Благородная и благодарная профессия
Новости

Благородная и благодарная профессия

10 сентября 2025 года в 09:31

Ветеран труда Смоленской области Валентина Владимировна Еремеенкова работает учителем в школах города Смоленска более 40 лет. Она преподает математику, алгебру, геометрию и технологию. Её преданное служение образованию — пример для коллег и вдохновение для учеников. За эти годы она воспитала не одно поколение, передала знания, навыки и жизненные ценности. Валентина Владимировна говорит, что ни разу в жизни не пожалела о том, что когда-то выбрала для себя благородную и благодарную профессию – профессию учителя.

Выбор профессии

Валентина Владимировна, когда Вы поняли, что хотите стать учителем?

Профессию учителя я выбрала ещё будучи ученицей начальной школы. У всех педагогов спрашивала: «Хорошо ли быть учителем»? Они говорили: «Что ты? Ничего хорошего». Я, тогда еще первоклашка, все думала, размышляла: «Сами работают и не советуют, странно это». Но для себя приняла твердое решение: я обязательно буду работать в школе. И я благодарна судьбе за то, что у меня все получилось.

А Вы ни разу не пожалели о своем выборе?

Однозначно – нет. Даже мысли такой никогда не возникало. Я не могу не дышать этим воздухом. Для меня школа – это всё.

А как начинался Ваш профессиональный путь?

В 1979 году я закончила физико-математический факультет Смоленского педагогического института. Тогда еще существовала система распределения по сельским школам. За хорошую учебу в ВУЗе у меня было право выбора – куда пойти работать, и я выбрала деревню Нетризово Кардымовского района. Через много лет после окончания школы, мои первые ученики пригласили меня на встречу и говорили, что несмотря на то, что у них я преподавала всего лишь год, благодарны мне за главный урок – видеть в жизни больше хорошего. Я была первая, кто повез ребят всем классом в город. Мы по музеям ходили, ели в городской столовой. Для деревенских ребятишек это были яркие впечатления. Они рассказывали, что и потом, когда я уже не работала в их школе, они в выходной день собирались вместе и выезжали в Смоленск, чтобы сходить в парк, в кино, походить по городским улицам.

Валентина Владимировна, а Вы никогда не задумывались: сколько ребят выучили за четыре с лишним десятилетия?

Нет, никогда не думала об этом. Для меня главное – хорошо делать свою работу. Например, иногда в учебный год у меня учится, если сложить количество учеников во всех классах, почти двести человек. И надо же всех запомнить. Я заметила, что есть такое свойство памяти: долго помнишь чью-то фамилию, но вот появляется новый ученик с такой же фамилией, и ты его поначалу все время называешь именем прежнего ученика. Проходит некоторое время пока привыкнешь к новому имени, и не будешь больше оговариваться. Да, каждый новый учебный год ты знакомишься со множеством новых учеников. И каждого нужно запомнить, к каждому найти свой подход.

«Дети – это продолжение родителей»

Среди родителей Ваших учеников есть наверняка и те, кто у Вас же учился?

Да, бывают почти целые классы таких родителей. И это очень интересно. Отмечу, что своими действиями, поведением дети копируют родителей, они очень похожи на пап и мам. Смотришь на них и видишь, что они такие же. Например, если кто-то из родителей был замкнутый, то и ребенок замкнутый, папа и мама хорошо учились - и ребенок хорошо учится. Дети – это продолжение своих родителей.

Очень многое идет от семьи. Те ученики, которые недополучают внимания дома, всячески пытаются получить его в школе. За долгие годы педагогической работы я поняла, что если ребенка любят его родные, разговаривают с ним, понимают, то и в школе у него никаких проблем не бывает. А со сложными учениками другая история. Чаще всего им не хватает тепла и понимания в собственном доме. Родители таких детей говорят мне: «Я его ругаю, а все без толку». А зачем же его ругать, ругать себя надо, что не находишь с ним общего языка. Взрослый человек должен быть ответственным родителем..

И вообще я считаю, что винить надо родителей, а не детей. Детей нужно понимать, выслушивать, жалеть.

А дети вообще меняются из поколения в поколение?

Конечно же с течением времени дети меняются. Например, сейчас они не особо прикладывают много усилий, чтобы раздобыть ту или иную информацию. Раньше ребята много времени проводили в библиотеках, а сейчас ответы на те, или иные вопросы можно получить быстро и просто, погуглив в интернете. Например, лет 20-30 назад, чтобы найти верный ответ задачи, ученик иногда решал ее, используя пять-шесть различных способов. А теперь больше работают на оценку. Исчезает творческий поиск. На уроке еще готовы мыслить, а дома уже не хотят утруждать себя, не дорабатывают.

Замечу, что очень ребят отвлекают от полноценных занятий современные гаджеты. Но на моих уроках телефоны никто не использует. Знают, что я не приветствую это.

А меняется ли с годами отношение учеников к учителю?

Да, меняется. В данном случае самое неприятное, что многие современные дети относятся к нам, как к обслуживающему персоналу. Считают, что все им всё должны. Да, и у некоторых родителей сейчас к учителям такое же потребительское отношение, что в корне неверно. Раньше намного больше уважения было. Я вспоминаю, что много лет назад говоришь ребятам: «Нужно то и то сделать» и всё делали, даже никаких вопросов не возникало. Мы и урожай картошки в колхозе помогали собирать, и в классах, и на территории школы проводили генеральную уборку. Я считаю, что совместная работа объединяет. Скажу прямо, что сейчас дети больше потребители.

И несмотря на эти веяния сегодняшнего времени я все равно считаю, что работа учителя – это благодарная профессия.

Чаще уже потом, когда ученики заканчивают школу, месяца через два-три они приходят и говорят: как Вы были во многом правы, а мы Вас не слушали. Здесь нас любили и заботились, а мы не понимали этого.

Многие бывшие ученики приходят в школу, звонят, мы встречаемся.

Педагогический дар

Бывает ли такое, что Вы видите в своих учениках, что у них есть педагогический дар и советуете им выбрать это профессиональное направление?

Да, среди моих учеников-выпускников есть и учителя, и воспитатели. Но, чтобы выбрать эту профессию необходимо очень любить детей и быть практически бескорыстным. Не секрет, что в нашей стране у учителей невысокий уровень заработной платы, огромное количество отчётности и большая ответственность. Но несмотря на эти недочеты, я бы сказала немаловажные для многих людей, я люблю и высоко ценю эту профессию.

Потихонечку начинаешь готовить себя, что скоро пора будет уходить на пенсию, но так этого не хочется. Потому что смотришь в детские глаза и тебе всё кажется, что и ты такой же молодой. За эти годы было много всего, но повторюсь, что я ни одного дня не пожалела о том что стала учителем, для меня это – святое.

А с годами меняется ли культура общения?

Нет, я бы не сказала. Мои ребята уважительно обращаются к учителям, ко взрослым, вежливо разговаривают. Мне не стыдно ездить с ними на экскурсии, в музеи. Они опрятные, аккуратные. Почти все ученики получают дополнительное образование в художественных школах, различных кружках, спортом занимаются. Я считаю, что это очень хорошо.

Фото: из семейного архива Валентины Еремеенковой

Ольга Курцева

Дмитрий Близученко: Специальная военная операция показала настоящий характер мужчин
Общественные наблюдатели в Смоленске — «золотые стандарты»