Электронные сервисы помогут разобраться с долгами
Современные информационные технологии значительно облегчают многие аспекты жизни, включая ситуацию с долговыми обязательствами. О том, какие электронные сервисы есть у судебных приставов, и о том, как цифровая трансформация службы помогает гражданам в вопросах с долгами, «Смоленской газете» в ходе акции «Узнай о своих долгах» рассказал руководитель Управления ФССП России по Смоленской области, главный судебный пристав Смоленской области, полковник внутренней службы Евгений КИРЕЕНКОВ.

– Евгений Геннадьевич, сейчас на территории Смоленской области проходит Всероссийская информационная акция «Узнай о своих долгах». Как часто она проводится и какова цель её проведения?
– Информационную акцию «Узнай о своих долгах» региональное Управление проводит ежегодно – перед наступлением Нового года. С её помощью мы стараемся привлечь внимание граждан к необходимости получения информации о наличии задолженности и своевременного её погашения. В рамках данной акции судебные приставы организуют выездные консультационные пункты в местах массового скопления людей, таких как вокзалы и крупные торговые центры. Жители региона могут получить информацию о своих долгах, а также получить консультации от сотрудников органа принудительного исполнения.
Помимо этого, в ходе совместных рейдов с сотрудниками ГАИ судебные приставы напоминают гражданам о необходимости погашения долгов. В ходе мероприятий распространяются информационные материалы о бесплатных онлайн-сервисах службы.
Также судебные приставы оказывают помощь всем желающим в освоении сервиса «Банк данных исполнительных производств», позволяющего узнать о наличии или отсутствии задолженности в режиме онлайн.

Диалог с приставами в цифровой форме
– Пожалуйста, расскажите подробнее о функционале и возможностях сервиса «Цифровое исполнительное производство». Каким образом он облегчает взаимодействие граждан и организаций с сотрудниками службы?
– Суперсервис «Цифровое исполнительное производство» позволяет должникам и взыскателям направлять судебным приставам заявления, ходатайства, объяснения, отводы и жалобы по исполнительному производству в электронной форме.
С помощью сервиса граждане могут знакомиться с документами по исполнительному производству, получать от судебного пристава юридически значимые объяснения, ответы, копии документов. Также стороны исполнительного производства имеют возможность узнать информацию о принятых сотрудниками Управления мерах, в том числе связанных с различного рода ограничениями в отношении должников и их имущества – например, в праве выезда за пределы страны или на совершение регистрационных действий в отношении транспортных средств.
Отмечу, что получать информацию на портале «Госуслуги» могут только зарегистрированные на нём пользователи. Данный сервис доступен как для физических, так и для юридических лиц.
– Какие услуги стали самыми востребованными на портале?
– Одним из популярных сервисов на портале «Госуслуги» является «Ход исполнительного производства». Это самый скоростной сервис на портале: более 90 процентов запросов исполняется менее чем за 30 секунд.
В разделе «Органы власти» необходимо выбрать вкладку «ФССП России», а в каталоге услуг – «Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица».
Указанный сервис предоставляет информацию по исполнительному производству, включая меры, принятые судебным приставом. После заказа услуги «Ход исполнительного производства» через 30 секунд автоматически отобразится экран с информацией по вашему исполнительному производству.
Исключить личные визиты к судебным приставам позволяет сервис «Ходатайство приставу». Он включает в себя порядка 30 типовых обращений должников и взыскателей (ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в рамках исполнительных производств).
Должники смогут вернуть излишне удержанные денежные средства, проинформировать судебного пристава об оплате задолженности, заявить об уважительных причинах невозможности исполнить требования исполнительного документа.
Взыскатели смогут подать заявление о временном ограничении на выезд должника за границу, сообщить судебному приставу об имуществе должника, а также проверить правильность взыскания денежных средств с должника.
– Если гражданин не зарегистрирован на портале «Госуслуги», как он может узнать о своих долгах?
– На нашем официальном сайте есть бесплатный сервис «Банк данных исполнительных производств», который позволяет каждому желающему – как физическому, так и юридическому лицу – получить точную информацию о наличии задолженности. В сервисе «Банк данных исполнительных производств» указаны номер и дата исполнительного документа, наименование органа, выдавшего его, сумма долга, подразделение, в котором находится исполнительное производство, а также фамилия судебного пристава.
Функционал очень удобен и прост: чтобы получить сведения о задолженности или её отсутствии, необходимо зайти на сайт Управления, заполнить поля формы соответствующими данными и получить результат. Стороны исполнительного производства могут подписаться на почтовую рассылку об изменениях в «Банке данных исполнительных производств», тогда они будут получать уведомления о появлении новой задолженности или об изменениях в уже имеющейся.
В этом году свыше 135 тысяч жителей Смоленской области воспользовались «Банком данных исполнительных производств».
Хочу также обратить внимание читателей на следующее. Для проверки информации о возможных долгах следует использовать исключительно официальные ресурсы ФССП России – «Банк данных исполнительных производств» и личный кабинет на портале «Госуслуги». Также нужно помнить, что «Банк данных исполнительных производств» – бесплатный сервис, предоставляющий информацию исключительно на безвозмездной основе, остерегайтесь мошенников!

