Военная летопись Смоленского государственного музея-заповедника
Новости

Военная летопись Смоленского государственного музея-заповедника

28 сентября 2024 года в 12:00

Приближается знаменательная дата в истории нашей страны – 80-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Все прошедшие десятилетия коллектив научных сотрудников Смоленского государственного музея-заповедника бережно и достойно собирает и хранит многочисленные реликвии мужества, отваги, героизма своих соотечественников, сражавшихся на фронтах самой кровопролитной битвы человечества XX столетия. За эти годы сменилось не одно поколение музейных сотрудников, но поиск материалов продолжается и вызывает огромный интерес посетителей нашего музея «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

Великая Отечественная война – эта ещё и особая страница истории Смоленского государственного музея-заповедника, рассказывающая о невероятном напряжении сил, активных действий по спасению музейных ценностей в 1941-1942 годах и самоотверженности при восстановлении экспозиций в 1943-1945 годах. В текущем году, 28 сентября, исполняется восемьдесят лет со дня открытия первой музейной экспозиции, посвящённой подвигу смолян в военные годы.


Спасение музея


Привычный уклад жизни смолян был разрушен буквально через несколько дней после начала войны. Первый налет на город немецкая авиация совершила 24 июня, а уже в ночь на 29 июня он подвергся ожесточенной бомбардировке. Основные этапы подготовки к эвакуации музейных ценностей, путь следования состава на восток страны, в котором они находились, освещались в печатных изданиях музея-заповедника. В юбилейный год вполне уместно вспомнить имена сотрудников музея, спасавших коллекции.

Предложение по эвакуации было внесено заместителем директора по науке областного краеведческого музея Ефросиньей Васильевной Буркиной.

Родилась Е.В. Буркина 21 декабря 1906 года в д. Кожаново Сычёвского уезда Смоленской губернии, дочь крестьянина. Образование получила в школе 2-й ступени, затем окончила педагогический техникум и стала в 1925 году учительницей одной из начальных школ Сычёвского района. Всего пять лет продолжалась её педагогическая деятельность. Начиная с 1930 года и до выхода на пенсию в 1963 году вся трудовая жизнь Ефросиньи Васильевны была связана с культурой. Именно в 1930 году она, молодая учительница, назначается директором Сычёвского районного музея. Богатейшие коллекции этого музея сформировались в результате национализации дворянских усадеб и состояли из произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, рукописей и книг. В сентябре 1934 года переводится на работу в областной краеведческий музей на должность научного сотрудника – экскурсовода. Вместе с Е.В. Буркиной в областном музее появилась и скульптура графа Никиты Панина, которая в настоящее время встречает посетителей нашей художественной галереи в новом здании. Именно Ефросинья Васильевна вывезла её из Сычёвского музея и тем самым спасла от уничтожения, так как все экспонаты районного музея погибли в годы войны. Представляя её коллективу, директор музея сказал: «К нам прибыла из Сычевки Ефросинья Васильевна Буркина с графом Паниным». И кто-то из сотрудников спросил: «А где же граф Панин?». Здесь, в Смоленске, продолжает свое образование. В 1938 году успешно завершает трехгодичный курс института марксизма-ленинизма. В 1939 проходит обучение на Высших годичных музейных курсах в Ленинграде. После возвращения назначается заведующей историческим отделом музея. Накануне войны, в апреле 1941 года, Е.В. Буркина занимает уже должность зам. директора по научной работе.

Дар руководителя и организатора раскрылся в трудное военное время, когда ей пришлось возглавить группу сопровождения эвакуированных коллекций, стать не только их хранителем, но и директором Смоленского областного краеведческого музея в 1942-1943 гг. На вид небольшого роста, хрупкая женщина, но такая целеустремлённая и волевая. Именно эти черты характера позволили Е.В. Буркиной в тяжелейших условиях прифронтового города, каким оказался город Смоленск, решить вопрос о выделении вагона для эвакуации музейных ценностей с заместителем председателя Смолоблисполкома А.Г. Соколовым. Затем добиться отправки музейных ценностей в составе эшелона на восток страны поздно вечером 8 июля 1941 года. Шестнадцать дней под бомбежками, с длительными стоянками в пути двигался эшелон. Все это время, круглые сутки, группа сопровождения, в которую входили еще сотрудники музея А.И. Дебрина, Е.М. Лекант, Б.П. Карцев практически без продуктов питания и денежных средств обеспечивала сохранность экспонатов. В город Горький состав прибыл 24 июля 1941 года. Коллекции перевезли в помещение Горьковского областного краеведческого музея.


