она сталкивалась с разными ситуациями и уверена, что можно найти выход из любого положения, применяя свои профессиональные навыки и душевное тепло.
Школьные и студенческие годы
Татьяна Ковалёва родилась в Брянской области, где и пошла в первый класс. Однако затем отца, который работал на железной дороге, перевели в Смоленское отделение МЖД, поэтому она продолжила обучение уже в средней школе № 24 города Смоленска.
По словам Татьяны Валентиновны, она никогда не рассматривала себя в роли учителя. Но в старших классах в школу пришёл новый педагог – Галина Ивановна Пачина, которая и пробудила в ней интерес к литературе.
– Признаюсь честно, русский язык я тогда не особо любила. У меня по нему «четвёрка» стояла. Очень запомнилось, как Галина Ивановна мне говорила, что в своё время я займу её место. Но на тот момент я не верила в это, – пояснила учитель.
После окончания школы Татьяна Ковалёва решила учиться в Смоленском государственном педагогическом институте и связать свою жизнь с литературой, но поступила со второй попытки, так как конкурс был очень высокий.
– Наверное, мне суждено было так – попасть в вуз на второй год. Нас назвали «золотым курсом» из-за количества педагогов – профессионалов своего дела, которые учили нас. Ведь раньше такого никогда не было, чтобы все эти преподаватели были на одном курсе. Это были прочные знания, мы старались впитывать в себя каждое их слово, – отметила Татьяна Валентиновна. – И неудивительно, что у меня изменились приоритеты – я полюбила русский язык.
25 лет в профессии
15 августа 1996 года, после окончания вуза, Татьяна Ковалёва пришла работать в свою родную школу. И все те люди, которые были её учителями, стали её коллегами. Как молодому учителю, Татьяне Валентиновне, конечно же, хотелось показать, что она готова к работе и достойна быть учителем.
– Говорят, что начинать работать в своей школе всегда легче. Но нет, наоборот, тяжелее, потому что ты боишься ошибиться. Ты стараешься, чтобы всё было хорошо. Ведь вокруг тебя – твои же учителя, – подчеркнула она.
По словам Татьяны Валентиновны, стать учителем русского языка и литературы она решила из-за любви к этим предметам:
– Ведь очень хочется, чтобы дети были грамотными и много читали, обогащая свой духовный мир.
За годы работы педагог сталкивалась и со сложными детьми, с которыми не сразу удавалось найти общий язык.
– Учитель – это тот, кто понимает детей, поэтому я для них – старший товарищ, который может дать дельный совет в нужной ситуации, – подчеркнула Татьяна Ковалёва.
Чтобы решить возникающие проблемы, она обычно несколько дней наблюдает за ребёнком, спокойно воспринимает все его выпады. Затем Татьяна Валентиновна анализирует, почему он так себя ведёт, и оставляет на разговор один на один:
– Я разговариваю не свысока, конечно же, потому что это ребёнок. Если он хочет стать лидером, необходимо просто направить его буйную и неуёмную энергию в нужное русло. Всегда можно найти выход из ситуации и пойти на компромисс, необходимо просто понимание.
О современном образовании
Часто мы можем слышать о том, что в советское время образование было лучше. Однако Татьяна Ковалёва с этим не согласна. По её словам, современное образование такое же надёжное и прочное.
В настоящее время благодаря новым информационным технологиям школьники могут развивать и проявлять свои потенциальные способности. Также в настоящее время современные технологии дополняют традиционный формат обучения. Например, Смоленский центр «IT-Куб» будет полезен ребятам, которые в дальнейшем планируют поступать в технические вузы на IT-специальности. Юные программисты под руководством сертифицированных педагогов смогут освоить ряд востребованных направлений.
– В наше время этого не было. Кроме того, раньше мы не знали, кто такие Цветаева, Ахматова, Булгаков. Сейчас творчество этих писателей и поэтов доступно, настолько шире стало пространство образования, – отметила Татьяна Валентиновна.
Кроме этого, учителя со школьниками посещают различные мероприятия, музеи, выставки.