Общение лично и по телефону
– Несмотря на всеобщую доступность и популярность интернета, есть люди, не имеющие возможности использовать его для связи с государственными органами. Как таким гражданам обратиться в службу судебных приставов?
– Стороны исполнительного производства, предпочитающие лично общаться с должностными лицами службы, могут обратиться на приём к дежурному сотруднику подразделения судебных приставов.
Приём осуществляется в подразделениях службы, в специально созданных единых зонах приёма граждан ежедневно без предварительной записи: с понедельника по четверг с 9:00 до 18:00, в пятницу – до 16:45 с перерывом на обед с 13:00 до 13:45.
Дежурные сотрудники предоставляют сторонам исполнительного производства и их представителям информацию о ходе исполнительного производства, в том числе осуществляют выдачу копий процессуальных документов, вынесенных в рамках исполнительного производства, принимают заявления (ходатайства) в рамках исполнительного производства. Они также получают от должников, взыскателей, их представителей, а также иных лиц необходимую информацию (документы) для передачи судебному приставу-исполнителю, ведущему соответствующее исполнительное производство, предоставляют сведения о наличии (отсутствии) задолженности по алиментным обязательствам. Кроме того, дежурные сотрудники предоставляют справочную информацию по вопросам исполнительного производства, включая информацию о способах взаимодействия с должностными лицами ФССП России, способах оплаты задолженности по исполнительным документам.

– Остаётся ли возможность телефонного общения с судебными приставами?
– Да, конечно. В УФССП России по Смоленской области функционирует телефонная связь, обеспечивающая приём звонков в течение рабочего времени в целях предоставления справочной информации. Телефон для связи 8 (4812) 30-74-94.
По данному номеру можно получить информацию по следующим вопросам: снятие ареста с банковского счёта, списание денежных средств с банковских счетов гражданина, ошибочно идентифицированного в качестве должника (двойника), снятие ограничений с движимого и недвижимого имущества (при наличии оплаты задолженности). По этому телефону также можно записаться на личный приём и получить информацию об исполнительном документе, направленном в отделение судебных приставов, при отсутствии информации о возбуждении исполнительного производства.
– Каким образом функционирует онлайн-сервис «Запись на приём» и какую помощь он оказывает гражданам в планировании посещений?
– На официальном сайте УФССП России по Смоленской области также можно воспользоваться электронным сервисом «Запись на приём», чтобы избежать возможного ожидания в очереди и посетить сотрудника службы в удобное время. Записаться на личный приём по предварительной записи к конкретному должностному лицу возможно при наличии учётной записи на портале «Госуслуги».
Предварительная запись осуществляется на период не более 30 дней со дня, следующего за текущим, на имеющиеся свободные периоды времени.
Время приёма бронируется только при условии заполнения всех полей, обязательных для заполнения, выбора даты и времени приёма и нажатия кнопки «Записаться на приём».
Сервис предварительной записи работает в режиме онлайн. Предлагаемые вам для выбора временные интервалы могут одновременно рассматриваться другими заявителями и быть заняты ими, в этом случае вам будет предложено выбрать другое время приёма. После заполнения формы предварительной записи вам будет показан перечень документов, который необходимо иметь с собой.
При бронировании времени приёма формируется талон-подтверждение, в котором указываются введённые вами сведения, дата, время и причина обращения.

Алёна Егорова