Александр Иванов: «Действительно, такие фильмы надо внедрять в образовательную программу»
На телеканале «Россия-24» завершился показ многосерийного фильма Тихона Шевкунова «Гибель Империи. Российский Урок». В этой работе подробно разбираются обстоятельства того, почему в России в 1917-м году оказались возможными сначала свержение многовековой монархии, а потом и установление диктатуры агрессивного меньшинства.
Так, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и информационно-правовых дисциплин Смоленского филиала ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия» Александр Иванов посмотрел фильм «Гибель Империи. Российский Урок» и рекомендует его для изучения школьникам и всем любителям истории.
«Действительно, такие фильмы надо внедрять в образовательную программу и пропагандировать. Режиссер приводит много фактов, которые я еще читал в конце 90-ых годов. Но потом данная информация почему-то исчезла из наших учебников или была как-то подретуширована. Мы, историки, об этом знаем, но большая часть населения, к сожалению, не в курсе», – отметил Александр Михайлович.
В связи с этим, по его мнению, необходимо выделять большее количество часов в образовательных учреждениях на изучение родного Отечества. В настоящее время учащиеся и студенты вскользь изучают те или иные исторические события. Однако о них следует знать с разных точек зрения, что, зачастую, невозможно из-за отсутствия времени по образовательной программе.
«У нас в школе надо читать непосредственно вот этот учебник – мы его и изучаем. Раньше было предоставлено огромное количество пособий и хрестоматий. Каждый учитель выбирал для себя, по какому учебнику преподавать. Это давало возможность ознакомиться с разными точками зрения, – сообщил Александр Иванов. – Если человек углубленно изучает историю и ему это нравится, то он, конечно, найдет этот фильм «Гибель Империи. Российский Урок» и посмотрит».
По его словам, Тихон Шевкунов в удобной и доступной форме рассказал о том, что Россия была достаточно развитым государством не только в Европе, но и в мире в целом. Но несмотря на это, внутри страны были нерешенные проблемы, которые в конечном счете и привели к Февральской и Октябрьской революциям, – рабочие были недовольны властью государя.
Стоит подчеркнуть, что Россия к 1917 году по сравнению с началом царствования Николая II нарастила производство чугуна в 4 раза, меди – в 5 раз, каменного угля в 5 раз, а основной капитал машиностроительной отрасли с 1911 по 1914 годы возрос в 2 раза. Россия производила перед 1-й Мировой Войной 9,4% мирового ВВП и занимала 4-5 место в мире по его объему.
При этом земельный вопрос не был решающим фактором в революции. К 1916 году в европейской части России 90% пашенной земли было в руках крестьянства, а в азиатской части империи – все 100%. Проблема заключалась в том, что в руководстве страны, в верхушке Государственной Думы и армии вызрел заговор – предательство части национальных элит.
Кроме того, большую роль в трагедии 1917 года сыграли наши так называемые «союзники» – Великобритания и Франция, которые впрямую потакали заговорщикам. Британская делегация во главе с лордом Милнером и вовсе ставила ультиматум императору, в котором требовали фактически изменения государственного строя в России в связи с введением концепции «ответственного» (перед Думой) правительства. И это в период войны с Германией на истощение.
Предательство элит было более трагично, что Россия в начале 1917 года находилась на пороге выигрыша в войне – во время весенне-летнего наступления императорская армия наверняка бы прорвала германские позиции и Россия получила бы в итоге все обещанные ей по договору Сайкса-Пико территории и громадную контрибуцию. Революция стала, фактически, ударом спину воюющей стране.
«Ничего нового для себя, как для историка, в фильме Тихона Шевкунова я не услышал. Я с ним согласен в этих концепциях. Например, то что задел будущего истории России был положен еще непосредственно в царский период. У нас были развиты авиация, флот, – пояснил Александр Иванов. – Но та же самая революция, которую провели сначала в феврале, свергнув царя, и потом шесть месяцев попыток государственного переворота привели к гражданской войне, уничтожению той самой национальной элиты».
Фото: smotrim.ru
Алена Шашкина