Вместе созидаем счастливые семьи
Новости

Вместе созидаем счастливые семьи

5 сентября 2024 года в 15:01


В гостях у радиостанции «Весна» и «Смоленской газеты» побывали представители православной семейной гостиной «Радонеж». Руководитель гостиной, сотрудник отдела по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии Наталья ПОПОВА, куратор направления «Мастерская родительского опыта», волонтёр-репетитор Юлия СИНИЦЫНА и куратор направления «Музыкальная студия Радонеж» Ирина НУЖДИНА рассказали о новом проекте, цель которого – организация мероприятий для оказания комплексной помощи семьям с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию, профилактики их распада, смягчения социальных проблем через работу групп комплексного развития детей.

Помощь семьям – в разных направлениях


Здравствуйте, уважаемые гости! Мы с вами встречаемся регулярно, говорим о проектах, над которыми вы работаете, и сегодня тема нашей встречи – итоги первого этапа вашего очередного большого проекта «Радость наша – вместе созидаем счастливые семьи». Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста, о нём подробнее...

Н. П.: – Проект «Радость наша – вместе созидаем счастливые семьи» мы начали в феврале этого года и за шесть месяцев получили впечатляющие результаты. Конечно, мы рассчитывали на определённое количество мероприятий и на определённое количество детей, которые в них должны участвовать, но их число превзошло наши планы.

Главная цель проекта – помощь семьям разных социальных статусов, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Это и семьи беженцев, и семьи с детьми-инвалидами, и семьи участников специальной военной операции, что сейчас очень важно. Это помощь конкретная и вместе с тем многогранная. Помощь не только родителям, но и помощь детям от нуля, можно сказать, и до восемнадцати лет.

Какая это помощь? В чём она заключается?

Н. П.: – Прежде всего, когда мы писали заявку, мы анализировали статистику по нашей Смоленской области. И пришли к такому выводу, причём он подтверждён официально: по данным Росстата, среди причин, по которым в основном распадаются семьи, у бедности самая большая доля – тридцать три процента.

Семьи, которые к нам обращаются, конечно, имеют определённые трудности, и помимо других это прежде всего финансовые сложности. Чтобы снизить финансовую нагрузку на эти семьи, мы подготовили проект «Помощь детям», в который входит ряд направлений для занятий с детьми. Одно из них – логопедия. Занятия с логопедами, как индивидуальные, так и групповые, конечно, проводятся у нас в городе в специальных садиках, школах, но тем не менее этого очень недостаточно. Платные занятия, которые тоже в очень большом количестве проводятся у нас в городе, достаточно дороги. И семья, у которой, допустим, несколько детей, не может позволить себе тратить большие деньги за эти услуги.

Подготовка к школе – тоже очень важная составляющая нашего проекта. Опять-таки, если посмотреть, сколько стоит подготовка к школе у нас в Смоленске, то за год получится сумма в десятки тысяч рублей. Для семьи, которая и так испытывает трудности, а если у неё ещё и двое, трое детей и больше, это очень серьёзные финансовые затраты. Поэтому в нашей гостиной «Радонеж», в нашем проекте, мы учли помощь, которую мы можем оказать с помощью волонтёров, с помощью наших соработников в направлении «Подготовка к школе детей 56 лет».

Следующее направление помощи детям – это младшие школьники и школьники среднего звена. Не секрет, что после пандемии обучение по тем программам, которые у нас утверждены, для многих детей становится трудным, тем более для детей из семей переселенцев, беженцев. Поэтому это направление мы тоже обозначили как очень актуальное. Репетиторством с детьми, которые учатся в начальной и средней школе, у нас также занимаются волонтёры – наши кураторы. Это предметы разного цикла.

Помимо этого, у нас ведётся очень большая работа по творческому развитию детей. Без этого мы просто не мыслим работу с семьёй, потому что творчество всегда раскрывает те ресурсы, которые есть в семье, в каждом человеке. Музыкальное развитие возглавляет педагог с высшим образованием и хорошим опытом Ирина Викторовна Нуждина. Изостудией руководит Анна Юрьевна Иванова. Большая работа проводится нашими психологами, которых возглавляет Наталья Александровна Берендеева, вместе с волонтёрами, среди которых – доцент кафедры общей психологии Смоленского государственного университета Светлана Леонидовна Киселёва и студенты старших курсов вуза.

