Сергей Пиляк: Смоленск как портал в Россию

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Новости

Сергей Пиляк: Смоленск как портал в Россию

1 мая 2024 года в 15:03

День единения народов России и Беларуси Государственный музей «Смоленская крепость» отметил презентацией рукописи трактата Ивана Хозерова «О принципах сложения архитектурных форм Смоленского кремля». Уникальный артефакт можно увидеть в башне Громовой до конца апреля. А мы посчитали этот факт прекрасным поводом поговорить с директором музея «Смоленская крепость» Сергеем ПИЛЯКОМ на тему взаимодействия с белорусскими коллегами.

Фото: © Государственный музей Смоленская крепость

Научный подход

Для начала напомню, что наш музей существует не так давно. И условия, в которых мы работаем, близки к экстремальным: площади небольшие, а при этом хочется показать очень много. Поэтому мы проводим много выездных мероприятий. Рассказываем о крепости, о Смоленске.

Естественно, одно из наших основных направлений – Беларусь. Во-первых, близко. Во-вторых, большое количество культурных, исторических и родственных связей. В качестве яркого примера можно вспомнить, что в середине семнадцатого века каменщики из Витебска ремонтировали Смоленскую крепость.

Кроме того, мы понимаем, что взаимодействие с Беларусью – одно из стратегических культурных направлений, которое наш музей как государственный обязательно должен отработать. Для нас это одно из самых приятных направлений, потому что каждый наш визит в Беларусь, каждый приезд белорусских делегаций к нам – это всегда радость и улыбки. Как будто встреча с родственниками, хорошо знакомыми и милыми сердцу людьми.

Обмен визитами в данном случае происходит в рамках сотрудничества на уровне музеев. Речь идёт прежде всего о научной деятельности?

Безусловно, поскольку музей – это в первую очередь научная организация. Тем более в нашем случае, когда крепость – уникальный феномен, о котором надо не просто рассказывать, но и делать это ярко и живо. И без научной работы справиться с этим мы никак не сможем. У нас есть соглашение не только с белорусскими музеями, но и с архивами, сотрудники которых также помогают нам искать материал, касающийся смоленской крепостной стены.

Не так давно начался и активно продолжается большой проект «Смоленская крепость в артефактах библиотек и архивов Союзного государства». Наши белорусские коллеги помогают нам находить архивные данные, неопубликованные книги, черновики, о которых раньше не было известно. Мы изучаем их, вводим в научный оборот, рассказываем, показываем, публикуем. В общем, ведём большую работу, которая направлена на то самое взаимодействие в раскрытии феномена Смоленской крепости.

В Беларуси теперь хорошо знакомы и с нашими выставочными проектами. Передвижные выставки «Смоленской крепости» побывали практически во всех регионах этой страны. Кстати, один из таких проектов родился, когда в прошлом году к нам приехала большая группа сотрудников Витебского краеведческого музея. Я имею в виду выставку «Рифмы истории. Витебская ратуша и Смоленская крепость», которая была представлена в дни «Славянского базара в Витебске», где её увидели много гостей.

То есть для нас такие профессиональные диалоги – это хорошая возможность продумать новые проекты, опять же, рассказать о Смоленской крепости. И сделать это так, чтобы всё больше коллег из Беларуси узнавали о нас самое интересное.

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Рифмуя историю

Раз уж речь зашла о «Рифмах истории». Проект, на мой взгляд, действительно получился очень интересным и необычным. Может быть, есть желание продолжить его и зарифмовать Смоленскую крепость ещё с каким-нибудь объектом?

Конечно. Но надо помнить, что любая подобная история связана с большим объёмом научной работы. То есть мы не можем выдавать на-гора много таких проектов, потому что каждый необходимо серьёзно проработать.

В этом году у нас уже на финальной стадии подготовки проект «Союзная крепость». Это будет также передвижная выставка об оборонительной архитектуре России и Беларуси. Интересно, что практически у каждого объекта, будь то Брестская крепость или Мирский замок например, мы находим какие-то архитектурные или исторические переклички со Смоленской крепостью. За счёт них мы как раз показываем, что у нас гораздо больше общего, нежели различного. Что мы являемся представителями одной мощной славянской культурной платформы. И наше фортификационное наследие – это также проявление не отторжения, не неких границ, а нашего единства, культурного и исторического.

Эта выставка поедет по городам России и Беларуси. Я уверен, что её маршрут продлится как минимум несколько лет. Потому что это очень интересный проект, который раскрывает многие исторические и культурные смыслы.

Сергей Александрович, я заметила, что любой проект вашего музея – это всегда необычный взгляд, интересная подача информации…

А как же иначе! Наш главный вдохновляющий герой – Смоленская крепость. Я по-настоящему влюблён в это сооружение, потому что у него просто феноменальная история. Совершенно непонятно, как её смогли построить за такой короткий срок. Совершенно непонятно, как она преодолела все исторические невзгоды и в более чем впечатляющей части сохранилась. И потом, Смоленская крепость просто невероятно пропорциональна, невероятно красива.

