За каждую собаку — в ответе!
21 июня кинологи уголовно-исполнительной системы отмечают свой профессиональный праздник. В этот день «службе на двоих» исполняется 115 лет. В 1909 году по инициативе министра внутренних дел Петра Столыпина в Санкт-Петербурге были созданы первый питомник и школа дрессировщиков собак.
Сегодня кинологи и их верные помощники – гордость УФСИН России по Смоленской области. Безупречно выполняя свой долг перед Отечеством, в любых условиях они всегда остаются в строю и неизменно готовы показать отличный результат. Однажды пришедшие на службу в уголовно-исполнительную систему, они, как, впрочем, и люди, посвящают этой работе лучшие годы своей жизни. Так же, как и их напарники, постоянно тренируются, сдают зачёты и экзамены, посменно выполняют свои служебные обязанности, ездят в командировки, участвуют в конкурсах профмастерства, с почётом уходят на пенсию… Как правило, собаку забирает домой тот кинолог, с которым она работала, или же служивого пса отдают в добрые руки.
Третий год кинологической службой регионального УФСИН руководит подполковник внутренней службы Алексей МАКАРОВ. Всего на сегодняшний день в ведомстве, во всех исправительных колониях области, двух следственных изоляторах и в Управлении по конвоированию, несут службу 60 сотрудников-кинологов и с ними – 74 четвероногих напарника.
– Алексей Алексеевич, по вашему мнению, каким должен быть настоящий кинолог?
– Этот вопрос простой и сложный одновременно. Очень важно, чтобы человек был терпеливым, организованным, наблюдательным, смелым, доброжелательным, с особым чувством личной ответственности. Ведь он отвечает не только за себя. Все эти качества помогают в работе с животными. И, безусловно, кинолог должен любить собак. В уголовно-исполнительной системе ему нужно быть готовым к значительным физическим нагрузкам, эмоциональному напряжению, выполнению своих обязанностей в любых погодных условиях и в любое время суток – в дождь, мороз, под палящим солнцем, ночью или в праздничные дни.
Кстати, в ведомстве трудятся около двадцати процентов женщин-кинологов, и они ничуть не уступают по своим профессионально-личностным качествам мужчинам, а то и превосходят. Яркий пример тому – старший инструктор-кинолог Управления по конвоированию смоленского УФСИН Оксана Иванова, ежегодный призёр всероссийских ведомственных соревнований.
– Делятся ли служебные собаки как-то по направлениям деятельности? Или они в целом – «универсальные бойцы»?
– Универсальных солдат, к сожалению, у нас не бывает. У каждой служебной собаки – свой профиль, а значит, и свои служебные обязанности.
Обеспечение охраны учреждений – одна из основных их функций. Помимо этого, они применяются при конвоировании осуждённых, задействуются в мероприятиях по обеспечению правопорядка (обыски, досмотры граждан), при розыске и задержании правонарушителей, в поиске наркотических средств, взрывчатых веществ, а также других запрещённых предметов. Конечно, отдельным направлением работы сотрудников-кинологов является организация подготовки своих служебных собак к выполнению задач.
Да, сегодня учреждения УФСИН полностью оснащены и камерами, и сигнализацией, и другими современными спецсредствами – это так называемая пассивная охрана. Однако собака – живое существо, она лучше слышит, лучше видит, быстрее двигается, чем человек. Первый помощник в любой внештатной ситуации – она. Большую роль также играет и психологический аспект. Если рядом с сотрудником-кинологом грозный пёс, оппонент почувствует дискомфорт и лишний раз подумает, стоит ли ему идти на конфликт или иное нарушение правопорядка. Либо лучше сдаться и отступить от своего злого умысла. Ведь собака может одним рыком, взглядом предотвратить правонарушение.
Отмечу, что в поиске наркотических веществ до сих пор нет лучшего средства, чем собачий нюх. Поэтому я убеждён: спустя многие годы служебные собаки и кинологи по-прежнему будут оставаться незаменимыми.
– Расскажите, как осуществляется подготовка служебных собак?
– Подготовка происходит в рамках двух курсов дрессировки – общего и специального. За каждым прибывшим щенком в скором времени закрепляется наставник из числа наиболее опытных и профессиональных сотрудников-кинологов. Новобранцев ждут занятия по общему курсу дрессировки. Обучение для них начнётся с самых простых команд – «Лежать!», «Сидеть!», «Рядом!» и других, затем – первый экзамен на профпригодность. После перевода щенков в категорию учебных собак кинологи приступают к работе с ними по специальному курсу дрессировки, где собаку приучают к действиям, которые будут необходимы при выполнении конкретной служебной задачи.
За каждым кинологом закрепляется определённая собака, с которой он постоянно работает. Пёс подбирается индивидуально. Так же, как и у людей, у каждой собаки свой характер. Например, мягкий человек не сможет работать с темпераментным псом, так как тот будет главенствовать.
В принципе, правила дрессировки во всех силовых структурах очень похожи. Конечно, есть и некоторые различия. Так, в нашем ведомстве можно отдельно отметить дрессировку разыскных собак на поиск человека в транспортных средствах, автомобилях и железнодорожных вагонах, которые могут использоваться нарушителями для укрытия при совершении попытки побега.
– Сколько времени требуется, чтобы пёс усвоил команду?
– В среднем собаке потребуется около пяти – семи дней для усвоения одной простой команды. Но в каждом случае, конечно, время зависит от индивидуальных способностей животного. Правда, повторять упражнение с питомцем вам потребуется очень много раз. В течение дня на занятие должно уходить не более десяти – пятнадцати минут.
Главное – придерживаться принципа последовательности. Нужно отработать вначале одну команду, причём безукоризненно, и только затем переходить к следующему этапу.
– Порода служебной собаки имеет значение?
– Конечно! Сейчас у нас на службе восточноевропейские, немецкие и бельгийские овчарки, ротвейлеры и лабрадоры.
Выбор породы зависит от характера служебных задач, которые собака будет выполнять. Так, для разыскной работы, предполагающей не только поиск преступника по оставленному им запаховому следу, но и его силовое задержание (а это требует выносливости, силы и в определённой степени агрессивности), добродушный и спокойный спаниель вряд ли подойдёт. При этом немецкая, бельгийская и восточноевропейская овчарки или ротвейлер справятся с этой задачей прекрасно.
В то же время при поиске наркотиков или взрывчатки, наоборот, спаниель с соответствующим уровнем подготовки не уступит по эффективности представителям вышеуказанных пород, а может оказаться и более полезным.
Что касается несения караульной службы, на постах по охране объектов, то здесь лидируют кавказские и среднеазиатские овчарки, которые отличаются от представителей остальных пород большей массой, физической силой, крутым нравом и сильным чувством места.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Варвара Королёва