На ответственном хранении


Предстояла ответственная работа по переупаковке экспонатов, составлению описей вывезенных ценностей, приобретению расходных материалов и передача коллекций на ответственное хранение Горьковскому краеведческому музею. Весь перечень работ Е.В. Буркиной пришлось осуществлять практически одной. 28 октября 1941 года акты передачи были подготовлены. Однако город все чаще стала бомбить немецкая авиация, и было принято решение отправить коллекции Смоленского областного музея вместе с коллекциями музеев Москвы и Ленинграда в город Новосибирск. Эшелон, состоящий из 50 вагонов, находился 34 дня в пути и прибыл в сибирский город 15 декабря 1941 года. Из-за перегруженности эвакуированными предприятиями состав вначале не приняли, а отправили в г. Томск. Однако через 3 дня эшелон вновь вернулся в г. Новосибирск. Началась транспортировка и размещение всех музеев в здании театра оперы и балета. Коллекции Смоленского областного краеведческого музея находились в этом помещении с декабря 1941 года по май 1945 года.

Несмотря на военное время с музейных работников не снималась ответственность за сохранность эвакуированных ценностей. Эта основная деятельность для всех хранителей, в том числе Е.В. Буркиной, определялась «Временным положением о государственном хранилище Наркомпроса РСФСР», экземпляр которого она сохранила. Документ включал требования по обеспечению противопожарных, охранных и профилактических мероприятий; требований хранения по раздельному принципу размещения различных категорий вещей; ведение учета не по инвентарным книгам, а по описям на ящиках. В настоящее время описи хранятся в документальном фонде Смоленского музея-заповедника. Наряду с этим необходимо было предоставлять квартальные планы и отчеты на утверждение Наркомпроса РСФСР. Подобные отчеты о состоянии коллекций Е.В. Буркина высылала в адрес Смоленского областного отдела народного образования. Одновременно читала лекции, принимала участие в совместных выставках эвакуированных музеев и проводила большую общественную работу. Одна из главных заслуг Е.В. Буркиной состояла в том, что ей удалось организовать реставрацию многих произведений живописи и предметов из металла, пострадавших в пути следования из г. Смоленска в г. Горький в июне 1941 года.


Первые шаги в изучении истории Великой Отечественной


Важнейшей задачей, которая осуществлялась музеями в период Великой Отечественной войны, стало собирание материалов по истории этих героических и суровых лет. Научно-исследовательским институтом краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР было разработано методическое пособие «Руководство к собиранию материалов по истории Великой Отечественной войны». Выполнить эти рекомендации в начальный период войны музеи не могли, так как основное внимание было сосредоточено на вопросах сохранения имеющихся фондов. Положение изменилось в начале 1942 года, в связи с наступательной операцией Красной Армии под Москвой и освобождением ряда территорий временно оккупированных немецко-фашистскими захватчиками, в том числе отдельных районов Смоленской области.

Для проведения работы по сбору материалов по истории Великой Отечественной войны решением Смоленского обкома партии от 5 августа 1942 года была создана специальная комиссия из трех партийных работников. Этим же решением предлагалось райкомам партии создание подобных комиссий. В начале февраля 1943 года по предложению отдела пропаганды и агитации обкома партии рассматривается вопрос «Об организации выставки «Смоленщина в Отечественную войну». Выставку планировалось открыть в г. Кондрове (Калужская обл.) к 1 мая 1943 года, развернув её в Народном Доме. Вся организационная работа по подготовке поручалась специальной комиссии, которую возглавил А.Г. Соколов – заместитель председателя Смолоблисполкома.

Удивительным образом историей было предначертано участие Алексея Гавриловича Соколова вновь в судьбе областного краеведческого музея. И если в тяжелейший период начального этапа войны, июля 1941 года, своим решением он обеспечил спасение музейных ценностей, то почти через два года, в 1943 году, возглавив работу по созданию выставки, он заложил основы для возрождения музея после освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков. К 15 февраля 1943 года комиссия подготовила организационный и рабочий план по созданию выставки. С этой целью устанавливались связи с директорами школ, руководителями областных организаций, Западным штабом партизанского движения. Комиссией была создана бригада по выявлению материалов на освобожденной территории в составе: Г. Латовкин – фотограф редакции газеты «Рабочий путь»; Л.Ф. Кулаковой – художник, партизанка; Игнатович – лектор обкома партии.

