Мотопробег «У Победы женское лицо» проследовал через Смоленск
С Мариной Миндолиной мы встретились вечером 20 июля, буквально сразу после того, как девушки-участницы мотопробега «У Победы женское лицо» прибыли в наш город. Наутро их ждали дороги Белоруссии и Прибалтики до Калининграда.Всего запланировано провести в пути 2 недели. Помимо Марины в пробеге участвуют Софья Омарова и Елена Фролова. Но организатором акции является все же Марина Миндолина, которая возглавляет Комитет женского мототуризма мотоциклетной федерации России и Комиссию женского мототуризма федерации туризма России. Мотопробег проходит при поддержке Российского военно-исторического общества.
- Вот такие две организации возрождают у нас мототуризм, как вид спорта, - рассказывает Марина. – С мототуризмом вообще не простая ситуация – то его к культуре относили, то к спорту. Но с 2012 года он прочно закрепился в числе спортивных дисциплин. И с 2013 года мы с девчонками постоянно ездим в мотопробеги.
Свой первый пробег мы посвятили самому первому в России женскому мотопробегу 1936 года. Здесь была интересная история. В 2012 году мы были в Ижевске, где изучали наследие Михаила Тимофеевича Калашникова. Он в то время был еще жив, но сильно болел. И мы, к сожалению, с ним не встретились. Зато в Музее спорта нам рассказали потрясающую историю. Оказывается в 1936 году жены руководителей и сотрудников Ижевского мотозавода на мотоциклах «ИЖ» устроили пробег от Ижевска до Москвы, чтобы на практике продемонстрировать достоинства продукции, которую выпускают их мужья. Что она настолько хороша и легка в управлении, что с ней справятся даже женщины и ижевские мотоциклы вполне можно запускать в серийное производство. Это был первый мотопробег, в котором не принимал участие ни один мужчина.
Нас эта история настолько потрясла и вдохновила, что мы решили своим первым мотопробегом повторить тот, самый, самый первый женский мотопробег. И в 2013 году мы отправились на встречу истории только в обратном направлении – из Москвы в Ижевск. Но двигались строго по тому же маршруту. Очень нас в Ижевске хорошо принимали. Знаковое такое было для нас событие.
- От Москвы до Ижевска путь не близкий. Не страшно было? Техника есть техника – и подвести может. Да и водители попадаются те еще…
- Техника у нас надежная. А водители, конечно, бывают всякие. Но в действительности водители ведут себя неадекватно по большей части в городах. А когда выезжаешь на трассу, там другой скоростной режим, там реальная опасность и водители автомобилей это тоже прекрасно понимают. И, как правило, на трассе не хамят и готовы оказать помощь, если что-то случается. На трассе все люди в гостях и ведут себя соответствующим образом.
- Значит в городе опасней?
- Да, в городе опасней. Они же здесь дома. Все рядом. Они мериться своей крутизной обязательно хотят. А на трассе все по-другому. Поэтому мы не боимся, и каждый год обязательно куда-нибудь отправляемся.
В прошлом году маршрут нашего мотопробега пролегал в Карелию. Из Москвы мы проехали через Кострому, Вологду, Медвежьегорск до самых Соловков. А оттуда доехали до Петрозаводска. Девчонки обратный путь до Москвы проделали через Великий Новгород. А у меня еще были соревнования в Финляндии по мототуризму, и я поехала через Сортавалу на Выборг. Там, конечно, дорог практически нет. Хотя написано, что федеральная трасса и даже кто-то ей занимается.
- А смоленские дороги как тебе?
- Смоленские дороги вполне себе нормальные. Сейчас, если бы не нормальные дороги, было бы очень опасно. Мы, когда в Смоленск ехали, попали в сильнейший дождь со шквалистым ветром. Нас накрыла огромная туча, выливались целые ведра воды. Мы не видели вообще куда едем. И если бы не нормальное дорожное покрытие, то нам бы эта поездка грозила бы большими неприятностями. Дорожные условия нам позволили эту стихию пройти без потерь.
- Из Смоленска, куда направится мотопробег?
- Сейчас мы направляемся в Прибалтику. В этом году все мероприятия, так или иначе, приурочены к 70-летию Победы. И мы не стали делать исключение и не считаем, что это банально. Такая годовщина – она одна. И ветеранов осталось немного, кто знает, сколько их останется к следующей круглой дате. Поэтому не стыдно провести еще одно мероприятие в честь 70-летия Победы. Единственное, когда мы думали о маршруте, перебирали, куда можно было бы поехать…
- И почему выбор пал на Прибалтику, а не, скажем, на Брестскую крепость?
- Мы сначала примерно так и думали – рвануть по российским Городам-Героям, по памятным местам нашей страны. Россия-то, она действительно огромна – за всю жизнь не объедешь. Но тут такая штука – у нас 70-летие Победы начали активно отмечать еще с января. И никого уже ничем не удивишь, тем более что само 9 Мая уже прошло. Вот мы и решили, что гораздо важнее напомнить о нашей общей истории белорусам, потому что мы все-таки заедем в Брестскую крепость, и с нашими друзьями в Прибалтике еще раз этот праздник отметить.
- Не боишься, что в Прибалтике от границы развернут обратно?
- А у них нет никаких оснований нас разворачивать. Мы обычные мототуристы, три девчонки.
Мы не намерены устраивать никакие политические акции. Мы действительно хотим встретиться со своими друзьями-мотоциклистами в Прибалтике и с теми людьми, с которыми они хотят нас познакомить и которые, может быть, к мотоциклетному движению не имеют никакого отношения.
Мы хотим рассказать им, как относимся к Победе, как нас эта дата вдохновляет. Рассказать истории женщин – настоящих героинь, участниц Великой Отечественной войны, которые защищали свою Родину. Мы хотим рассказать, как мы гордимся этими женщинами. Мы собрали специальные истории, и нам в этом помогло Военно-историческое общество. Например, моя история о моей землячке из Белгородской области Герое Советского Союза Надежде Никифоровне Федутенко. Она была летчиком-ассом, воевала в Прибалтике, а похоронена в Киеве, где провела последние годы жизни. Вот о чем мы хотим говорить – о том, что все мы жили в одной стране.
- Счастливого пути. Или что мотоциклистам обычно желают?
- Ни гвоздя, ни жезла.
- Ни гвоздя, ни жезла.
Фото: Дмитрий Прудников