Дмитрий Достоевский: Это был не простой путь, но он состоялся
Ушёл из жизни наш большой друг, замечательный человек Дмитрий Андреевич Достоевский – правнук великого русского писателя.
Он родился 22 апреля 1945 года в Ленинграде, а Смоленск вошёл в его жизнь благодаря Фёдору Михайловичу, точнее, моноспектаклю «Никто другой не дал бы мне столько счастья» (по воспоминаниям и письмам Анны Григорьевны Достоевской – жены писателя). Увидев нашу творческую работу (режиссёр – Н.С. Коншин, заслуженный артист России, в роли А.Г. Достоевской – Л.С. Лисюкова. – Прим. ред.) в старорусском Доме Достоевских, Дмитрий Андреевич своими деликатными советами помог нам более точно расставить акценты в некоторых эпизодах, став, по сути, консультантом моноспектакля.
Радость творческого и человеческого общения вошла подспудно и в ткань спектакля, подарив ему долгую и счастливую жизнь. Ожившие воспоминания Анны Григорьевны, перенесённые в сценическое пространство, были впервые показаны зрителям 19 марта 1980 года. Спектакль имеет удивительно счастливую судьбу и богатую биографию – он не стареет, не теряет своей творческой энергетики, эмоциональной насыщенности и зрительского интереса.
Забавный случай произошёл, когда однажды по окончании спектакля на малой сцене нашего драматического театра я задержалась за кулисами и стала свидетельницей разговора двух зрителей – первокурсников смоленского вуза. Один другого спрашивает: «Тебе понравилось?» Тот отвечает: «Очень. А тебе?» – «Здорово! Всегда теперь буду ходить на моноспектакли. Но я никак не думал, что жена Достоевского до сих пор жива…»
Вот эту жизненность, «правдоподобие чувствований» в «предлагаемых обстоятельствах» помог нам обрести Дмитрий Андреевич. Неоднократно мы показывали спектакль в Москве, Петербурге, Старой Руссе, Достоеве, Даровом, Козельске и других городах России, ближнего и дальнего зарубежья, связанных с именем Достоевского. Но всегда праздником для нас с Николаем Сергеевичем было участие в творческих встречах, чтениях, вечерах, фестивалях и так далее правнука Фёдора Михайловича – Дмитрия Андреевича. Его отличали простота в общении, глубина суждений, уважительное отношение к собеседнику, чувство юмора.
Достоевский и смоляне: встречи и чтения
Незабываемы встречи и на смоленской земле, историю которой он хорошо знал. Памятны встречи с его участием в смоленских музеях, особенно в музее скульптуры, где находится замечательный скульптурный портрет Фёдора Михайловича работы С.Т. Конёнкова. Побывал Дмитрий Андреевич и во Флёнове, Новоспасском, посетил Успенский собор в Смоленске. Потрясающей получилась передача с его участием «Что посеешь…» на православном канале смоленского телевидения (тележурналист С.Н. Новиков). Неожиданной во всех отношениях стала творческая встреча со студентами актёрского курса СГИИ, на которой присутствовали как будущие актёры, так и педагоги: профессор, консультант института народная артистка СССР Людмила Ивановна Касаткина, ректор Евгений Александрович Сергеев, главный режиссёр театра и руководитель курса Виктор Леонидович Прокопов. Интересной получилась встреча в Доме актёра («Смоленская газета», 19 декабря 2006 года), организованная председателем Смоленского отделения СТД заслуженной артисткой России Н.А. Кемпи. Атмосфера встречи (очень домашняя) располагала к общению – обычному, человеческому, а совсем не к официальному, поэтому в душе каждого участника остался неизгладимый след. И свет – Свет, который не гаснет.
Тёплый отклик в сердцах читателей нашёл рассказ «Сказки старого двора» – литературный опыт Дмитрия Андреевича («Вдохновение», 2001 год).
