В день рождения уроженца Смоленска Семена Лавочкина московский Музей Победы расскажет о его легендарных самолетах
В московском Музее Победы открывается экспозиция вооружения, военной техники и инженерных сооружений. Здесь представлен макет Ла-5. Этот самолет был в составе 4-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС Балтийского флота.
Отметим, что на самолетах авиационного конструктора Семена Лавочкина в годы Великой Отечественной летали прославленные летчики-истребители: дважды Герои Советского Союза Кирилл Евстигнеев (56 побед), Виталий Попков (42 победы), Алексей Алелюхин (57 побед), Николай Скоморохов (46 побед), Владимир Лавриненко (46 побед), Амед-Хан Султан (49 побед) и многие другие. За штурвалом «лавочки» летал и самый результативный советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб.
Семен Лавочкин родился 11 сентября 1900 года в Смоленске. Окончил Московское высшее техническое училище. Перед войной совместно с Владимиром Горбуновым и Михаилом Гудковым сконструировали истребитель ЛаГГ-3. Именно на нем советские летчики отражали первые воздушные атаки Германии на СССР.
Поскольку ЛаГГ-3 уступал немецким самолетам, летом 1942 года на его основе был разработан и запущен в производство советский истребитель Ла-5. Это одноместный деревянный моноплан с закрытой кабиной и убирающимся шасси. С 1943 года на самолете был установлен новый фонарь с передним и задним бронестеклами, обеспечивавший обзор задней полусферы. Вооружение самолета состояло из двух синхронных 20-мм пушек ШВАК, смонтированных над двигателем.
Конструкция Ла-5 обладала большой живучестью в бою и почти не содержала дефицитных авиаматериалов. Единственным исключением была дельта-древесина, в состав которой входили импортные смолы. Но постепенно доля дельта-древесины в конструкции снижалась. Ее заменяли на сосну.
Впервые истребитель Ла-5 участвовал в боевых действиях во время Сталинградской битвы осенью-зимой 1942-1943 годов. Самолет отлично проявил себя и полюбился нашим летчикам. По летно-техническим характеристикам Ла-5 даже обладал преимуществами перед немецкими самолетами Мессершмитт Вf-109 и Фокке-Вульф FW 190А.
На самолетах Лавочкина разных модификаций советские летчики сражались с врагом и в ходе Курской битвы. Во время одного из боев в июле 1943 года старший лейтенант Александр Горовец на Ла-5 атаковал большую группу немецких пикирующих бомбардировщиков. Он сбил девять «Юнкерс Ju-87» и заставил остальных отступить и сбросить бомбы мимо цели.
В процессе серийного производства Ла-5 непрерывно модернизировался. Появились Ла-5Ф, Ла-5ФН и Ла-7.
В марте 1943 года на вооружении ВВС Красной Армии поступил улучшенный вариант Ла-5ФН с форсированным двигателем. Он обладал более высокими скоростными и пилотажными качествами.
Во время войсковых испытаний на Брянском фронте весной 1943 года четырнадцать Ла-5ФН провели 25 воздушных боев. Советские летчики сбили 33 самолета противника, потеряв лишь четыре своих.
Ла-5ФН в 1943 году стал сильнейшим истребителем на советско-германском фронте.
В 1945 году был запущен в серийное производство Ла-7. Он стал последним самолетом, созданным под руководством Семена Лавочкина в годы войны.
Ла-7 был одним из лучших самолетов не только Великой Отечественной, но и Второй мировой войны.
Всего в период с 1942 по 1945 год было изготовлено свыше 22 тысяч самолетов Ла-5 и Ла-7.