Смоленское ФСБ рассекретило архивные материалы о зверствах фашистов
18 апреля 1918 года, согласно данным анкеты местного управления Народного комиссариата внутренних дел, организована Комиссия по борьбе с контрреволюцией, саботажем, спекуляцией в Западной области, в состав которой в то время входила Смоленская губерния. Первым её председателем стал Виктор Иванович Яркин.
По прошествии времени ведомство не раз меняло наименования, однако, неизменной остаётся задача обеспечения безопасности страны. Одним из наиболее сложных периодов были годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
В преддверии 106-летия архив регионального Управления ФСБ рассекретил ряд уникальных документов, повествующих о расследованиях зверств фашистов и их последователей на Смоленской земле. В одном из них приведены показания немецкого рядового, служившего в 335 охранном батальоне, Гейца Винклера, который рассказал об обстановке в городе Смоленске с октября 1941 года до начала 1943 года.
«Когда наш 335 батальон прибыл в Смоленск, там негде было разместиться. Масса домов были разрушены и сожжены, остальные были переполнены воинскими частями. По прибытии мы выгнали из домов гражданских лиц с их семьями, их поселили по несколько семей в одном доме, а освободившиеся дома заняли.
Положение населения было исключительно тяжелое, нечего кушать, проходящие на фронт части забирали остатки. В город приезжали различные части «СС» и каждая часть проводила расправу над населением. lt;…gt;
В Смоленске был лагерь для военнопленных. В нем в первое время содержалось до 30 тысяч военнопленных. Их положение было исключительно тяжелым. Кушать они почти не получали, а если и доставалось, то только кипяченая вода, выдававшаяся как суп. Одежды никто их них не получал, все ходили в чем были взяты в плен. Сначала они десятками ежедневно умирали от голода, а когда к этому прибавились морозы, смертность возросла, много пленных замерзло. Их положение было исключительно плачевное. К середине 1942 года в лагере содержалось очень мало пленных, так как их много умерло, а часть распределили по лагерям Германии. Точно я сказать не могу, сколько населения и пленных убито, замучено, но могу сказать одно – число этих жертв исчисляется тысячами», - сообщил в ходе допроса Гейц Винклер.
Кроме того, рассекречена информация о так называемой «расстрельной команде» - специальном отряде, созданном из добровольцев – немецких солдат и офицеров – для расправы над мирным населением и партизанами. Фашистское командование обещало её членам после окончания войны ордена, денежное поощрение и наделы земли в России.
Ефрейтор 268 немецкой пехотной дивизии Ганс Фарбер, состоявший в указанном формировании и казнённый по решению советского военно-полевого суда, в ходе ответа на вопрос об участии в репрессиях говорил, что многое уже не помнит, поскольку «их было слишком много». Однако он признался, что лично расстрелял и повесил 35 человек, самым младшим из которых было 6 и 7 лет. Также Ганс Фарбер заявил об участии в групповых изнасилованиях 19 советских женщин и девушек.
«В апреле 1943 года мы вшестером изнасиловали 14-летнюю девочку по имени Маруся. Девочка заболела и сошла с ума. В апреле в этой же деревне мы изнасиловали женщину 25 лет», - рассказал гитлеровец.
Согласно действующему законодательству РФ, УФСБ России по Смоленской области продолжит работу по рассекречиванию архивных материалов и доведению достоверной информации до населения региона.
Следите за новостями в телеграм-канале SMOLGAZETA.RU
Мария Образцова