Событием для смолян стало и участие правнука Ф.М. Достоевского в литературно-педагогических чтениях «Достоевский и дети», проходивших в Смоленской областной детской библиотеке, которую возглавляла в то время Л.П. Рябченко. Оценив высокий уровень их организации и проведения, неподдельный интерес города и области к творчеству классика русской и мировой литературы, глубину поднятых вопросов и проблем, их раскрытие в работах детей, школьников и студентов, Дмитрий Андреевич с удовольствием принял приглашение участвовать в этом детско-юношеском научно-творческом форуме. Для этого он приезжал в Смоленск в 1996, 1998, 2001 и 2006 годах (позже в чтениях участвовали и его сын Алексей Дмитриевич – праправнук писателя, его супруга – Наталья Константиновна и их старшие дочери – Анна и Вера).
Особый интерес вызвал доклад Дмитрия Андреевича «Достоевский и его дети», который, по мнению специалистов, был проникнут живым чувством, чуждым хрестоматийности и академической сухости. Его выступление потрясло всех присутствующих. Трагическая голодная смерть Анны Григорьевны Достоевской в 1918 году в Ялте, трудная судьба детей Фёдора и Любови – факты до той поры неизвестные широкому читателю, – всё это явилось результатом архивных поисков и исследований Дмитрия Андреевича.
В дар детской библиотеке он передал уникальную книгу «Письма из Maison Russe» – о сёстрах Анне Фальц-Фейн и Екатерине Петровне Достоевской в эмиграции (составитель и научный редактор издания Б.Н. Тихомиров).
На открытии II чтений «Достоевский и дети» Д.А. Достоевский отметил, что «детская тема звучит в произведениях Фёдора Михайловича постоянно. Это – духовное завещание писателя, мечта о «будущей России честных людей», о «будущем мира сего». Написанное для детей и о детях Достоевским – это «посев любви и сострадания» («Рабочий путь», 15 января 1999 года).
Рассказал Дмитрий Андреевич и о том, как однажды у музея Фёдора Михайловича в Петербурге услышал от молодёжи: «О! Здесь Ф.М. жил!» «Теперь классик Фёдор Михайлович Достоевский – просто Ф.М.», – с грустью констатировал потомок писателя.
Достоевский и смоляне: прямая речь
На вопрос журналистов, что связывает его со Смоленском, Дмитрий Андреевич ответил: «Я вообще люблю то, что делают дети в отношении Достоевского. Очень рад этому, поскольку именно его произведения предуготовят их собственно к жизни. Чем раньше они начнут читать и понимать Достоевского, тем легче им потом будет жить. Знаю на собственном опыте» («Аргументы и Факты», № 49, 2006 год). Интерес вызывают многие интервью, данные Дмитрием Андреевичем смоленским СМИ. Приведём фрагменты некоторых из них.
«Мой отец, Андрей Фёдорович, был обычный советский инженер, доброволец. 23 июня 1941 года ушёл на фронт, прошёл всю войну. То, что он внук Достоевского, не афишировал. В 1945 году родился я и тоже свою родственность с великим писателем не подчёркивал. Репрессии нас не коснулись, только книги Фёдора Михайловича с конца 30-х до конца 40-х не издавались в СССР. И вообще, ещё I съезд советских писателей его «репрессировал», признав, по слову Ленина, «архиреакционным» («Смоленские новости», 27 апреля 1996 года).
На вопрос, когда впервые пришло осознание, что у него предок «не такой, как у всех», Дмитрий Андреевич ответил: «Я был ещё маленьким, когда мама мне сказала, что я имею некоторое отношение к Достоевскому… Правда, тогда же добавила: «Ни в коем случае никому об этом не говори». Это было то самое время, когда Достоевский был под запретом и считался антисоветским писателем… Когда же я начал читать своего великого предка, то первое время его произведения вызывали у меня резкое отторжение. Я бесконечно откладывал прочтение «Преступления и наказания» с мыслями: «Что ж за чернуха такая? Зачем так много, так сложно писать?» Расстраивался… Я же был советский человек, считал, что нужно проще решать вопросы и отбрасывать то, что мешает воплощению идей коммунизма. Вновь взял в руки его книгу, когда значительно повзрослел. И именно там нашёл ответы на все вопросы, которые, будучи взрослым, задавал жизни» («Аргументы и Факты», № 49, 2006 год).
