Смоленская мастерица раскрывает секретный код древних славян
В областном Центре народного творчества открылась персональная выставка мастера по ручной набойке на льне Людмилы ГРАМАЖОРЫ. Здесь можно увидеть самые разные образцы сувенирной продукции, в основе которых – возрождённая технология старого народного промысла.Персональная выставка мастерицы – своеобразный способ отметить 15-летие творческой деятельности и подвести некие итоги, представив результаты своего труда.
– Техника ручной набойки – старый народный промысел, который был известен на Руси издревле, – рассказывает Людмила Грамажора. – Но когда в 2000 году я решила этим заняться, оказалось, что не только на Смоленщине, но даже в России таких мастеров уже давно нет. Поэтому мне пришлось в буквальном смысле возрождать традиции.
Прежде чем приступить к практическому освоению ремесла, Людмила Павловна тщательно изучила архивные материалы. В частности, труды профессора археологии Е.Н. Клетновой, написанные на основе исследований на рубеже XIX–XX веков в Вяземском и Духовщинском уездах Смоленской области. Дело в том, что любой старинный орнамент – это графически зашифрованное послание, и чтобы правильно его передать, не ошибиться в нюансах, необходимо в совершенстве владеть «техникой чтения».
– Каждый узор, который наши предки наносили на свои изделия, несёт определённый смысл, – говорит Людмила Грамажора. – Чаще всего в орнаментах использовались обережные символы: здоровья, гармонии, плодородия. Есть элементы, взятые нашими предками из природы и быта: засеянное поле, вспаханное поле, цветы.
В узорах, которые Людмила Павловна использует в своих работах, – подлинные орнаменты старых мастеров Смоленщины. Они взяты с оригинальных изделий, хранящихся в музеях и частных коллекциях. Например, на выставке представлены несколько полотенец, рисунок на которых скопирован с обрядовых рушников Касплянского района.
– Эти свадебные полотенца хранились у одной моей знакомой, – поясняет Людмила Грамажора. – Они передавались в семье из поколения в поколение. На оригиналах узор был выткан. И я полгода занималась им, чтобы передать уже в технике набойки. Дело в том, что на льне довольно сложно напечатать такой тонкий узор – надо знать всю технологию подготовки. Но у меня навык есть в области полиграфии, поэтому всё получилось.
Обережные символы древних славян можно увидеть на многих изделиях Людмилы Павловны: на салфетках, народных рубахах, косынках, сумках и даже чехлах для сотовых телефонов. Последнее, пожалуй, наиболее яркий пример гармоничного сочетания старых традиций и современных тенденций.
В самой технике ручной набойки, на первый взгляд, нет ничего сложного. Берёшь деревянный шаблон, макаешь в краску и ставишь оттиск на ткани. Однако на деле всё оказалось не так просто. В этом на собственном опыте убедились все, кому довелось попрактиковаться на мастер-классе Людмилы Грамажоры. Чтобы узоры хорошо пропечатались, необходимо учитывать много нюансов: и количество нанесённой краски, и силу нажима, и даже угол, под которым следует проводить кистью…
– То, что делает Людмила Павловна, сохраняя народные традиции, очень важно, – заметила, открывая выставку, начальник областного департамента по культуре и туризму Ольга КОРСАК. – Можно сказать, что сохранение традиций – это сейчас главная задача нашего общества. Ведь именно благодаря этому наши обычаи, наши корни, наша суть передаются из поколения в поколение. Я уверена, что изделия Людмилы Павловны есть практически в каждом доме у смолян. У меня, например, есть её салфетки. Поэтому хочу пожелать мастеру творческого настроения, полёта фантазии и не останавливаться на достигнутом.
Однако, как оказалось, работы Людмилы Грамажоры есть не только у смолян. Например, Владимир Жириновский приобрёл у мастерицы русскую рубаху. А звёздная чета Жанна Болотова – Николай Губенко постоянно покупают у неё сувениры. Поэтому, когда супруги отмечали золотую свадьбу, Людмила Павловна подарила им свой оберег…
Кстати, обережные фигурки из льняных ниток: ангелы, человечки, животные – тоже представлены на выставке. А ещё здесь есть небольшая картина «Лён», написанная отцом Людмилы Грамажоры. Для мастерицы это знаковая работа, которая как будто предопределила то, чем ей захотелось заниматься.
– Наверное, неким толчком для моего увлечения послужило засилье китайских сувениров, – поделилась Людмила Павловна. – В противовес этому я и решила делать именно смоленские сувениры. Традиционные для нашего региона. И сейчас мне хочется поднять эту работу на более высокий уровень.
Впрочем, уровень сувенирной продукции Людмилы Грамажоры уже отмечен специалистами. В 2014 году художественно-экспертный совет администрации Смоленской области признал её работы изделиями народных промыслов. А совсем недавно Людмила Павловна получила диплом победителя областного конкурса самобытного сувенира в номинации «Лучший льняной сувенир».
Экспертное мнение
Лариса ЗАХАРЕНКОВА, заведующая этнографическим музеем «Смоленский лён»:
– Мы с Людмилой Павловной познакомились ещё в 2000-х годах. И с тех пор она частый гость в нашем музее. Дважды выставляла свои работы. Много раз проводила мастер-классы. Вообще, она, как солдат, всегда является по первому зову. А когда мы открывали музей в Никольской башне, Людмила Павловна даже сбежала к нам из больницы.
Для нас очень важно, что она работает со льном. Эта культура – слава Смоленщины, то, чем гордится наш регион. И не менее ценно то, что Людмила Павловна использует в своих работах не какой-то абстрактный узор, а вдохновляется реальными орнаментами наших предков. А ставя древние символы на современные вещи, она даёт им новое развитие.
Вообще, мне кажется, чтобы старое ремесло продолжало жить, надо давать мастеру возможность творчества. Чтобы он мог не только копировать техники предков, но и создавать какие-то свои варианты. То, чем и занимается Людмила Павловна, используя в работе современные технологии нанесения узоров на ткань.
Кстати, мы даже взяли на хранение в музей несколько вещей, сделанных Людмилой Грамажорой. Потому что нам очень хочется, чтобы люди видели работы не только старых мастеров, но и наших современников. Чтобы понимали, что древнее искусство декорирования тканей живо. Что есть некая ниточка, которая соединяет прошлое, настоящее и будущее. И эта ниточка – творчество Людмилы Павловны.
Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