У Смоленска отберут Роминтенского оленя?
Калининградцы всерьёз намерены потребовать от смолян возвращения бронзовой скульптуры Оленя, стоящей в сквере Блонье...Член правления Калининградского областного клуба краеведов Борис Адамов в интервью интернет-порталу kp.ru говоря о необходимости возвращения в Калининград сокровищ, пропавших в годы Великой Отечественной войны, заявил, что для поиска сокровищ "не обязательно копать землю и ворошить подземелья... Большое количество предметов находятся в других музеях и других местах России. Из императорской охотничьей усадьбы в Роминтене вывезли замечательную скульптуру оленя. Так он сейчас стоит в парке в Смоленске. Зачем? У нас она была уместнее. Забрать надо. По такой же схеме из Кёнигсберга в послевоенные годы вывезли много чего".
Речь идёт о ставшем за послевоенные десятилетия местной достопримечательностью бронзовом "Олене на Блонье". Площадка у скульптуры - одно из любимых мест отдыха и встреч смолян. И вдруг такое требование! Печально. Впору создавать общественное движение в защиту давно уже ставшей смоленской достопримечательности.
Побродив по просторам Интернета, можно выяснить, что у скульптуры Оленя, стоящей на Блонье, давняя и очень интересная история. В 1890 году в Роминтенской пуще в Восточной Пруссии побывал кайзер Вильгельм II. Природа пущи настолько понравилась ему, что он решил устроить здесь свою охотничью резиденцию. К 1893 году в пуще был построен деревянный охотничий дом. Позднее усадьба была украшена статуями животных.
Вильгельм не только отдыхал в своей роминтенской усадьбе, но и встречался здесь с иностранными политиками, в том числе с российским царём Николаем II и Сергеем Витте. В мемуарах последнего есть подробное описание встречи в охотничьей усадьбе.
Как пишет один из блогеров в "Живом журнале", когда Вильгельм II в Роминтенской пуще уложил красавца оленя с 16 отростками, то придворный скульптор Рихард Фризе обязан был запечатлеть его навечно. И в 1909 году скульптура бронзового оленя была поставлена на постамент у здания усадьбы.
"Судьба скульптуры разделила судьбу послевоенной миграции народов - её из Роминтенской пущи отправили туда, откуда прибыли основные потоки жителей в Кёнигсбергскую область – в Смоленск. И хотя, в 2009-м олень встретил своё 100-летие, он по прежнему в отличной форме", - замечает блогер из Калининграда. (http://droband1975.livejournal.com/)
Мы же, в свою очередь, заметим, что скульптура и по сей день находится в отличной форме благодаря тому, что Смоленск выделял немалые деньги на её реставрацию.
После Первой мировой войны охотничья усадьба Вильгельма II стала принадлежать государству. До наших дней усадьба не сохранилась. Часть её строений сгорела, часть была разобрана и перенесена в другие места.
А Олень после Второй мировой войны достался Смоленску. Стал родным для нескольких поколений смолян. И отдавать его назад мы, думаю, вряд ли согласимся.