В зрелом возрасте Дмитрий Андреевич открыл для себя «Братьев Карамазовых», и это произведение стало его любимым.
Журналистов интересовало, сохранились ли какие-либо семейные реликвии Достоевских, на что потомок писателя ответил, что всё было конфисковано, «даже знаменитое Евангелие, подаренное жёнами декабристов Достоевскому в Сибири, что является нарушением воли Фёдора Михайловича. Ведь он завещал передать это Евангелие из «рода в род по мужской линии». («Смоленские новости», 27 апреля 1996 года).
Задавались вопросы и о том, не было ли среди потомков Достоевского писателей. «Превзойти Фёдора Михайловича не удастся, а быть хуже стыдно. Попытки писать были ещё и у его детей – Феди и Любы. Но это так, больше для души оказалось» («Рабочий путь», 24 апреля 1996 года).
О сходстве каких-то черт характера с Фёдором Михайловичем Дмитрий Андреевич признался: «Я такой же вспыльчивый, правда, и отходчивый». О своей супруге Людмиле Павловне говорил очень тепло, сравнивал её с Анной Григорьевной: «Поддерживает меня, она – мой добрый ангел» («Смоленские новости», 27 апреля 1996 года).
Изучая историю семьи, Дмитрий Андреевич много работал в архивах. Знакомясь с семейной перепиской, он понял, что «нужно рассматривать тему двояко: влияние Достоевского на жизнь семьи и влияние семьи на его творчество. Не случайно в письмах Фёдора Михайловича постоянно присутствует мысль о невозможности творчества в отрыве от семьи. Только тогда, когда Достоевский, как сам говорил, был «в комплекте», он обретал душевное спокойствие и тягу к работе».
О вере и судьбе
В рассуждениях о проблеме воспитания Дмитрию Андреевичу был задан вопрос: «Что же мы упускаем?» «Упускаем душу ребёнка», – ответил он. И пояснил: «Семья должна больше давать ему. А мы вынуждены воспитание строить по схеме: ясли – сад – школа, всем скопом собрать, обучить. Вот и получается «среднее образование».
«Дисгармонию», «разрушение душ» Фёдор Михайлович предвидел. И в то же время верил, что Россия в катастрофу не уйдёт, что всегда найдутся силы, которые дадут ей возможность возродиться». («Всё!», № 68, 1996 год)
Конечно, главным – ключевым – вопросом в беседе с правнуком Ф.М. Достоевского был вопрос о вере. Он ответил, что в детстве мама его не крестила – «боялась». Крестился он уже взрослым, крестил и сына Алёшу. «Да, наша семья – семья верующих. Это был не простой путь, но он состоялся» («Смоленские новости», 27 апреля 1996 года, «Смоленская газета», 19 декабря 2006 года.).
«Ещё в молодости я прочёл в дневниках Фёдора Михайловича: «Если мне докажут, что истина вне Христа, то я бы хотел остаться со Христом, нежели с истиной». Мне, советскому человеку, эта мысль показалась несколько странной. Я думал: «Как же так, ведь истина выше!» Но когда я сам пришёл к вере и пошёл церковной дорогой, осознал-таки, ЧТО Фёдор Михайлович имел в виду. И все мучившие меня проблемы, самые неразрешимые дилеммы ушли на задний план. Стало значительно легче жить. В жизни появился некий идеал, я вижу его в своих снах, слышу сердцем...» («Рабочий путь», 7 декабря 2006 года)
Дороги Дмитрию Андреевичу мысли Ф.М. Достоевского о счастье, которое «никто не имеет права построить на несчастье другого», а также о том, что «если мы будем верить Христу и стараться приблизиться ко Христу, то обретём спасение» («Смоленск православный», № 2, 2006 год).