Составление тематико-экспозиционного плана выставки было поручено старшему научному сотруднику научно-исследовательского института краеведческой и музейной работы Наркомпроса РСФСР, кандидату экономических наук Г.Н. Серебренникову. Выбор был неслучайным, так как он являлся автором ряда вышедших сборников по методике сбора и построения музейных экспозиций по истории Великой Отечественной войны. План состоял из 12 разделов, отражающих основные этапы военных событий на территории Смоленской области. Однако по-своему содержанию он, скорее всего, напоминал типовую тематическую структуру, а не перечень конкретных экспонатов. В то же время сохранился еще один вариант тематико-экспозиционного плана, позволяющий до некоторой степени судить о содержании будущей экспозиции. Автор этого документа А.Г. Соколов и члены комиссии. Он включал перечень подлинных материалов по теме выставки. Разработку общего художественного проекта выставки Наркомпрос РСФСР первоначально поручил художнику В.Н. Григорьеву, а затем общее руководство всей бригадой художников перешло к главному художнику Центрального музея им. В.И. Ленина П.Я. Галкину. Для выполнения творческих работ комиссия подготовила перечень тем, по которым художники выполняли заказы на договорной основе и должны были сдать их к 25 мая 1943 года.

Таким образом, к лету 1943 года первый этап организационных мероприятий по подготовке областной выставки завершился. Здесь следует отметить, что все эти мероприятия выполнялись партийными и советскими организациями, а не музейными работниками. Скорее всего, А.Г. Соколов внес предложение об отзыве Е.В. Буркиной из г. Новосибирска для решения практических вопросов по подготовке выставки. К 25 марту 1943 года она завершила передачу коллекций сотруднице Ленинградского этнографического музея Л.Ф. Виноградовой , но прибыть в г. Кондрово, где находилось все руководство Смоленской области, смогла только в августе, так как ЦК ВКП (б) очень долго не снимал ее с партийного учета. Сразу после освобождения города от немецко-фашистских захватчиков уже 27 сентября 1943 года Е.В. Буркина вышла на работу.


Первые сотрудники музея


Можно только догадываться о том, какие чувства испытала Ефросинья Васильевна, увидев масштабы разрушения музейных зданий и разграбления музейных коллекций. До войны в городе функционировало 6 музейных экспозиций. Целыми сохранились два здания: «Русская старина» и бывшая церковь Иоанна Предтечи.

Приступив к исполнению своих обязанностей, Е.В. Буркина направляет в адрес Смоленского ОК ВКП (б) ряд служебных документов. 4 октября 1943 года предоставляет справку о структуре областного музея с планом мероприятий. В первую очередь указывает, что необходимо восстановить исторический, художественный и революционный музеи.

В середине октября из г. Кондрова в г. Смоленск вернулись все партийные и советские областные организации. Управление Московско-Киевской железной дороги для перевозки всего имущества и сотрудников с семьями выделило 2 вагона. В состав этого имущества входили два ящика с экспонатами для будущей выставки. Еще находясь в г. Кондрове, областное партийное руководство приняло решение об открытии выставки в самом городе Смоленске. Военная операция частей Красной Армии летом-осенью 1943 года проводилась стремительно. Поэтому не имело смысла открывать выставку в городе Кондрове и в дальнейшем перевозить в областной центр. Собранные материалы были переданы в краеведческий музей. В книге приказов дирекции за 1944 год имеется распоряжение о том, что в связи с переходом выставки в музей ее научным сотрудником с 1 января назначается Бугаева Ольга Петровна – учительница с довоенным стажем работы. Придя на работу сразу после освобождения города Смоленска, она отдала музею более 20 лет. Трудилась в экспозиционных отделах, являлась зав. фондами и подготовила ряд фондовых выставок. Будучи эрудированным человеком, О.П. Бугаева стала единственным в музее квалифицированным специалистом по памятникам древнерусской письменности. За свой труд в 1958 году, к 70-летию музея, была удостоена значка Министерства культуры СССР «За отличную работу». Первым заведующим будущего отдела Великой Отечественной войны назначается Василий Ефимович Столяров. Так же как и О.П. Бугаева – педагог по образованию, окончил Смоленский государственный университет, исторический факультет. По некоторым сведениям, непродолжительное время работал учителем в Сычевском районе. Для работы в музее, скорее всего, был рекомендован Е.В. Буркиной.

