Городская среда в Смоленске до сих пор не комфортная
В администрации региона под председательством губернатора Алексея Островского состоялось очередное заседание Межведомственной комиссии по обеспечению реализации на территории Смоленской области приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Главной темой заседания стало подведение итогов выполнения проекта в муниципалитетах, а особое внимание уделили лицу области – Смоленску. Почему именно столице субъекта? Исключительно по причине полного провала программы в крупнейшем городе региона.
Для начала напомним читателям историю вопроса. О старте беспрецедентного даже по общероссийским меркам проекта – в федеральном бюджете 2017 года на него было предусмотрено 20 миллиардов рублей – в конце 2016 года объявил президент Российской Федерации Владимир Путин.
Безусловно, Смоленская область приняла участие в проекте, получив на эти цели из бюджета Федерации сумму в размере 174,7 миллионов рублей. Почти 41 миллион, согласно требованиям программы, был направлен в качестве софинансирования из средств регионального бюджета. Таким образом, общая сумма, которую выделили на благоустройство дворовых территорий и мест массового посещения граждан (парки, скверы, площади и т.п.) составила более 216 миллионов рублей (с учетом средств муниципальных бюджетов). Напомним также, что две трети этой суммы нужно было направить на ремонт дворов, одну треть – мест отдыха смолян. С учетом иных требований, предъявляемых к муниципалитетам-участникам проекта, бОльшая часть средств – порядка 70% – была предоставлена Смоленску, власти которого планировали отремонтировать 33 двора и 3 сквера.
К слову, в областном центре, как говорится, сразу «что-то не заладилось» – проблемы начались уже с проведения конкурсных процедур, а точнее, с подготовки документации. Затягивание сроков работ – на большинстве территорий Смоленска они начались тогда, когда в части муниципалитетов их уже завершали – привело к первым кадровым перестановкам в администрации города и обещаниям «устранить недочеты». Тогда же, напомним, городские власти уже начали прибегать к помощи муниципальных предприятий и обращаться за содействием к областным властям, все чаще оправдываясь тем, что конкурсы на ремонт дворов выиграли недобросовестные подрядчики. Это, забегая вперед, было первым серьезным звонком, да и жители города начали все чаще говорить о том, что приоритетная программа буксует – дворы перекопаны, а работ в них зачастую не наблюдается.
С учетом важности проекта «Формирование комфортной городской среды» особое внимание его реализации, причем с первых шагов, уделял губернатор Алексей Островский, который возглавил Межведомственную комиссию, лично проводя ее заседания. Стоит отметить, на доброй половине из них администрации Смоленска указывали на выявляющиеся тогда недочеты. О минусах в реализации проекта говорили депутаты городского Совета и областной Думы, руководители органов исполнительной власти и общественники, ставшие в этой ситуации рупором горожан.
И вот, в 2018 году Смоленщина, как и другие субъекты Федерации, вступила в новый этап реализации приоритетного проекта. Он, к слову, должен стать еще более масштабным – и по числу муниципалитетов-участников, и по объему выделенных на него средств – ни много ни мало, около 247 миллионов рублей.
Открывая нынешнее заседание Межведомственной комиссии, Алексей Островский еще раз акцентировал внимание участников совещания на том, что ответственность за реализацию проекта лежит на главах муниципалитетов. Впрочем, подчеркнул губернатор, и высшее должностное лицо субъекта в полной мере отвечает за ход всех работ: «Меня как главу региона не может не беспокоить этот вопрос, так как он инициирован главой государства. А наши граждане свои ожидания и надежды в связи с реализацией данной программы связывают, в первую очередь, с президентом, а также с теми, кто возглавляет регионы, выполняя поставленные им задачи».
Тем не менее, поставленные задачи в муниципалитетах исполнялись по-разному, продолжил глава региона: «Исходя из представленной мне информации, я могу констатировать, что по итогам прошлого года жители отдельных муниципальных образований выразили удовлетворенность реализацией программы по формированию комфортной городской среды, по ряду районов – частично удовлетворены, а есть те, кто не удовлетворен вовсе, при том, что стартовые условия у всех муниципалитетов были равны. Поэтому мне бы хотелось, чтобы в этом году Смоленская область избежала ошибок, которые, возможно, по объективным причинам были допущены годом ранее. С учетом того, что это был новый проект, и даже для опытных глав муниципальных образований какие-то нюансы приходилось решать впервые. Для этого мы, собственно, сегодня и собрались».