– До пандемии, изучая культурное наследие нашего народа, мы посещали Михайловское, Новоспасское, Хмелиту, Гнёздово, Катынь. Сейчас благодаря виртуальным экскурсиям возможностей стало больше, – пояснила учитель.
Положительной стороной современного образования можно считать прохождение государственной итоговой аттестации. Единый государственный экзамен создаёт равные возможности для всех выпускников школ при поступлении в высшие учебные заведения, что является несомненным плюсом для школьников.
Поступление в вузы стало проще, объективнее и справедливее, отметила Татьяна Ковалёва. Высшее образования стало доступнее: дети из разных регионов получили возможность поступить в любой вуз, но, по словам педагога, в этот важный период жизни выпускника очень нужна поддержка учителей и родителей, которая вселяет уверенность в себе.
О коллективе школы и родителях учеников
Татьяна Ковалёва рассказала о коллективе школы, в которой работает:
– Успешная работа школы немыслима без сплочённого профессионального творческого коллектива, объединённого единым подходом к ребёнку. Душевная теплота каждого из наших коллег помогает справиться с любой проблемой и разделить радостные моменты в жизни каждого ученика.
Современное образование ежедневно ставит перед коллективом школы разноплановые задачи, решение которых требует от учителей постоянного повышения их компетентности и профессионализма.
– Сплочённость в коллективе во многом зависит от руководителя, который определяет стратегию развития школы и потенциал каждого педагога и создаёт рабочую атмосферу в коллективе, – считает Татьяна Валентиновна. – Наш директор Елена Владимировна Ботулева задаёт вектор деятельности административной команды, которая, в свою очередь, создаёт оптимальные условия для решения современных образовательных задач, определённых стратегией развития образования города и региона.
Решать эти задачи коллективу школы, несомненно, помогают родители. Со слов Татьяны Валентиновны, «даже если возникает какая-то проблема, они просто приходят поговорить, всегда откликаются на любую просьбу».
С особой благодарностью учитель рассказала о сюрпризе, который подготовили для неё родители. В классе на стене они нарисовали портреты Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова, а также написали её любимые стихотворные строки, в том числе: «Всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно…».
Стоит отметить, что школа на протяжении многих лет сотрудничает со Смоленским государственным университетом, издательством «Антология», Российским фондом мира, благодаря которому до пандемии школьники ежегодно ездили в международный детский лагерь мира и дружбы «Крыничка» и в 2019 году стали его победителями.
Также работы учащихся средней школы № 24 вошли в сборник «Дорогами Катюши», который был издан по итогам реализации одноимённого проекта, инициированного Смоленским отделением Российского фонда мира. В прошлом году дети участвовали в онлайн-конкурсе «Мы читаем Балтрушайтиса», организатором которого выступила региональная общественная организация «Литовский дом», а недавно школа начала сотрудничать с Национальным конгрессом Смоленской области.
– Конечно, все наши достижения можно перечислять долго, и очень приятно, что мы взаимодействуем со многими организациями, – сказала Татьяна Ковалёва. – Мы готовы сотрудничать со всеми, если это сотрудничество идёт на благо наших детей.
Ожидания от профессии и реальность
Ранее Татьяна Ковалёва считала, что основные задачи учителя – это прийти в школу, провести несколько уроков и проверить знания детей.
– Реальность оказалась иной: ты приходишь в школу, чтобы не только провести урок, но и окунуться в жизнь ребят. Ты выслушиваешь их беды и радости. Ты с ними проживаешь жизнь. Вот этого я не ожидала, но так получается, – подчеркнула учитель.
Также она добавила, что в своё время её сын говорил о том, что она знает о детях в школе больше, чем о нём:
– С высоты лет я понимаю, что он прав. Как говорят учителя: «Наши дети заброшены, потому что в это время мы думаем о других».
Говоря о будущем, Татьяна Валентиновна пожелала всем учителям профессиональных успехов, талантливых учеников и верных союзников в лице родителей.
А в завершение разговора Татьяна Ковалёва поздравила всех учителей Смоленска, преподавателей и декана филологического факультета Смоленского государственного университета с началом нового учебного года и пожелала крепкого здоровья, творческих успехов и удачи.
Фото: из личного архива Татьяны КОВАЛЁВОЙ
Алена Шашкина