Поделился Д.А. Достоевский со смолянами своими впечатлениями о съёмках художественного фильма «Мальчики» (по X книге романа «Братья Карамазовы») режиссёров Р. и Ю. Григорьевых. Дмитрий Андреевич участвовал в съёмочном процессе в качестве консультанта, а также сыграл небольшую роль.
«Это было очень интересно и не без помощи самого Фёдора Михайловича. Съёмки буквально срывались из-за дождя. Тогда решено было отслужить молебен. А дело было в Ельце, так как в нашей Старой Руссе все дома того периода разрушены и воссоздать обстановку того времени просто невозможно. Отслужил батюшка молебен. Не успели мы дойти до съёмочной площадки, как небо прояснилось и засияло солнце… Потом нужен был щенок (у Фёдора Михайловича это важное действующее лицо – Жучка). Никто не знал, что это за порода и где такого щенка взять. Вдруг откуда ни возьмись идёт старушка, ну, прямо из прошлого века, и в лукошке несёт двух щенков. Той самой породы. Отсняли эпизод… А наутро щенок бесследно исчез. Словно и не было. Искали – не нашли... Фёдор Михайлович на съёмках нам очень помогал. Сын мой Алёша сыграл в фильме роль Коли Красоткина. И у меня даже была маленькая роль. Дети, что снимались в ролях мальчиков, а они все из Обнинска, приняли там крещение. А вот человек, который сыграл роль Алёши Карамазова, после фильма принял монашество (кстати, и актриса Ольга Гобзева, потрясающе сыгравшая роль маменьки Илюшечки Снегирёва, стала монахиней. – Прим. авт.) («Рабочий путь», 24 апреля 1996 года, «Смоленская газета», 19 декабря 2006 года).
Вездесущим журналистам стало известно и о том, что Дмитрий Андреевич перенёс тяжёлую болезнь, и вопрос прозвучал более чем откровенно: «Говорят, каким-то образом вам удалось излечиться от рака?» На это Дмитрий Андреевич спокойно ответил: «Меня мать отмолила. Это действительно было чудо. Она 50 лет не была в церкви, меня в детстве не крестила – в годы советской идеологии об этом и помыслить нельзя было. И вот, когда в 80-м году у меня обнаружился рак, она в отчаянии пошла в храм. Не помнила молитв, просто просила перед иконами – за меня. И вымолила ЖИЗНЬ. Я узнал об этом позднее, когда выкарабкался из болезни. И сделал вывод – важно не то, правильно ли ты произносишь молитвы в церкви. Важно, с какой душой, с каким молением и желанием ты туда приходишь» («Аргументы и Факты», № 49, 2006 год).
Это – лишь малая часть того, что было опубликовано на страницах смоленских газет (журналисты: А. Березнев, Н. Деверилина, В. Иванова, С. Ковалёва, С. Новиков, А. Петракова, И. Петрова, С. Романенко, Л. Рык, Т. Чернова).
А в нашем семейном альбоме сохранилась запись, оставленная Дмитрием Андреевичем по нашей просьбе: «Из личности Достоевского постоянно изливается некая творческая сила, которая даёт людям возможность понять и претворить Божественное учение в человеческую жизнь.
Д. Достоевский»
…Его не стало 4 сентября 2024 года. В 17 часов 45 минут.
Отпевание состоялось в петербургской церкви Смоленской иконы Божией Матери. В хоре певчих среди других был и Фёдор Достоевский, четырнадцатилетний внук Дмитрия Андреевича. Место своего вечного упокоения правнук писателя нашёл на Смоленском православном кладбище Петербурга.
Царство ему Небесное и вечная память!
Людмила ЛИСЮКОВА, заслуженная артистка России
Фото: из архивов Н.В. Деверилиной, семей Достоевских и Коншиных