В это суровое время, когда города и села Смоленщины лежали в руинах, когда жители области вынуждены были жить в полуразрушенных зданиях и землянках, без воды и света, еще не начали функционировать учреждения здравоохранения и продовольственное обеспечение, музейные сотрудники продолжили сбор материалов о героических подвигах советских воинов, смоленских партизан и подпольщиков. Штат сотрудников Смоленского областного краеведческого музея был немногочисленным. Из довоенного состава музея только директор Хохлов Тимофей Алексеевич и зам. директора по научной работе Ефросинья Васильевна Буркина приступили к исполнению своих обязанностей после освобождения г. Смоленска. Все остальные научные сотрудники были приняты на работу в начале 1944 года. Их деятельность по сбору экспонатов будущего музея заслуживает того, чтобы эти имена были названы. Это научные сотрудники О.П. Бугаева, Н.Н. Игнатова, В.И. Бухтеев, С.А. Гольблят, А.Ф. Федюнин, М.Р. Якушев.


Первый настоящий праздник


Сбор материалов музей осуществлял по двум направлениям: организация командировок научных сотрудников в районы области и систематическое получение экспонатов из военных ведомств, редакций газет и от самих участников боевых операций. Первые выезды на места боев начали осуществлять уже в конце 1943 года. Благодаря сохранившимся документам научного архива музея-заповедника за 1944 год можно проследить маршруты выездов сотрудников. Только за первый и второй кварталы были организованы командировки в 15 районов области. Длительность пребывания колебалась от нескольких дней до двух недель. Постепенно фонды музея стали пополняться вещественными предметами. Е.В. Буркина письменно обратилась к родителям В. Куриленко – юного партизана, Героя Советского Союза, о передаче мемориальных вещей их сына в музей. Поступил портрет В.И. Ленина, вырезанный на стволе березы партизанкой Л.Ф. Кулаковой, и портрет В.И. Ленина, нарисованный партизанами на куске парашютного шелка. Все эти реликвии представлены в экспозиции отдела «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В коллекции документов музея-заповедника сохранились обращения руководства областного краеведческого музея к начальнику Управления вооружения о содействии в получении трофейного оружия. Всего было собрано 1149 экспонатов, в том числе: оружия – 63, снаряжения – 35, обмундирования – 63, орудия пыток – 6, знамен – 4, листовок – 127, газет – 249, фотографий – 455, документов – 118, карт-планов – 18, плакатов – 11. Выполнено по заказу музея московскими и местными художниками произведений живописи – 37, рисунков – 74, скульптуры – 7, макетов-диорам – 2, манекенов – 5. Общее количество экспонатов составило 1271 предмет.

В преддверии открытия экспозиции в газете «Рабочий путь» появилась статья Е.В. Буркиной «Музей Великой Отечественной войны на Смоленщине». В ней она указывает, что в ближайшее время, к первой годовщине освобождения г. Смоленска от немецко-фашистских захватчиков, в здании бывшего музея «Русская старина» откроется новый музей Великой Отечественной войны. Отдельным разделом экспозиции станет территория Сосновского парка, где будут выставлены образцы крупного трофейного немецкого вооружения: самолет, танки, авиабомбы, тягачи. Создание таких экспозиций считалось первоочередной задачей музеев, возобновивших свою работу после освобождения территории от оккупантов.

25 сентября 1944 года – день освобождения города – стал первым настоящим праздником для его жителей. Здания были украшены флагами. Любимое место смолян – сад имени М.И. Глинки оформлен особенно красочно. Во второй половине дня улицы заполнили колонны рабочих предприятий, служащих и учащихся. Все они двигались к центру города, к памятнику героям Отечественной войны 1812 года, где прошел митинг трудящихся. Вечером в восстановленном драматическом театре состоялся концерт московских артистов, в числе которых была заслуженная артистка РСФСР Л.А. Русланова. Музейная экспозиция для посетителей открылась 28 сентября 1944 года и положила начало восстановлению Смоленского областного краеведческого музея.

В июне 1945 году вернулись коллекции из г. Новосибирска, а в июле этого же года экспонаты, вывезенные фашистами на запад и найденные на территории Польши. За прошедшие 79 лет после окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. экспозиция, посвященная военному лихолетью, стала настоящим пантеоном скорби и живой памяти всем смолянам-защитникам Отечества.

Надежда Волосенкова,

ведущий научный сотрудник архивно-библиотечного отдела

Смоленского государственного музея-заповедника, заслуженный работник РФ

Фото: из архива Смоленского государственного музея-заповедника


В Смоленске запустили художественную подсветку главной телевышки
Расчёт ЗРК «Бук» уничтожил боевые и разведывательные БпЛА противника