Новости

В Смоленск пришло "Время Ангелов"

16 апреля 2015 года в 21:47
В КВЦ имени Тенишевых открылась выставка шедевров английской гравюры XVIII века.

Выставка «Время Ангелов» впервые представляет смоленскому зрителю признанные шедевры графики из всемирно известного цикла «Библия Маклина» в его полном объёме – все 70 полностраничных резцовых гравюр и 10 гравированных виньеток. Все работы – подлинники 18 века, о чём имеются соответствующие сертификаты. А уникальность экспозиции подчёркивает тот факт, что ни в одном из российских музеев полного собрания гравюр из «Библии Маклина» нет.
В Смоленск пришло quot;Время Ангеловquot;

- Выставка действительно необычная, - говорит её куратор, директор по рекламе компании «Артгит» Сергей СТРОГАНОВ. – Чтобы найти и собрать все гравюры цикла, понадобилось много времени и усилий. Но результат того стоил. Ведь здесь вы не просто видите иллюстрации к Библии, а, можно сказать, имеете возможность познакомиться с английским искусством 18 века в целом. Среди авторов работ – лучшие художники и гравёры Великобритании, в числе которых Филипп Де Лутербург, Джошуа Рейнолдс, Джон Опи, Франческо Бартолоцци, Уильям Гамильтон и другие.
В Смоленск пришло quot;Время Ангеловquot;

Вообще «Библия Маклина» - это очень дерзкая для своего времени идея, родившаяся в результате соперничества двух английских торговцев графикой и живописью. Когда Джон Бойделл начинает широко разрекламированный крупномасштабный проект «Галерея Шекспира», Томас Маклин отвечает ему созданием собственной «Галереи Поэта». Он заказывает сотню картин лучшим английским художникам своего времени и, чтобы опередить конкурента, начинает публиковать их ежемесячно по мере готовности.

Однако уже через пару лет после этого Маклина перестаёт удовлетворять масштабность задуманного – ему хочется чего-то большего. И тогда он публично объявляет об обязательстве опубликовать самую большую по размерам иллюстрированную Библию в нескольких томах. По его же словам, во славу английской школы живописи и графики и в интересах святой религии. Впрочем, официально конечный продукт Маклину пришлось назвать не самой Библией, а комментарием к ней. К этой уловке он вынужден был прибегнуть, чтобы обойти некую бюрократическую преграду. Дело в том, что в Англии со времён королевы Елизаветы I печать Библии была зарезервирована, как особая привилегия, за отдельными семьями и гравёрами.
В Смоленск пришло quot;Время Ангеловquot;

Иллюстрации к «Библии Маклина» - это тоже история про соперничество. Соперничество между художником и гравёром за право авторства конечного результата, в работу над которым оба вкладывали свои талант и труд. Соперничество между мастерами, изобретающими новые техники для передачи глубины изображения, выразительности и экспрессии. Соперничество англичан с европейцами за право считаться лучшими в искусстве гравюры.

Вообще в Европе резцовая гравюра появилась на несколько десятилетий раньше. Но англичане только взяли за основу чужую технологию, продолжая совершенствовать её, искать новые методы и техники, чтобы не быть похожими на континентальных мастеров.
В конечном итоге и появились иллюстрации к «Библии Маклина» как некий эталон ювелирной точности и непревзойдённого мастерства.

На первый взгляд гравюры, выполненные в едином стиле, кажутся похожими и по манере исполнения. Но это очень поверхностное мнение. Следует внимательнее присмотреться к деталям, и уже видна рука мастера: авторская манера художника и стиль гравёра.

Взять, к примеру, хотя бы то, что в работах пейзажиста Де Лутербурга природа играет роль такого же главного персонажа, как и человеческие образы. А в эпизодах, иллюстрированных рукой Генри Фюзели, который прославился творением самых фантастических картин своего времени, на первый план выступают как раз персонажи в жанре фэнтези. Даже два портретиста, участвующих в проекте, Уильям Гамильтон и Джон Опии, внесли каждый своё видение в изображение фигур Ангелов и людей. У первого все персонажи стройные, вытянутые, у второго – добротные, упитанные.

У каждого из гравёров тоже были свои тонкости и секреты.

- Нарисованную художником картину гравёр переносил тонкими штрихами на специальную пластину, - поясняет Сергей СТРОГАНОВ. – При этом мастер должен был сохранить авторский стиль художника, применяя для этого уже свои технологии. Например, Бартолоцци использовал технику мелкой штриховки, работал не только резцом, но и офортной иглой, чтобы максимально передать глубину оттенков. А Джон Чепмен пользовался для этой цели уже пунктирным штрихом…
В Смоленск пришло quot;Время Ангеловquot;

Ангел – один из самых популярных символов христианского искусства. Невидимые посланники, обитатели небес, создания светлые и лёгкие, а также опасные и воинственные, они присутствуют во многих традициях. Не обошлись без изображения их образов и создатели «Библии Маклина».

Вообще «Время Ангелов» - это и есть сама библейская история, где эти посредники между Богом и миром символизировали божественные деяния и связь творца с делами воли его.

Выставка будет работать до 24 мая.
В Смоленск пришло quot;Время Ангеловquot;


Фото: Дмитрий ПРУДНИКОВ
В Смоленской области почти 3 тысячи человек остались без света
Высадку аллеи «Сирень Победы» в Смоленске перенесли на 23 апреля

Другие новости по теме