Помню, когда я впервые приехал в Смоленск в 2017 году и увидел крепость, то сразу подумал: «Вау! Она стоит, она сохранилась и выглядит совершенно роскошно!» Уже тогда мне стало понятно, что это объект уникального облика, с необычной исторической судьбой. Он достоин того, чтобы смотреть на него особо и транслировать эту особость всем остальным.

Словом, мы понимаем, что какие-то традиционные приёмы здесь не заработают. Наша крепость слишком прекрасна для того, чтобы говорить о ней просто. Вот она нас и вдохновляет на нестандартный подход к подаче информации.

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Объединяющий фактор

Возвращаясь к взаимодействию с белорусскими коллегами: чего такого знают те учёные о нашей крепости, чего не знаем мы?

История любой крепости соткана из судеб людей, которые её строили, сохраняли, защищали, изучали… А если учесть, что Смоленск находится у границы с Беларусью, логично, что какие-то из этих судеб могут быть связаны и с этой страной. В первую очередь это касается российско-белорусского исследователя архитектуры Ивана Макаровича Хозерова и архитектора Игоря Дмитриевича Белогорцева. Мы хорошо знаем, какой вклад они внесли в историю Смоленской крепости, её изучение и сохранение. Но при этом их профессиональная судьба во многом связана и с Беларусью тоже.

Причём мы говорим не только о научных выводах, полученных белорусскими учёными, но и о тех предметах, которые они нашли. Вы понимаете, что для любого музея важны артефакты, рассказывающие о судьбах исследователей того или иного сегмента наследия. Например, посмотреть на личное дело того же Белогорцева можно в Бресте, для чего нам необходимо взаимодействие с коллегами. И за счёт такого соприкосновения мы узнаём больше о судьбах исследователей и, как следствие, ещё больше о феномене Смоленской крепостной стены.

Конечно, сказать, что современные белорусские исследователи активно занимаются нашей крепостью, мы не можем, поскольку Беларусь – один из самых уникальных краёв с точки зрения фортификационной индустрии. Замков и крепостей там огромное количество, и, соответственно, большой фронт работ. Они рассказывают о том, как много значат фортификационные сооружения для страны, и для нас это звучит как мотив вдохновиться. Мы к этой работе постепенно подступаемся и делаем всё, чтобы добиться таких же впечатляющих результатов.

А чем всё-таки интересна наша крепость белорусским исследователям, учитывая, что делегации оттуда бывают регулярно?

Не стоит забывать, что для наших белорусских коллег взаимодействие с Россией – тоже очень важная задача. И Смоленск для них является неким порталом в нашу страну. Это возможность здесь, на региональном уровне, найти какие-то точки соприкосновения.

И это, опять же, возможность пообщаться с сотрудниками нашего музея. Потому что мы единственный федеральный музей исключительно фортификационной проблематики. Не краеведческий, не исторический, не художественный, не мемориальный. Мы говорим исключительно о крепостях. В первую очередь о Смоленской. И об остальных, которые формируют её контекст. То есть в данном случае для наших коллег, которые представляют музеи, хранящие фортификационное наследие, лучшего партнёра просто не найти.

Фото: © Государственный музей «Смоленская крепость»

Сергей Александрович, не могу не спросить о планах на ближайшую перспективу. В этом году планируете что-то интересное в рамках «Славянского базара в Витебске»?

Конечно. Но планы пока раскрывать не буду. Потому что хорошо говорить об уже готовом продукте. В любом случае это будет выставка, посвящённая в том числе и Смоленской крепости.

Замечу, что в наших выставках мы всегда показываем прежде всего музейную концепцию. Самое важное – это идея. Идея в обрамлении артефактов.

Смоленская крепость неразрывно связана с историей России. На её территории не раз принимались решения, судьбоносные и для нашей страны, и для Беларуси тоже. Кстати, сама белорусская государственность была как раз-таки явлена в Смоленске – мы нашим коллегам об этом всё время напоминаем. Кроме того, Смоленская крепость единственная в России, в состав которой входят ворота, названные в честь одного из белорусских городов. Я имею в виду Копытенские ворота и город Копысь. И подобных интересных фактов можно привести много.

Ещё раз повторюсь: Смоленск важен нашим коллегам как портал в Россию. Как древний город, находящийся на русской реке Днепр и символизирующий всё лучшее, что есть в нашей стране: её величие, масштаб, историю, потрясающее настоящее, замечательное прошлое и впечатляющее будущее. Поэтому наш музей всегда поддерживает инициативы коллег, выходит со своими и старается делать всё, чтобы взаимодействовать с нами было приятно и комфортно…

Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU

Ольга Суркова

В Смоленском районе сенатор Артём Малащенков прибрался возле памятника красноармейцам
В Смоленске ремонтируют подземный пешеходный переход на площади Победы