Александр Зуй: «Смоленские свирели» – наш аутентичный вклад в проект «Современная музыкальная карта России»
Многомесячная подготовка и реализация проекта «Современная музыкальная карта России» вызвали колоссальный интерес россиян. Почему? Ответ прост. В рамках проекта был проведён всероссийский фестиваль, на котором музыкальные «визитные карточки» представили все регионы нашей страны! В Москве были впервые не только исполнены, но и профессионально записаны 89 музыкальных произведений, созданных композиторами из каждого субъекта Российской Федерации специально для этого проекта.
С 8 по 11 сентября в большом зале столичной «Мастерской «12» Никиты Михалкова» с феерическим успехом прошли четыре больших концерта. Музыкальные произведения всех концертов безупречно соответствовали фестивальным темам «Этнозвучание», «Голос народа», «Симфоническое звучание регионов», «Музыкальная сила Сибири и Дальнего Востока». Премьерные композиции были исполнены Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л.Г. Зыкиной (художественный руководитель Дмитрий Дмитриенко) и Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» под управлением Юрия Башмета.
Вот что сказал кинорежиссёр, лауреат трёх Государственных премий Российской Федерации Никита МИХАЛКОВ на пресс-конференции, посвящённой фестивалю «Современная музыкальная карта России»:
– Всё началось с проекта «Вышитая карта России». Меня очень впечатлила огромная карта России, вышитая орнаментами разных регионов. Когда спустя некоторое время ко мне обратились с вопросом, не поддержу ли я идею подобной музыкальной карты России, я сразу согласился. Считаю, что это тоже замечательная история. Сущность – она там, в глубинке. Провинция – это лишь отдаление от центра, и порой там бывает чище и плодотворнее, чем в самом центре. Возможность услышать тех, кто живёт на своей малой родине, помочь им быть услышанными крайне важна. Такие проекты необходимы, так как они работают на центростремительную жизнь страны, её консолидацию.
Компетентное мнение Дмитрия ДМИТРИЕНКО, заслуженного артиста Российской Федерации, художественного руководителя и главного дирижёра Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л. Г. Зыкиной, чётко определило суть уникального проекта «Современная музыкальная карта России»:
– Это не просто фестиваль – это интеграция этнокультурного многообразия в современное искусство, живая, яркая музыкальная палитра, которая останется в истории. Композиторам была дана полная свобода, и мы не знали, какие открытия они сделают. В Москве, в Национальном центре «Россия», в финале гала-концерта, приуроченного ко Дню народного единства 4 ноября, впервые прозвучит Гимн России в исполнении сводного оркестра народных инструментов – это будет мощно.
Все произведения проекта были профессионально записаны и войдут в репертуар творческих коллективов России.
О решении экспертов
Члены организационного комитета и экспертного совета проекта «Современная музыкальная карта России» выбрали во всех субъектах нашей страны композиторов – авторов премьерных сочинений. Это была сложная задача – Россия всегда была страной великой музыкальной культуры.
Итак, каждый композитор получил творческий заказ на сочинение музыкального произведения длительностью до четырёх минут. По результатам работы экспертного совета честь создания «визитной карточки» Смоленщины была предоставлена Александру ЗУЮ – заслуженному учителю Российской Федерации, основателю, руководителю и дирижёру оркестровых коллективов Дворца творчества детей и молодёжи (оркестр русских народных инструментов, джаз-оркестр), награждённому медалью «За вклад в развитие музыкального искусства».
Смоляне гордятся тем, что в качестве музыкальной визитной карточки нашего региона была выбрана композиция Александра Зуя «Смоленские свирели». Она была исполнена Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л.Г. Зыкиной и солистом Владимиром Платоновым (двойная свирель) в программе второго фестивального концерта «Голос народа». Аудиторию покорила новизна, оригинальность, аутентичность музыкального произведения, звучание двойной смоленской свирели было настоящим фестивальным открытием для многих слушателей.