Уже в феврале, начав работу, мы поняли, что очень востребованы такие направления, как информатика, программирование, робототехника. Преподаватель нашей православной гимназии Александр Петухов выразил готовность помогать детям с информатикой.

Всё движется постепенно. Не так быстро, как нам хотелось бы, но тем не менее уже со следующего этапа мы начинаем работу по направлению «робототехника», причём для детей старших классов, поскольку те наборы, которые мы закупили благодаря грантовой поддержке, рассчитаны на детей начиная с восьмого класса. К нам приходили волонтёры с физико-математического факультета СмолГУ и, посмотрев этот набор, сказали, что он замечательный. Волонтёры уже были готовы начинать работу, но мы решили, что эта деятельность начнётся с сентября.


У всего есть развитие


Были ли среди этих многочисленных направлений те, которые возникли по инициативе ваших подопечных? У вас программы в разных направлениях реализуются не один год, и, может быть, кто-то из семей внёс свои предложения, которые вы включили в свой проект?

Н. П.: – Конечно, мы работали совместно, обязательно обсуждали проект с нашими подопечными. У нас, можно сказать, семейный совет – единолично я не принимаю никаких решений. Мы всегда советуемся и находим какой-то компромисс.

Каждое направление у нас получает дальнейшее развитие. Вот, допустим, изостудия. Это не просто рисование акварелью, гуашью, это уже прикладное творчество: работа с керамикой, тканями, различные техники вязания, поделки из разных материалов, в том числе природных. Более того, есть запрос на то, чтобы мы открыли направление кулинарии, и мы уже пробовали это делать. Наши подопечные просят расширить занятия шитьём – домоводство очень востребовано. Мы по возможности стараемся отвечать на просьбы семей, с которыми работаем.

Эти направления – для детей. Родители присутствуют на занятиях?

Н.П.: – Родители обязательно присутствуют, им тоже это интересно. И порой родители узнают своих детей с другой стороны, и дети, видя своих родителей, тоже понимают: какая у меня мама или какая бабушка! Единственное, конечно, – пап у нас маловато бывает.

Повторю: каждое направление у нас развивается. Возьмём, например, музыкальное. Сначала это была просто вокальная студия для детей, которые не посещают детский сад или посещают его редко. Благодаря нашей талантливой Ирине Викторовне теперь это не только пение, но и музицирование, работа с шумовыми музыкальными инструментами. И как вокальная студия дети уже не раз выступали с концертами, представляли свои небольшие номера в военном госпитале, на праздниках. Под руководством Ирины Викторовны ребята выступали на празднике-конкурсе «День семьи, любви и верности».

Ирина Викторовна, вы считаете, музыкальное образование или хотя бы причастность к музыке у каждого человека должна быть?

И. Н.: – Конечно. Я считаю, что ребёнок, находясь даже ещё в утробе матери, уже начинает слушать музыку и вообще всё, что его окружает. И мы замечаем, что когда ребёнок рождается, слышит мамино пение, голос, слышит окружающие красивые звуки, не резкие, он начинает отвечать на них, начинает реагировать. Я считаю, что ребёнок рождается с музыкальным слухом.

У вас все желающие могут присутствовать на занятиях, участвовать в них? Отбора, кастинга нет?

И. Н.: – Нет, но я прослушиваю, чтобы знать уровень: что можно поправить, над чем работать. Но все желающие с четырёх лет могут прийти на занятия.

Такой вопрос: вы выявили уровень – у кого-то слух абсолютный, у кого-то нормальный, достаточный для того, чтобы заниматься музыкой. А если нет ни слуха, ни голоса? Всё равно можно заниматься?

И. Н.: – Да, ребёнок может подхлопывать, подыгрывать на музыкальных инструментах, подпевать. В этот момент дети уже себя чувствуют артистами, причастными к музыкальной деятельности. Может быть, у них что-то проснётся.

А может такое быть, что у ребёнка вдруг развились слух, вокальные данные? Такое происходит? Как профессионал расскажите, пожалуйста...

