Смолянам рассказали об изменениях в сдаче экзаменов на водительские права
С 1 апреля этого года вступают в силу изменения в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
Так, наиболее значительным является исключение практической части на закрытых площадках. Теперь сотрудники ГИБДД будут смотреть на навыки вождения обучающихся только в городских условиях. Новое правило станет актуальным для легковых, грузовых автомобилей, а также автобусов и составов транспортных средств.
По словам начальника МОРЭР ГИБДД России по Смоленской области подполковника полиции Евгения Червякова, проверка первоначальных навыков вождения на закрытой площадке ранее была необходимой для определения степени подготовленности кандидата в водители, прибывшего для сдачи экзамена после самостоятельной подготовки. Это являлось допуском к управлению в условиях реального дорожного движения.
В настоящее время в результате произошедших в 2012-2014 годах изменений законодательства самостоятельная подготовка отменена. К сдаче экзаменов допускаются только лица, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение: подготовка водителей отнесена к профессиональному обучению.
«Основными причинами ДТП, произошедших по вине водителей транспортных средств являются несоблюдение очередности проезда перекрестков, нарушения правил проезда пешеходного перехода, неправильный выбор дистанции, выезд на полосу встречного движения, нарушения требований расположения транспортного средства на проезжей части», – подчеркнул Евгений Сергеевич.
В то же время доля ДТП, совершенных водителями при движении задним ходом или парковке, проверяемые при проведении экзамена по первоначальным навыкам управления на площадке, является незначительной. Комплекс упражнений позволяет проверить умение кандидата в водители осуществлять параллельную парковку, движение и маневрирование задним ходом, въезд в бокс задним ходом, разворот в ограниченном пространстве, остановку и начало движения на подъеме.
При этом, как показывает практика, данные упражнения лишь имитируют ощущение управления транспортным средством в условиях реального дорожного движения. Вместе с тем, вышеуказанные навыки управления транспортным средством могут оцениваться и при проведении практического экзамена в условиях дорожного движения.
В связи с этим, постановлением предусматривается дополнение практического экзамена в условиях дорожного движения проверкой умений и навыков, которые в настоящее время проверяются на экзаменационной площадке.
«Перечень маневров и действий на экзаменационном маршруте дополнен маневрами и действиями, ранее выполняемыми на закрытой площадке, – рассказал Евгений Червяков. – Места для их выполнения которых предусмотрены на участках дорог с малоинтенсивным движением, на тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки и на территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов».
Также, по словам Евгения Сергеевича, постановлением предусмотрено нахождение за дублирующими органами управления транспортным средством только экзаменатора, в то время как сейчас допускаются и инструктора обучающих организаций.
Изменяются и сроки назначения пересдачи экзаменов. Если сейчас по сдаче теории это не менее чем через 7 дней, а после трех неудачных попыток не менее чем через 30 дней, то с 1 апреля определены и максимальные сроки, до которого должен быть назначен экзамен – это не ранее чем через 7 дней и не позднее 30 дней, а после трех неудачных попыток – не ранее чем через один месяц и не позднее 3 месяцев. Для практических экзаменов – не ранее чем через 7 дней и не позднее 60 календарных дней, а после трех попыток – не ранее чем через один месяц и не позднее 3 месяцев.
Помимо этого, вносятся изменения и в ПДД по вопросам осуществления учебной езды. Так, исключается запрет на осуществление учебной езды на автомагистралях, устанавливаются термины «обучающий вождению» и «обучаемый вождению», уточняется возраст, при наличии которого обучающиеся вождению могут допускаться к учебной езде. Теперь обучаемому вождению на категории «В», «С» или подкатегорию «С1» должно быть не менее 16 лет, а на автобусе – не менее 20 лет.
«При этом практический экзамен на мототранспортных средствах сохраняется в нынешнем варианте – на площадках закрытых от движения иных транспортных средств и пешеходов», – подчеркнул начальник МОРЭР ГИБДД России по Смоленской области.
Маршруты проведения экзаменов должны будут включать в себя перечень дорог (их участков) и территорий, на которых проводятся практические экзамены, и содержать набор элементов улично-дорожной сети, дорожных знаков и дорожной разметки, а также предусматривать возможность выполнения обязательных действий по заданию экзаменатора.
Но вместе с тем задания и порядок их выполнения определяется экзаменатором, что несомненно не позволит кандидатам выучить, где и как им поворачивать или останавливаться. Информация об утвержденных маршрутах размещается на официальном сайте Госавтоинспекции.
Количество проводимых практических экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством составляет в среднем около 30% от общего количества экзаменов.
Так, за 2020 год подразделениями Госавтоинспекции Смоленской области было проведено 58349 экзаменов, из которых 11505 (с первого раза – 4984, 39%) – теоретических экзаменов, 16380 (с первого раза – 5402, 33%) практических экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортным средством и 21640 (с первого раза – 2072, 9,6%) практических экзаменов по управлению транспортными средствами в условиях дорожного движения.
Предполагается, что сокращение количества проводимых экзаменов положительно скажется на времени получения гражданами государственной услуги, позволит уменьшить количество их обращений в экзаменационные подразделения и, как следствие, повысить качество и доступность оказываемой государственной услуги.
Фото: pixabay.com
Алена Шашкина