С основным докладом по теме заседания выступила начальник регионального департамента по строительству и ЖКХ Елена Соколова. Напомнив участникам совещания основные параметры проекта – объем финансирования, количество отремонтированных дворов и скверов, Елена Анатольевна подчеркнула, что чаще всего о неудовлетворительном качестве выполненных в прошлом году работ сообщают жители областного центра. Смолян, что неудивительно, честно говоря, не устраивают такие вещи, как трещины в свежем асфальте, поврежденные бордюрные камни, уже пришедшие в негодность основания спортивных и детских площадок, проблемы с отведением ливневых вод. Тут, кстати, стоит отметить, что эта проблема иногда появлялась там, где ее не было, а иногда – усугублялась проведенными работами.
Делают ли с этим что-нибудь городские власти? Ответа начальника профильного департамента короткий: нет. Причем специалистов, да и жителей тоже, удивляет, что ремонт и устранение как выявленных в прошлом году недостатков, так и появившихся после зимы не проводится, несмотря на благоприятные погодные условия.
Среди причин низкого качества работ и чересчур долгого срока их выполнения Елена Соколова назвала отсутствие качественной сметной документации для подрядчиков вкупе с их низкой квалификацией. Говоря о работе, которая должна предшествовать исправлению проведенного ремонта, Елена Анатольевна заявила: «В городе Смоленске, невзирая на доведенные лимиты, объем работ, которые были признаны дефектными, на 65 миллионов рублей превысили допустимые рамки. В результате чего потребовалось исключение части работ, ранее согласованных жителями. И, на мой взгляд, самое существенное – это то, что администрацией города абсолютно не велась претензионная работа с подрядными организациями». Обратив внимание на то, что это говорит о явной нехватке контроля за проведением работ со стороны городской администрации, нужно остановиться и на этой фразе: «потребовалось исключение части работ, ранее согласованных жителями». Налицо, на наш взгляд, не менее явное пренебрежение администрацией Смоленска одним из важнейших требований к выполнению приоритетного проекта, о котором неоднократно заявлял Алексей Островский: участие в нем самих жителей городов, в которых он реализуется, а также максимально полное соответствие результатов благоустройства тому, что было представлено в проекте. О последнем требовании говорилось действительно не раз, и не очень понятно, почему сотрудники городской администрации еще на начальном этапе не принимали мер, направленных на предупреждение подобных ситуаций.
Глава Смоленска Владимир Соваренко, которому предоставили слово для доклада об итогах реализации проекта «Формирование комфортной городской среды» в областном центре в 2018 году, не стал возражать выступавшим и признал существование всех перечисленных проблем, выставив оценку своей работе и, одновременно, деятельности своих подчиненных. «Конечно, оценку нам за это должны поставить самую неудовлетворительную», – именно так прозвучала фраза руководителя столицы субъекта.
Обсуждение итогов выполнения приоритетной федеральной программы продолжилось выступлением руководителя регионального исполкома Народного фронта «За Россию» (ОНФ) Наталии Семенцовой. Проинформировав участников заседания о деятельности центров мониторинга, сформированных общественниками, Наталия Анатольевна остановилась на самых острых, на их взгляд, проблемах. И снова прозвучала информация о пренебрежении городскими властями мнением жителей домов, чьи дворовые территории подлежали благоустройству. «Мы устанавливали факты, когда проект и смета обговаривались с людьми, а потом без них менялась внутренняя структура этого проекта и, в том числе, сметная документация. Люди узнавали об этом уже после того, как работы были фактически исполнены», – заявила руководитель исполкома ОНФ, подтвердив свои слова обращениями смолян, проживающих в ряде домов по улице Рыленкова. Там, по словам Наталии Семенцовой, даже приемка проведенных работ проводилась без участия в этом процессе жильцов, которые дают очень емкую оценку итогам благоустройства. «Люди считают, что проект, несмотря на то, что хотели улучшить комфорт во дворах, не состоялся. Ощущение, что мы не улучшили ситуацию, а просто освоили деньги», – подчеркнула общественница.
