«НЕ-криминальное чтиво»: Пушкин, фанфики и неовинтаж
Роль книг в современном цифровом мире, популярные книжные новинки и многое другое обсудили участники и зрители Public talk на тему «Не-криминальное чтиво» от Информационного центра по атомной энергии (ИЦАЭ) Смоленска.
Гостем онлайн-встречи стала кандидат филологических наук, преподаватель Смоленского государственного университета Ирина Марусова.
По её мнению, чтение изначально было не для всех. В качестве доказательства Ирина Марусова привела роман Александра Пушкина «Евгений Онегин», в котором из всех персонажей читающими можно назвать только Онегина, Ленского и Татьяну. С тех пор, по словам филолога, мало что изменилось: не всем чтение может быть интересно и даже нужно.
Неовинтаж против гаджетов
Сегодня, в век информационных технологий, многие пользуются гаджетами, чтобы обработать информацию как можно быстрее.
«Если говорить о разнице между так называемым классическим чтением и цифровым, приведу такой пример: мои студенты говорят, что ничто не заменит запаха книг и шелеста страниц, но на парах сидят с гаджетами, потому что не всегда есть возможность купить книгу или даже приобрести её в библиотеке. Для меня электронная книга – это, скорее, рабочий инструмент, а книга «живая» хороша тем, что воздействует на все органы чувств», – рассказала Ирина.
Она отметила, что современные издатели это понимают и выпускают «старые и потрёпанные» книги, на которых есть пожелтевшие штампы и переплёт, пятна от кофе. Сейчас даже есть целое направление – неовинтажная книга.
Фанфики
Электронное чтение тоже имеет свои жанры, считает эксперт. Например, это фанфики и блоги.
«Что касается фанфиков, то это очень своеобразная литература. Она предназначена для определённого круга и очень редко переходит в печатную форму, хотя есть и неплохие исключения. Например, знаменитый фанфик о Гарри Поттере – «Гарри Поттер и методы рационального мышления».
Однако у них есть недостаток, который сформирован электронной средой их существования, – некоторая небрежность стиля», – рассказала филолог.
Современная несовременность
Говоря о современной литературе, Ирина Марусова отметила, что, начиная с 2000-х годов, появляется много интересных произведений и авторов, с которыми, вспоминая Абрама Терца, можно гулять.
Сейчас, по её мнению, очень популярен жанр «роман-эпоха», когда берётся длинный временной отрезок и нарезка из разных персонажей так или иначе связанных между собой, но при этом существующих в разных исторических эпохах и разных странах или городах. Примером такой литературы может послужить роман Сергея Кузнецова «Калейдоскоп: расходные материалы».
Популярен сегодня и поствикторианский роман. Например, Диана Сеттерфилд и её произведение «Пока течёт река».
«Детектива - это любовь»
«Если говорить о главном современном жанре, – это детектив», – считает эксперт. Детективная фабула, по её словам, сейчас присутствует практически в любом романе. Есть университетские детективы, есть даже филологические детективы, связанные с розыском какого-либо документа или артефакта.
«А вот, что касается научной фантастики, то этот жанр, по моему мнению, в настоящее время представляет собой проблему. Мне кажется, что научная фантастика осталась где-то в прошлом, когда был важен именно пафос научного знания. Например, произведения Жюля Верна, или фантаста Ивана Ефремова», – отметила Ирина Марусова. По её словам, 20-й век – это мощное научное развитие, но и определённое разочарование, потому что мир добрее не стал. Поэтому постепенно акцент от чистой науки смещается к социальным проблемам, как, например, в романах «Далёкая радуга» или «Град обречённых» братьев Стругацких.
«Я думаю, и сейчас время социальной фантастики, но элемент научности тоже сохраняется, как, например, в романе Ника Харкуэя "Гномон"», – полагает Ирина.
Подарок от Деда Мороза
Говоря о детской литературе, эксперт отметила, что современные дети неохотно читают классическую детскую литературу, например, Карлсона или Незнайку. Они предпочитают сами выбирать книги для чтения. Но есть одна хитрость – книжку, которую надо, чтобы ребенок прочитал, должен принести Дед Мороз. «Мамины книжки побоку, а вот книжки от Деда Мороза прочитаны все», – поделилась Ирина собственным опытом.
Среди современных авторов она отметила серию научно-популярных книг известного учёного Стивена Хокинга о Джордже и произведения двух смоленских писательниц-биологов Марины Дороченковой и Анны Кравчук, которые, кстати, являются частыми экспертами семейного проекта ИЦАЭ Смоленска «Академия нескучных наук».
Наше всё на все времена
Современным писателем смело можно называть и Пушкина, который занимает особое место во всей мировой литературе. «У нас всё связано с Пушкиным, он становится героем фанфиков, находится в активной памяти и лексиконе у писателей», – убеждена филолог.
На вопрос о том, какую роль на себя принимает она сама, когда читает книгу, Ирина ответила, что чувствует себя «попаданцем».
«Я попадаю в атмосферу книги. Вообще книга – это любовь. Если писатель нравится, если он находит отклик, значит – он твой, и пренебрегать этим не стоит»,– подчеркнула Марусова.
Посмотреть полностью Public talk от ИЦАЭ Смоленска можно по ссылке.
Фото: pixabay.com