Из первых уст
Александр Зуй, несмотря на свою занятость (он преподаёт такие сложные дисциплины, как «Ансамбль», «Чтение оркестровых партитур», «Дирижирование», «Аранжировка», в Смоленском государственном институте искусств), любезно согласился поделиться с читателями «Смоленской газеты» своими фестивальными впечатлениями.
О них мы беседуем в просторном учебном кабинете Детского оркестрового объединения Дворца творчества детей и молодёжи города Смоленска. Это царство музыки. Здесь можно найти самые разнообразные инструменты – народные, джазовые, духовые, клавишные. Аудиторию украшает портрет удивительного русского композитора Алексея Владимировича Станчинского (1888–1914 гг.) – прадеда Александра Зуя. Жизнь и творчество А.В. Станчинского были неразрывно связаны со смоленской землёй. Возможно, на решение Александра Зуя стать музыкантом после нескольких лет работы инженером повлияли гены его прадеда. Александр с детства занимался музыкой, но его первое высшее образование в Московском энергетическом институте – техническое. Музыка стала не только увлечением, призванием, но и официальной профессией в 1997 году после окончания Московского государственного университета культуры по специальности «Дирижёр оркестра (ансамбля) народных инструментов».
К слову, Дмитрий Станчинский (старший сын А.В. Зуя, музыкант, звукорежиссёр) решил сохранить прекрасную редкую фамилию своего талантливого прапрадеда, музыкального гения Серебряного века А.В. Станчинского.
– Александр Васильевич, что вы можете сказать об организации проекта?
– Прежде всего, мне хочется поблагодарить всех организаторов фестиваля за невероятно высокий статус мероприятия. География проекта, от Калининграда до Владивостока, просто поражает своим размахом. Хочу напомнить, что проект «Современная музыкальная карта России» реализуется Фондом инновационного развития культуры, образования и науки при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Я признателен экспертам за оказанное мне высокое доверие. Для меня участие в создании премьерной композиции, отражающей особенности музыкальных традиций Смоленщины, – большая честь и огромная ответственность. Большое спасибо музыкантам Государственного академического русского народного ансамбля «Россия» имени Л.Г. Зыкиной под управлением Дмитрия Дмитриенко за виртуозность и выразительность исполнения пьесы «Смоленские свирели». Благодарю Владимира Платонова, руководителя ансамбля «Историческая музыка Смоленщины» из Десногорска, за его искренний интерес к аутентичным народным музыкальным инструментам нашего региона.

– Что вы считаете главной целью проекта «Современная музыкальная карта России»?
– Проект был создан для сохранения, актуализации национального академического исполнительского искусства и народного творчества России, развития композиторских школ и построения межрегиональных культурных связей на всей территории страны. Спасибо Ирине Герасимовой, генеральному директору и художественному руководителю Российского государственного музыкального телерадиоцентра «Орфей», за добрые слова. Она подчеркнула, что ожидала сенсацию: «Сейчас «Орфей» стал площадкой для молодой музыки России. Проект «Современная музыкальная карта России» – особенный, потому что здесь мы узнаем, как композиторы слышат свою страну, города, где они живут, – вот это безумно интересно! 89 мелодий, созданных непосредственно в тех местах, где живут эти композиторы! Для радио это уникальная возможность представить те сочинения, которые, возможно, станут музыкальным кодом России».

– Как вы работали над созданием композиции «Смоленские свирели»? Помог ли вам большой разнообразный опыт общения с музыкантами – как совсем юными, так и маститыми? Что вас вдохновляло? Что мешало? Какие требования и ограничения вы должны были учесть?
– Мне хочется воскликнуть: «Свобода! Полная свобода!» Хочу порадовать вас и всех смолян пояснением: организаторы предоставили авторам сочинений полную свободу. Работы могли быть написаны в любом жанре: хоровые, инструментальные или фольклорные композиции. Единственное ограничение – длительность до четырёх минут. А опыт работы по профессии, по призванию действительно важен: он придёт на помощь в нужный момент. В проекте «Современная музыкальная карта России» самое главное, чтобы сочинения были вдохновлены уникальностью культуры своего края, чтобы была подчёркнута аутентичность каждого региона.
– И у вас это прекрасно получилось! Спасибо за ваше творчество. Вдохновения и удачи вам!
Наталья Салухова