И. Н.: – Особенности ребёнка, с которыми он рождается, всегда можно развить, и иногда бывает так, что происходят переключения. Какие-то данные могут просыпаться тогда, когда ребёнок понимает, что ему это нужно. Например, он не будет петь или играть на каких-то инструментах, кроме ударных. Может быть, у ребёнка не будет именно хорошего голоса, и тогда он не поёт, но что-то подмурлыкивает – так частенько бывает, и при этом он хороший пианист. Я считаю, в любом случае, причём каждому человеку, надо развивать музыкальный слух, чтобы происходило именно музыкальное развитие личности.


Родители при деле


Есть ли у вас, назовём формальными словами, демонстрации достижений перед родителями? Мол, посмотрите, чему ваши детки научились за последние три месяца…

И. Н.: – Да, конечно. Занятия у нас проходят два раза в неделю, не считая многочисленных репетиций, концертов, выступлений. Иногда бывает довольно-таки большая нагрузка на детей – мы готовим много песен, попробуйте сорок минут отпеть. Поскольку это творчество, у нас нет строгой дисциплины – я не могу замыкать детей, чтобы они не закрепостились, даю им возможность показать себя. Но для того, чтобы немножко держать их в тонусе, иногда на музыкальные занятия приглашаются родители. Кроме того, родители присутствуют на открытых занятиях, на всех праздниках, и, конечно, на всех мероприятиях они видят, чего достигли их дети.

Работа ведётся и с родителями. В концертах мы иногда делаем либо попурри, либо раздаём родителям листочки с заданиями, они сами выходят играть на музыкальных инструментах, подыгрывают – тут же, спонтанно, либо исполняют какую-то песню. Мамы и папы выступают, а дети в это время сидят и смотрят на своих родителей. И в играх родители участвуют, и хороводы вместе с детьми водят, и танцуют. У нас не только вокальное, а всестороннее музыкальное развитие.

Юлия Викторовна, вы куратор направления «Мастерская родительского опыта». Название довольно обширное – здесь обо всём, да? Чему конкретно вы учите?

Ю. С.: – В первую очередь, наша гостиная «Радонеж» заинтересована в том, чтобы во всех мероприятиях, во всём, чем мы занимаемся с нашими волонтёрами, преподавателями, принимали участие родители: будь то просто какой-то совет, или непосредственное участие, или выступление, или просто несколько добрых пожеланий, участие в хороводах, играх, пении. Когда дети видят, что родители с ними, они их поддерживают, они с ними в одной лодочке, то и ребята по-другому реагируют. Когда ребёнок выступает, он обязательно ищет глазами в зале маму, папу, бабушку, сестру. Это всё как единая команда работает: у ребёнка просыпается желание, и результат от этого становится лучше. Кроме того, всё это благотворно влияет и на их семейные отношения.

У вас в семье – я уточню для читателей – девять детей и двое внуков. Кому, как не вам, учить других родительскому опыту, передавать его. А бывает такое, что приходится рассказывать о чём-то элементарном?

Ю. С.: – Конечно. Часто в ожидании детей с мероприятия мы все вместе сидим, и появляется очень много вопросов и у родителей, и даже у старших детей, которые ожидают своих сестёр и братьев. И мы обсуждаем буквально всё: здоровье ребёнка, обучение, какие-то бытовые проблемы, делимся рецептами. Мы очень много черпаем друг от друга.

Наверняка семьям, у которых один ребёнок, кажется, что три – это уже очень много. А как те, у кого три-четыре ребёнка, относятся к вам? Мол, у меня четверо, я не знаю, что делать, а у вас девять...