Наталия Семенцова также рассказала участникам совещания об опыте общения организации с администрацией города – обращения ОНФ к Павлу Бабюку, заместителю главы города по городскому хозяйству, по сути, не принимались во внимание. Наиболее очевидно это стало, например, во время визита в областной центр члена центрального штаба ОНФ Светланы Калининой и осмотра ею детских площадок, установленных в рамках реализации проекта. «Многие из этих площадок нельзя считать безопасными: часть конструкций не закреплена, болты не скрыты, площадки просто стоят под своим весом. Мы ждем какой-то ситуации, которая чревата потерей здоровья ребенка. Это недопустимо», – заявила руководитель исполкома ОНФ.
В свою очередь, депутат Смоленской областной Думы Тамара Максимчук также констатировала, что, несмотря на неоднократные обращения в администрацию города Смоленска, ситуация в целом не изменилась. «Претензионную работу нужно было начинать как минимум на полгода раньше, но даже эти действия были предприняты после того, как мы вместе со старшими по домам и общественниками провели мониторинг всех дворов, отремонтированных в Смоленске. Указанные нами недостатки по 42 дворам, то есть, почти все, что общественники увидели, были подтверждены специалистами администрации. На сегодня ситуация не пришла к значительным сдвигам и до сих пор не улучшилась», – отметила депутат. Кроме того, Тамара Яковлевна еще раз обратила внимание всех участников совещания, в том числе и главы города, на недопустимость исправления дефектов, допущенных при благоустройстве, в ноябре или декабре: «Мы требуем, чтобы сейчас, в очень жесткие сроки были проведены переговоры с подрядчиками, чтобы они выполняли работы, претензии по которым они признают, до 15 июля. Это возможный срок».
Свою коллегу по депутатскому корпусу поддержал и председатель областной Думы Игорь Ляхов. Отметив, что ряд муниципалитетов, например, Ярцево, сумели оперативно устранить выявленные еще во время работ недостатки, руководитель регионального парламента заявил: «В Смоленске ситуация диаметрально противоположная. Очевидно, что у властей Смоленска, а туда направляется 70% средств программы, нет желания участвовать в проекте. Они не хотят этим заниматься». По мнению Игоря Васильевича, результаты реализации проекта в прошлом году должны стать основанием для принятия серьезных кадровых решений в городской администрации: «Мы обратимся в городской совет, чтобы поставить вопрос об оценке деятельности заместителя главы города Павла Бабюка – ответственного за реализацию проекта в Смоленске. Настолько халатно относиться к своим обязанностям нельзя. Также я рекомендую оценить работу профильного зама и главе города. Мы не должны быть исключены из программы, исходя из того, что мы не реализовали ее как следует. Наши дворы требуют капитального ремонта, поэтому нужно переходить к действенным мерам».
Здесь стоит отметить, немного отойдя от темы повествования, что во время заседания стало известно: замглавы Смоленска по городскому хозяйству Павел Бабюк в день проведения совещания вообще не находился в городе. В самые горячие для строительства дни, когда погода более чем благоприятствует и ремонту, и устранению допущенных ранее ошибок, Павел Сергеевич не счел нужным внести коррективы в свои планы и отправился в отпуск. Куда именно, во время заседания, естественно не сообщили, поскольку это уже совсем не относилось к предмету обсуждения, но ясно одно: точно не в один из смоленских дворов, требующих повторного благоустройства.
Точку в обсуждении вопроса об итогах формирования комфортной городской среды в 2017 году поставил Алексей Островский, дав ряд поручений своим подчиненным. Так, областная жилинспекция под руководством Елены Печкуровой должна усилить работу «по выявлению неблагоприятных фактов реализации приоритетного проекта по формированию комфортной городской среды на территории региона, а также принять все необходимые меры в рамках имеющихся полномочий». В свою очередь, Людмиле Ковалевой, возглавляющей департамент по осуществлению контроля и взаимодействию с административными органами, поручено провести комплексную проверку выполнения программы на Смоленщине: «В случае выявления фактов, подтверждающих нарушение действующего законодательства, направить соответствующие материалы в правоохранительные органы».
– А что касается Ваших, Игорь Васильевич, абсолютно обоснованных претензий к заместителю главы города по жилищно-коммунальному хозяйству, то везде за все отвечает первое лицо. В стране отвечает президент, в регионе – губернатор, в муниципальном образовании – глава, – резюмировал губернатор.
Фото: admin-smolensk.ru
Алексей Матвеев