Ю. С.: – Вот что интересно: чаще в последнее время семьи с тремя детьми мне говорят: «У нас малодетные семьи. Ну что такое три ребёнка? Вот было бы пять-шесть, это уже нормально» или «Наши проблемы – это всё ерунда». То есть они даже стараются свои проблемы не преувеличивать, а, наоборот, понимают, что все бытовые сложности, проблемы с учёбой – это нормально, всё так и должно быть в семье. И начинают учиться тому, что чем больше детей, тем больше подспорья, больше помощи друг от друга. Есть уже какое-то делегирование своих полномочий старшим детям: проверка заданий, помощь по дому. И поэтому даже те, у кого трое-четверо детей, уже хотят, чтобы у них было больше деток. Например, наш преподаватель английского языка и волонтёр, очень замечательная мама Оля Бессонова, говорит, что хочется побольше деток. Сейчас у них двое, в семье благополучная обстановка, несмотря на то что папа работает в Москве, он всё время навещает их, они к нему ездят. Пока ребёнок маленький, мама в Смоленске. Оля очень любит деток и проводит у нас замечательные занятия по английскому языку.

Наталья Викторовна, дети одни и те же ходят на разные секции? Один ребёнок может ходить и на скульптуру, и на музыку, и на математику?

Н. П.: – Да, может быть и такое, у нас нет ограничений по количеству направлений. Но можно и выбирать направления, которые больше нравятся.

Сейчас все родители стремятся одновременно на разные направления отдать детей, чтобы дальше они развивались в различных сферах. Это затратно. А благодаря вашему проекту ребёнок из многодетной семьи получает возможность бесплатно посетить сразу всё, что он хочет, и выбрать из десятков занятий, например, четыре-пять…

Н. П.: – Мы стараемся, потому что, опять-таки, возвращаясь к названию проекта, мы вместе созидаем счастливые семьи, и нам очень хочется, чтобы наши маленькие шажки способствовали увеличению семейного счастья.

Интересная, кстати, практика: вы даёте возможность семьям обучать своих детей в разных кружках, на что они потратили бы деньги. Ведь можно было просто дать им деньги, а они распорядились бы по собственному усмотрению, но нет гарантии, что деньги пойдут на развитие ребёнка, скажем прямо. А здесь получается, что вы своими услугами обеспечиваете им эту возможность. Это интересный подход, несколько необычный, потому что мы привыкли так: дайте нам детское пособие, и мы от государства или от каких-то общественных организаций больше ничего не требуем. Дайте нам денег, мы сами с ними разберёмся...

Н. П.: – Вы знаете, это так. И меня очень радует наша общая атмосфера, которая сейчас сложилась. У нас же православная семейная гостиная, и люди в основном приходят верующие или те, кто вот-вот уже подойдёт к храму и вере. Без веры – этой основы, фундамента – вправду очень сложно, тем более в наше время. И всегда наши семьи находят поддержку, потому что практически все они сейчас прихожане тех или иных храмов. Это очень важно.

Я хочу ещё добавить к вопросу о многодетности. Юлия Викторовна ответила на ваш вопрос, есть ли такие семьи, которые стремятся догнать её по количеству детей.

Когда у нас проходил конкурс среди многодетных семей «Самая дружная смоленская многодетная семья» 2024 года, одна из мам, Оля Егорова, готовясь к этому празднику, на репетиции сказала: «Боже мой, как уже выросла моя младшая, вот мне уже хочется, чтобы у меня был следующий ребёнок, я уже не могу». Это было просто, искренне, естественно. А ведь действительно, дети – это такая отдача! А для того чтобы она была положительной, очень много должны сделать родители, многое зависит прежде всего от семьи. Поэтому мы стараемся в нашей гостиной – с помощью всех наших волонтёров, всех наших кураторов, которые являются верующими людьми, – помочь им в этом.

***

О том, как появилась идея создания конкурса, в чём его уникальность, почему так важно его проведение, нашему изданию ранее рассказали руководитель православной семейной гостиной «Радонеж», сотрудник отдела по социальному служению и церковной благотворительности Смоленской епархии Наталья Попова, а также непосредственные участники мероприятия – родители пятерых детей Ольга и Вадим Егоровы, занявшие в фестивале-конкурсе «Самая дружная смоленская многодетная семья» почётное второе место (материал опубликован в «Смоленской газете», № 31 от 31 июля 2024 года).


Продолжение следует


Беседовал: Юрий СЕМЧЕНКОВ
Текст подготовила: Мария ОБРАЗЦОВА
Фото: предоставлены православной семейной гостиной «Радонеж»




В Смоленской области 2491 избиратель выразил желание голосовать дистанционно
В Смоленске стартовал экологический месячник